195 лет на службе Отечеству

195 лет на службе Отечеству

БОГАТАЯ ИСТОРИЯ ПРОЛЕТАРСКОГО ЗАВОДА СЛОЖИЛАСЬ ИЗ УНИКАЛЬНОГО СПЛАВА  ПРОРЫВОВ И ОТКРЫТИЙ, УСПЕХОВ И ТРУДНОСТЕЙ, ДОСТИЖЕНИЙ И ПОБЕД

Ольга КУЛИКОВА

Пролетарский завод принципиально отличается 
от других предприятий Объединенной судостроительной корпорации, где производятся конечные продукты. Корабли, суда, подводные лодки, танкеры и сухогрузы – это то, что можно увидеть, оценить размах, масштабность. Наша продукция – составная часть сложных систем. Ее не видно, так как она находится внутри блоков или под обшивкой, но от нее зависит многое, если не все. И в основе ее высокого качества лежит колоссальный опыт, приобретенный предприятием за 195 лет.

Начало

Церемония закладки завода состоялась в июне 1825 года. Строился он «с великим поспешанием»: работало около 600 человек, в том числе 279 каменщиков. Работы, не взирая на погодные условия, не прекращались даже осенью и зимой. И уже 7 сентября (по старому стилю) 1826 года состоялся торжественный пуск литейного цеха. Четырнадцатого декабря 1826 года по указу императора Николая I новый завод был назван Александровским (поэтому свой день рождения Пролетарский завод может отмечать, как минимум, дважды). Директором предприятия стал Матвей Кларк.

Одной из основных специализаций предприятия было судостроение. В мастерских Александровского завода выполнялись заказы морского ведомства, на его верфях в течение первых 17 лет было построено 17 пароходов. Один из них стал первым в России для морского плавания, другой совершил первый в истории парового флота поход вокруг Европы. 

В 1834 году на заводе по проекту военного инженера Карла Шильдера была построена подводная лодка – первое в России судно с цельнометаллическим корпусом, с борта которого впервые в мире были произведены подводные пуски пороховых ракет. Позже, в 1867 году, появилась подводная лодка конструкции генерала О.Б. Герна, которая двигалась под водой при помощи сжатого воздуха, а в надводном состоянии – при помощи пара.

Номенклатура выпускаемых Александровским литейным заводом изделий в 1826–1843 годах не ограничивалась судостроением. Огромную роль сыграл Александровский завод в создании архитектурных памятников Санкт-Петербурга, большинство из которых и сегодня украшают город. Многие из них – львы на Адмиралтейской набережной, декор и колесница Славы на арке Главного штаба, квадрига на фронтоне Александринского театра, Нарвские и Московские триумфальные ворота – являются символами Северной столицы. По сей день крыша Эрмитажа лежит на металлических конструкциях, созданных александровскими мастерами.

Железная дорога

Александровский завод стал пионером железнодорожного машиностроения. Поскольку первая железная дорога строилась по инициативе императора Николая I, поставки для нее должен был осуществлять казенный завод, а Александровский завод как раз находился недалеко от планируемой магистрали и имел опыт изготовления паровых машин. Первый в России паровоз был выпущен на нем в 1845 году, а уже к весне 1847 года завод построил более сотни локомотивов и тендеров. К 1890 годам Александровский завод превратился в основное паровозоремонтное предприятие Северо-Запада.
В послереволюционные годы предприятие сохранило свою специализацию. В ноябре 1922 года оно было переименовано в Пролетарский паровозо- и вагоноремонтный завод. В 1930-е годы на Пролетарском заводе была проведена мощная реконструкция, превратившая его в крупнейший паровозоремонтный комбинат Северо-Запада.

Во время Великой Отечественной войны Пролетарский завод не прекращал работу. Перед оставшимися на производстве заводчанами встали такие сложные задачи, как обеспечение эвакуации основного заводского оборудования в тыл, помощь военному командованию в строительстве оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду и в самом городе, подготовка населения к противовоздушной обороне, расширение производства боеприпасов, ремонт боевой техники. Нарушение графика работ приравнивалось к невыполнению боевого задания на фронте. За доблестный труд в годы войны летом 1945 года Пролетарскому заводу было присуждено Знамя Государственного комитета обороны. 

В шестидесятые годы стало очевидно, что время паровозов уходит. По постановлению правительства в 1959 году завод приступил к освоению магистральных тепловозов с гидравлической передачей. Тогда он был переименован в Ленинградский тепловозостроительный завод (ЛТЗ). В течение трех лет было построено и передано Октябрьской железной дороге 176 секций тепловозов ТГ102 с различными типами гидравлических передач.

Вновь судостроение

По решению советского правительства осенью 1963 года завод был перепрофилирован на судостроение с возвращением названия «Пролетарский завод». Предприятие приступило к производству судового оборудования: рулевых машин для кораблей и судов, палубных кранов, подъемно-опускных устройств для гидроакустических комплексов, винтов регулируемого шага и других механизмов. 

В 1970 году на базе завода было создано научно-производственное объединение (НПО), началось изготовление уникальной судовой техники. Здесь делали силовые приводы успокоителей качки, устройства траверзной передачи сухих и жидких грузов (предназначенные для снабжения судов и кораблей в открытом море на ходу), взлетно-посадочные комплексы, манипуляторные устройства (МУ) для проведения аварийно-спасательных и научно-исследовательских работ в глубинах океана.
В 1974 году НПО обрело новую специализацию – энергомашиностроение: началось производство газо- и паротурбогенераторов, электро- и турбонасосов для надводных, подводных кораблей и гражданских судов. За высокие достижения в производстве судового оборудования Ленинградское объединение «Пролетарский завод» в 1976 году было награждено орденом Октябрьской революции.

В 1992 году НПО «Пролетарский завод» было преобразовано в акционерное общество, а в 2011-м, при поддержке президента Владимира Путина, посетившего завод в сопровождении губернатора Санкт-Петербурга Геннадия Полтавченко и заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака, основной пакет акций был передан АО «ОСК» – крупнейшей в нашей стране судостроительной корпорации.

В наши дни

Вот уже более 50 лет основные направления деятельности Пролетарского завода – это судовое и энергетическое машиностроение. Предприятие выпускает корабельные механизмы, системы и комплексы новых модификаций, в том числе не имеющие отечественных аналогов. Судовое оборудование предприятия поставляется для российских военных и гражданских судов. Пролетарский завод снабжает своей продукцией практически все крупные верфи ОСК.
Основные гражданские заказчики на сегодняшний день – предприятия энергетического сектора: Сибирская энергетическая компания (АО «СИБЭКО»), ООО «Газпром энергохолдинг», ПАО «Интер РАО», ПАО «Энел Россия», АО «Концерн Росэнергоатом», ПАО «Юнипро». Работают с заводом и предприятия газовой и нефтяной отрасли – ПАО «Новатэк», ПАО «Газпром». Сделанное на заводе энергетическое оборудование поставляется в Индию, Узбекистан и Казахстан.

В рамках диверсификации завод предлагает потенциальным заказчикам всевозможные виды лебедок, гидравлического оборудования, систему водоподготовки, бактерицидные аппараты «БАКТ», опреснительные установки типа ПРО, краны электрические мостовые, кран-балки электрические. Совместно с «ОСК-Движение» – дочерней компанией АО «ОСК» – на Пролетарском заводе в настоящее время прорабатываются вопросы освоения серийного выпуска винто-рулевых колонок.

С приходом в 2019 году нового генерального директора Михаила Исполова активно ведется модернизация производства. В результате проведенной масштабной работы в рамках реализации Федеральной целевой программы по развитию судового машиностроения в марте 2021 года открылся участок ГАП, на котором было введено более 17 единиц нового оборудования, проведена реконструкция здания и инженерных коммуникаций и внедрены новые подходы к управлению производством. При реализации инвестиционного проекта Пролетарский завод отошел от классического принципа замены устаревшего оборудования и предпринял масштабную комплексную модернизацию всех необходимых элементов функционирования современного производства. 

Подходя к своему 195-летию, опираясь на уникальную историю и опыт, одно из старейших машиностроительных предприятий Санкт-Петербурга уверенно смотрит в будущее.   

Пролетарский завод снабжает продукцией практически все крупные верфи ОСК


Михаил Исполов,  генеральный директор 
«Пролетарский завод – уникальное предприятие, производящее широчайшую линейку продукции. По сути, единственное в России, которое может сделать все: от глубоководных изделий до тормозных устройств посадки самолетов, от изделий судового машиностроения до оборудования для ТЭС, АЭС и малой энергетики. И сейчас, используя накопленный производственный опыт, инвестиции, инновации и современные инструменты производственной системы, предприятие уверенно продолжает развиваться в рамках концепции «Пролетарский завод – Центр компетенций в отрасли судового машиностроения».


195 лет на службе Отечеству
195 лет на службе Отечеству
195 лет на службе Отечеству
195 лет на службе Отечеству
195 лет на службе Отечеству
195 лет на службе Отечеству
195 лет на службе Отечеству
195 лет на службе Отечеству