Квоты под киль

Квоты под киль

Что должно сделать государство, чтобы учесть интересы рыбаков, корабелов и потребителей?

Андрей ФОНАРЕВ

В конце октября – начале ноября 2021 года между Великобританией и Францией едва не разразилась очередная «рыбная война». Французы задержали в проливе Ла-Манш два британских траулера, один из которых был уличен в вылове двух тонн морских гребешков в исключительно французской экономической зоне. Президент Эммануэль Макрон угрожал введением санкций   против Великобритании, премьер Борис Джонсон настаивал на своем понимании условий торговли после выхода королевства из ЕС. Но ни для кого не было секретом, что вопрос рыболовства не столько экономический, сколько политический. Более того, это вопрос суверенитета, а он, по определению, означает «независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах». Последние касаются не только территории, но и акватории, где власти бывает непросто убедительно показать свое верховенство.

В России вопросы рыбной ловли тоже напрямую касались и касаются темы суверенитета. Эксплуатация недр суши и толщ вод в годы ослабления государства в частных интересах сделала часть людей очень богатыми, многих бедными, некоторых – мертвыми. Когда государство сумело собраться с силами, оно первым делом обеспечило себе контроль над денежными потоками, связанными с эксплуатацией недр (что предсказуемо вызвало недовольство тех, кто рассчитывал на «продолжение банкета»). Конечно, это было непросто и потребовало многих усилий, но одно обстоятельство этому благоприятствовало – нефтяная или газовая скважина не отправится за обиженным дельцом из Сибири на Альбион. А вот рыболовное судно так поступить может, и эту возможность нельзя не учитывать. Поэтому история государственного регулирования рыбной отрасли – это не блокбастер, а длящийся десятилетиями сериал.

Двадцать девятого октября 2021 года президент страны Владимир Путин встретился с директором Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрием Чиханчиным и задал ему привычный вопрос: «Вы сказали про ЖКХ, про ТЭК, про агропромышленный комплекс. А как в рыбной отрасли?» Юрий Чиханчин ответил, что там проблема пока остается, но «есть очень много наработок, которые позволяют все-таки выдавить из этой системы…». Президент сам уточнил, кого еще надо выдавливать из этой системы – «жуликов». Собеседники сошлись на том, что рыбная отрасль – это одна из двух самых криминальных на сегодняшний день отраслей. Вряд ли процесс реформирования товарно-денежных отношений в российском рыболовстве близок к завершению. И тем не менее прогресс очевиден.

Два варианта

Пять лет назад в ходе «Прямой линии» Владимир Путин так обрисовал пример состояния дел в рыбной отрасли: «Наши заводы не загружены, и рыба там перерабатывается китайская. Сегодня что происходит: рыба, которая доставляется на берег и должна была бы перерабатываться на наших предприятиях, доставляется в замороженном виде, берега касается, ее оформляют, сразу перегружают и на этом же судне увозят на экспорт. Потом эта же рыба, как китайская, раскупается нашими же предприятиями».

Эта и другие схемы были призваны привести экономические реалии в соответствие с географическими. Если не обращать внимания на государственные границы и интересы граждан России (например, покупать рыбу по доступным ценам), все логично – российский Дальний Восток является никудышным рынком сбыта рыбных ресурсов просто из-за недостатка населения, а европейская часть России куда дальше от места вылова рыбы, чем естественные рынки сбыта – страны АТР (Япония, Корея и Китай). С точки зрения логистики и законов рынка дальневосточная рыба должна «плыть» на тарелки потребителям Токио и Пекина, а не Москвы. 

Но помимо законов рынка есть еще и интересы государства, а также законы, их отражающие. Если в какой-то момент выясняется, что действующие законы недостаточно защищают интересы государства, принимаются новые, более эффективные. Так появилась государственная программа «квоты в обмен на инвестиции», стимулирующая строительство новых перерабатывающих предприятий и нового рыболовецкого флота, для которого и была придумана формула «квоты под киль». В них помимо традиционных для России отношений государства и бизнеса посредством кнута замаячил еще и пряник: компании, которые проявят готовность работать по правилам и в интересах страны, получат значительные преференции. Это поставило рыболовов перед трудным выбором. Простой вариант в этом случае (назовем его «на наш век хватит») – продолжать работать по-прежнему. На стареющих судах, пока они еще на ходу, продолжать ловить рыбу, пока она есть, а что будет завтра – не наша забота, ведь никто не живет вечно. Сложный вариант, назовем его «социально-ответственный», рассчитывать на работу своего предприятия не на годы, а на десятилетия вперед. Не перелавливать, не загрязнять окружающую среду, не рисковать жизнями людей. И – на этот раз уже без «если» – заказывать новые суда на отечественных верфях.

Дьявол в деталях

Но, как известно, дьявол кроется в деталях, а у каждого судьбоносного выбора есть множество маленьких подвыборов, в корне меняющих суть дела. 

Поэтому судьба «квот под киль» решается на каждом конкретном заказе, на каждом конкретном предприятии. И корабелы, и рыболовы знают, что оптимальным вариантом для верфи является работа с крупными сериями и типовыми проектами. И корабелы, и рыболовы знают, что узкая специализация рыболовных судов экономически выгодна – хотя бы потому, что рыба, крабы и остальные дары моря в ходе эволюции тоже стали узкоспециализированными. Интересы корабелов и рыболовов неизбежно сталкиваются.

Например, контракт, заключенный между ПСЗ «Янтарь» и Рыболовецким колхозом имени В.И. Ленина (г. Петропавловск-Камчатский, Россия) в 2016 году на строительство трех траулеров-сейнеров, стал первым для отечественного заказчика за последние двадцать лет. Дорабатывать проект до рабочего состояния пришлось конструкторскому отделу завода, а так как проектирование и строительство шли параллельно, то время от времени возникала необходимость переделок. И тем не менее это – история успеха, так как, несмотря на сдвиг сроков и дополнительные расходы, к концу 2020 года все три судна были переданы заказчику. Более того, верфь и колхоз решили продолжать сотрудничество, и теперь в Калининграде строится самый крупный из отечественных рыболовов – БМРТ «Виктор Гаврилов» (сроки сдачи уже скорректированы соглашением сторон – теперь это 2024 год). К сожалению, в единичном экземпляре.

Глава Росрыболовства Илья Шестаков на прямой вопрос журналиста в недавнем интервью : «Будет ли Минпромторг предлагать инвесторам типовые проекты судов?» ответил: «Действительно, какое-то время назад мы такой вариант обсуждали, но в итоге от него отказались, так как у рыбаков разные потребности в промысловых мощностях».

Потребности у рыбаков действительно очень разные, но они есть и у верфей – как быть с ними? По словам главы ОСК Алексея Рахманова в интервью «Газете.ру», «мы оказываемся в странной ситуации – металлурги нам цены повышают, двигателестроители нам цены повышают, а основной заказчик спрашивает, почему судостроители хотят поднять цены? Роль государства – регуляторная, оно призвано следить за тем, чтобы развивалась вся бизнес-среда, в комплексе. Потребительский сектор может жить в реальной конкуренции, и чем она больше, тем для него лучше. Но есть отрасли экономики, к ним относится и судостроение, которым необходимы механизмы гармонизации интересов рыночной экономики и государственного заказа».

В феврале 2021 года на заседании Комиссии по развитию ОПК в Государственной Думе Алексей Рахманов выступил за регулирование ценообразования в судостроительной отрасли – такой инстанцией, по его мнению, мог бы стать Минпромторг. «Корабелы зачастую сталкиваются с ситуацией, когда отечественные комплектующие оказываются заметно дороже иностранных аналогов, и ситуация повторяется от отрасли к отрасли. Результатом же становится слишком высокая цена конечного изделия – судна, – которую не готов принять заказчик. Создается удивительная ситуация: мы российские комплектующие покупать обязаны, а в отношении российских судов таких обязательств ни у кого нет», – сказал Алексей Рахманов.

Форум победителей

В начале сентября в Санкт-Петербурге с успехом прошло крупнейшее мероприятие – IV Международный рыбопромышленный форум – 2021. Произошло это в период между двумя пандемийными волнами, поэтому его удалось провести практически целиком в очном формате. На форум приехали 400 компаний из 25 стран и 40 регионов России, там встретились руководители крупнейших рыбопромышленных компаний, были подписаны важные договоренности.

На сессии, посвященной экологическому переходу и циркулярной экономике, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что «сейчас в России, наверное, самая большая в мире программа модернизации флота и рыбоперерабатывающих мощностей. Это серьезный вклад с точки зрения модернизации отрасли и самое важное – огромные инвестиции». По его словам, до 2025 года должно быть построено порядка 100 новых отечественных судов с глубиной переработки 100%, где используется полностью все сырье. «Россия входит в пятерку лидеров по вылову и является одной из немногих стран, где отмечается рост добычи дикой рыбы не за счет переэксплуатации, а благодаря научным подходам к искусственному воспроизводству», – рапортует Росрыболовство.

Это означает, что программа «Квоты под киль» признается Росрыболовством эффективной. А значит, у нее будет продолжение. Каким именно будет это продолжение, активно обсуждалось в кулуарах форума (ведь у рыбаков, как мы помним, потребности разные) и вокруг него. Вариантов масса – вплоть до включения в новую программу «Квоты в обмен на инвестиции» контейнерных перевозок по Севморпути при условии, что в этих контейнерах будет мороженая рыба. Об этой идее рассказал в свое время вице-премьер – полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, тоже сославшись на представителей рыбной отрасли, жалующихся на нехватку рефрижераторных контейнеров для перевозки улова как на железнодорожном транспорте, так и на морском. К неработающей программе такого интереса точно не было бы.

Новые компетенции

Что же касается судостроителей, то, выполняя заказы по программе «Квоты под киль», они приобретают новые компетенции и становятся более конкурентоспособными. Именно об этом во время спуска на воду нового траулера «Капитан Осташков» на Северной верфи сказал представитель заказчика, заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников: «Это уже третье судно в нашей серии из десяти судов, которое спускается на воду, и мы видим, что с каждым судном у судостроителей растут компетенции. Мы понимаем, что это сложные заказы, но Северная верфь с ними справляется… Наши компании ждут эти суда, они позволят нам эффективно ловить рыбу, поставлять хороший продукт на рынок, создавать хорошие условия труда для наших моряков, потому что эти суда находятся на совершенно другом уровне технической оснащенности по сравнению с флотом, строившемся раньше». Говоря о следующем, четвертом траулере серии «Капитан Брейхман», генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов подтвердил, что «мы, наконец, ощущаем, что строим серийный траулер – его рабочая конструкторская документация проработана процентов на 80, в ней учтены правильные размеры и конструктив фундаментов под оборудование, разметка вырезов под трубопроводы. По сравнению с первым «Капитаном» строительство идет гораздо рациональнее и последовательнее».

Только так, выполняя сложные заказы, верфи смогут приобрести репутацию у заказчиков. И только дав возможность честно зарабатывать компаниям, соблюдающим правила игры, государство сможет «выдавить жуликов» из рыбной отрасли, не оставив при этом людей без рыбы, а верфи без заказов.    


Вопросы рыбной ловли в России напрямую затрагивают тему суверенитета

Выполняя заказы по программе, судостроители приобретают новые компетенции



18 рыболовецких судов законтрактовано  на Северной  верфи
Это четыре ярусолова-процессора проекта MT1112XL для рыболовецких колхозов Севера и десять траулеров-процессоров проекта 170701 для холдинга «Норебо» (шесть траулеров предназначены для ведения промысла в водах Северной Атлантики, а четыре – для работы на Дальнем Востоке). Также с «Норебо» заключен контракт на строительство еще четырех ярусоловов проекта 200101. Доля гражданских  заказов занимает около 40% общей загрузки предприятия.

Квоты под киль
Квоты под киль
Квоты под киль
Квоты под киль
Квоты под киль
Квоты под киль