165 лет инноваций

165 лет инноваций

Со дня своего основания 26 мая 1856 года Балтийский завод всегда был и остается первопроходцем



Варвара ЧАЙКОВСКАЯ

Балтийский завод – одно из крупнейших судостроительных предприятий России. ­Основанный в сердце Санкт-Петербурга как частное предприятие, за 165 лет работы завод превратился в высокотехнологичного промышленного гиганта, воплощающего в жизнь самые амбициозные инженерные проекты. Коллектив предприятия осваивал технологию строительства судов и кораблей передовых проектов, формируя новый облик отрасли и всего отечественного флота. Завод прошел путь от строительства первых металлических лодок, работающих на угле и паре, до создания высокотехнологичных кораблей и судов с атомными энергетическими установками. Здесь получили свою путевку в жизнь первые в России боевые подводные лодки, создавались серии линкоров и миноносок, строились броненосцы и крейсеры, пассажирские пароходы и транспортные суда.

Всегда первый

С момента своего основания главной специализацией завода стала постройка металлических кораблей для военного флота России, а также паровых машин и других судовых механизмов. За 30-40 лет до того, как весь мир освоил технологию строительства и тактику боевого использования подводных лодок, на предприятии построили корабль, который по многим параметрам отвечал своему назначению – подводную лодку конструктора Ивана Александровского(1866 год).

Броненосная канонерская лодка «Опыт», построенная в 1862 году стала первым отечественным металлическим кораблем.

В 70-е годы ХIX века на предприятии построили броненосный корабль береговой обороны «Адмирал Лазарев», который положил начало броненосному судостроению в России. В 1877 году на заводе построили первую в России паровую машину мощностью 5300 л.с. Балтийский завод первым приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа «Победа», броненосцы) и подводных лодок типа «Барс», «Морж», ничем не уступающим лучшим зарубежным образцам. Подводная лодка «Минога» стала первой российской субмариной, оснащенной дизельной силовой установкой с реверсивным устройством.

В начале ХХ века на Балтийском заводе построили линейные корабли «Петропавловск» («Марат») и «Севастополь» («Парижская коммуна») - первые российские дредноуты, на которых была применена улучшенная система бронирования.

В 1920-е годы завод одним из первых в Советском Союзе возобновил производство сначала коммерческих судов (лесовозов, грузопассажирских теплоходов, дизельных ледоколов), а потом приступил к реализации военных проектов. За первое десятилетие коммерческого судостроения завод создал 32 судна. В 1930-е годы рабочие Балтийского завода построили знаменитые торпедные дизель-электрические подводные лодки I серии типа «Декабрист».

В годы Великой Отечественной войны Балтийский завод работал на нужды фронта. Специалисты предприятия наладили массовый выпуск боеприпасов, ремонтировали корабли, строили минные тральщики, организовали производство барж и тендеров для ладожской Дороги жизни. Половина 15-тысячного коллектива завода ушла на фронт, почти 6000 балтийцев не вернулись с войны…

После окончания Великой Отечественной войны для гражданского флота завод освоил строительство грузовых и грузопассажирских судов: танкеров, рефрижераторов, сухогрузов, химовозов, ледоколов для Заполярья, научно-исследовательские суда.

В 1950-е годы на заводе велось строительство 19 серийных подводных лодок проекта 613.

Во второй половине XX столетия ответственность задач, ставящихся перед Балтийским заводом, возрастает. Заказы становятся сложнее и масштабнее. Со стапелей предприятия начинают сходить большие научно исследовательские суда и крупнотоннажные танкеры.

В это время амбициозно и масштабно велись разработки в военной сфере: строительство тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» проекта 1144 «Орлан» задействовало все мощности завода, дало толчок к небывалому развитию предприятия. Четыре построенных атомных крейсера проекта опередили время и стали грозной силой Советского, а потом и Российского военного морского флота.

Русский север

Особым заказом для завода, определившим вектор его развития на годы вперед, становится серия атомных ледоколов проекта 10520 и 10521. Именно на Балтийском заводе были построены все существующие атомные ледоколы. Первым стал покоритель Северного полюса «Арктика» проекта 10520. После него трассы Северного морского пути проложили «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр» и «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы».

Второе десятилетие XXI-го века стало новой главой в книге истории предприятия. Перед коллективом верфи ставится стратегическая задача – Балтийский завод становится главным исполнителем работ по обновлению отечественного атомного ледокольного флота.

Предприятию поручено построить самые большие и мощные в мире ледоколы. Проект 22220 – это современные суда, способные решать широкий спектр задач, главные из которых обслуживание Северного морского пути. На ледоколах реализуются инновационные отечественные технологии и инженерные решения. Головному универсальному атомному ледоколу присваивается наименование «Арктика», в честь легендарного одноименного судна проекта 10520, долгие годы являвшегося флагманом советского атомного ледокольного флота.

3 октября 2020 года «Арктика» под флагом Балтийского завода достигает северного полюса Земли. Поднятие флага и передача в эксплуатацию ФГУП «Росатомфлот» произошло 21 октября 2020 года при участии премьер-министра России Михаила Мишустина.

Сейчас на Балтийском заводе ведется строительство серийных судов проекта 22220 – это универсальные атомные ледоколы «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Первый серийный атомоход – ледокол «Сибирь» завершает программу швартовных испытаний. Его передача заказчику запланирована на конец года. Место у причальной стенки с «Сибирью» делит его младший брат – ­ледокол «Урал». Ожидается, что «Урал» будет введён в эксплуатацию в конце 2022 года. Четвёртый и пятый суда проекта 22220 – ­ледоколы «Якутия» и «Чукотка» находятся на стапеле предприятия. Их спуск на воду запланирован на 2022 и 2024 годы.

Наряду с решением задач по обновлению атомного ледокольного флота страны, предприятие занимается строительством ледоколов с дизельным «сердцем». Судно «Виктор Черномырдин» проекта 22600 стало самым большим и самым мощным неатомным ледоколом в мире. 30 декабря 2016 года корабелы Балтийского завода спустили судно на воду. Поднятие флага и передача ледокола в эксплуатацию ФГУП «Росморпорт» произошло 3 ноября 2020 года при участии президента России Владимира Путина.

Помимо «Виктора Черномырдина» корабелы Балтийского завода построили плавучей энергоблок «Академик Ломоносов» для первой в мире плавучей атомной электростанции. Этот проект, как и большинство технически сложных заказов, создаваемых на Балтийском заводе, не имеет аналогов в мире. Сегодня «Академик Ломоносов» введен в эксплуатацию в составе плавучей атомной теплоэлектростанции в городе Певек Чукотского Автономного округа и обеспечивает передачу электроэнергии в энергосети «Чукотэнерго» и тепла в теплосети города.

Новые горизонты

Балтийский завод сегодня – это один из самых передовых судостроительных комплексов России, обладающий высоким производственным и научно-техническим потенциалом. Завод выпускает широкий спектр изделий судовой энергетики и машиностроения. В машиностроительной номенклатуре завода есть теплообменное оборудование для атомных станций, котельное оборудование, оснащение для судового машиностроения: гребные винты, валы для кораблей и судов всех классов, дейдвудные и рулевые устройства, баллеры. Также завод оснащен полноценным производством цветного, стального и чугунного литья.

На предприятии реализуются самые сложные и наукоемкие проекты. Колоссальный полуторавековой опыт создания сложных кораблей и судов, поступательная модернизация производственных мощностей, постоянная работа по переподготовке персонала и применение самых современных технологий по праву делают Балтийский завод одним из флагманов судостроительной отрасли России.

Оглядываясь назад в историю завода, видно, что за каждым уникальным судном, за каждой технической разработкой, за любым новаторством стоят конструкторы, технологи, а также труд и профессионализм работников всех цехов и подразделений предприятия.

За эти годы приобретен ценный опыт и исключительные компетенции, которые, безусловно, будут востребованы в будущем при создании перспективных заказов, предназначенных для освоения и развития Арктических регионов и Северного морского пути. Благодаря этому, завод продолжит развиваться, будет реализовывать новые интересные проекты, а его работники могут уверенно смотреть.

Балтийский завод –один из флагманов российского и мирового судостроения



165 лет инноваций
165 лет инноваций
165 лет инноваций
165 лет инноваций
165 лет инноваций
165 лет инноваций
165 лет инноваций