2021 год – год рождения одного из самых интересных проектов, разрабатываемых в ОСК. Работа над ним шла непросто и заняла достаточно много времени, но этой осенью первая «Соталия» должна сойти со стапеля
Идея создания «Соталии» зародилась в блоке технического развития АО «ОСК», а ее автором был директор департамента технического развития Сергей Ляшенко. Появилась масштабная задача – создать линейку судов, способных совершать перевозки по мелководным рекам и производить высадку и посадку пассажиров на необорудованный берег, с современным дизайном, российской пропульсией и с фиксированной стоимостью. Потребность в обновлении пассажирского флота с небольшой осадкой есть во многих регионах России, но решить эту задачу самостоятельно у них не получалось.
Разработчиком технорабочего проекта стало НИПТБ «Онега». В новый проект сразу было решено вовлечь максимальное количество профессионалов: конструкторов, промышленных дизайнеров, производственников. Уникальный дизайн экстерьера и интерьера судна разработала группа отечественных дизайнеров под руководством Владимира Пирожкова в Центре прототипирования высокой сложности «Кинетика» (Москва). Синергия усилий и знаний позволила создать доступное отечественное речное судно с современным обликом, готовое работать в разных регионах России в том числе на социально значимых маршрутах.
К постройке «Соталии» были привлечены и создаваемые в Группе ОСК центры продуктовой специализации: «ОСК-Интерьер», «ОСК-Движение» и «ОСК-Электромонтажные работы». На примере данного проекта ими были отработаны новые организационные подходы к выполнению работ и технологические решения.
НОВЫЙ ТИП
Новизна «Соталии» заключается в том, что это не проект отдельного судна, а универсальная платформа, на основе которой АО «ОСК» предполагает строить суда разного назначения и водоизмещения. «В бумаге» готов один проект пассажирского судна, в котором уже заложен потенциал для других модификаций. При этом проект не привязан ни к определенной верфи, ни к определенному заказчику, но разработан с прицелом на максимальную масштабируемость. Еще одной новой гранью «Соталии» стал трансфер технологий: для пассажирского салона были заимствованы решения, применяемые при строительстве железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта.
Важной особенностью проекта является его бизнес-концепция, предполагающая заданные себестоимость, сроки производства и надлежащее качество продукции. Стоимость судна не должна превышать стоимость своих ближайших аналогов. Это необходимое условие для получения заказов на постройку различных модификаций судов и устойчивого спроса при конкурентной оценке соотношения цена/качество – сроки постройки.
Кроме того, «Соталия» задумана как судно, у которого нет ограничений по сборке в удаленных районах. Ее размерения выбраны такими, чтобы крупные сборочные единицы можно было доставлять куда угодно автомобильным, водным и железнодорожным транспортом. Спуск на воду и подъем на берег возможны с использованием как слипов, так и грузоподъемной техники (портовых или мобильных кранов).
ПРЕДШЕСТВЕННИК
Предшественником пассажирской «Соталии» можно назвать теплоход «Заря» проекта 946 (позднее Р-83). Суда этого проекта выполняли перевозку пассажиров по мелководным рекам почти во всех пароходствах
Советского Союза. Для своего времени (проект разрабатывался и модифицировался в 70-х годах) «Заря» была, как бы мы сейчас сказали, инновационным судном. В его конструкцию были заложены особенности, обеспечившие речную «вездеходность»: широкое применение в надстройке стеклопластика сделало судно легким, а комбинированные обводы корпуса и система воздушной смазки днища облегчали прохождение мелководных каменистых участков рек. Кроме того, благодаря малой осадке и обратной килеватости в носовой части, теплоход мог выходить носом на отлогий берег для посадки и высадки пассажиров. Появление «Зари» на реках страны произвело транспортную революцию – было налажено регулярное сообщение между райцентрами и труднодоступными населенными пунктами. Однако двигатель «Зари» вызывал много нареканий: не очень надежный, неэкономичный, загрязнял окружающую среду.
Пассажирская «Соталия» будет такой же легкой и «вездеходной», но более комфортной для пассажиров и более дружелюбной для экологии. Она придет на смену пассажирским, грузопассажирским, грузовым и, возможно, медицинским речным судам водоизмещением до 20 тонн.
ЭТАПЫ
В работе над проектом можно выделить три этапа: предпроектная подготовка, собственно разработка технорабочего проекта и согласование этого проекта. Но деление это весьма условно – в любой момент разработчик может вернуться на предыдущий этап для корректировки принятых решений. Например, изменить марку оборудования после оценки технологической совместимости оборудования от разных поставщиков или переработать какую-то часть проекта под требования классификационного общества.
Этап предпроектной подготовки – это большой объем закупочной документации. Трудоемкость формирования пула поставщиков для проекта «Соталия» может в полной мере оценить только тот, кто пробовал в условиях текущей экономической ситуации обеспечить взаимодействие нескольких десятков производств с гарантированным по цене и срокам конечным результатом.
Для сохранения заданного дизайнерами внешнего облика и интерьера судна были применены решения, ранее не использовавшиеся в судостроении: выдвигающиеся железнодорожные кресла, ограждения из поликарбоната, особая компоновка конструктивных элементов внутри корпуса и пр. Конечно, продвижение этих решений потребовало времени, но результат – проработка проекта на современном уровне промышленного дизайна – того стоил.
Модели пассажирской и грузопассажирской «Соталии» дебютировали на ИННОПРОМ-2019. О конкурентных преимуществах судна и широких возможностях его использования вице-премьеру Юрию Борисову и главе Минпромторга Денису Мантурову рассказывал генеральный директор ОСК Алексей Рахманов.
СПРОС
В настоящее время в приобретении заинтересованы региональные власти Псковской области, Пермский край и другие регионы. В целом география широкая. Специалистами АО «ОСК» прорабатывался механизм реализации судов по всей территории РФ с целью восполнения дефицита современных судов для перевозки пассажиров на местных линиях. Кроме того, есть надежда на интерес от региональных частных производителей, которые будут готовы изготавливать судно по франшизе. Такой вариант уже прорабатывается в Самаре. А самое первое судно уже строится в Калининградской области на верфи, которая была отобрана по итогам тендера.
ПОСТАВЩИКИ
Ключевые элементы проекта отечественные: двигатель производства Ярославского машиностроительного завода и водометный движитель производства Головного филиала НПО «Винт» АО «ЦС «Звездочка». Двигатель был доработан под требования РРР и сертифицирован в составе пропульсивного комплекса.
Взаимодействие с изготовителями изделий для железнодорожного транспорта позволило применить в составе оборудования салона кресла с эргономичной спинкой, обеспечивающие комфортную посадку пассажиров при малом шаге.
Для корпуса и надстройки рассматривалось несколько возможных решений. Выбор алюминиевого сплава как основного материала обусловлен оптимальным соотношением технологичности изготовления судна, весовыми характеристиками и широтой внедрения технологий работы с алюминиевыми сплавами на малых судостроительных верфях.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ
В перспективе может быть выпущена «Соталия» на электродвижении, это позволит повысить экологичность и расширит возможности использования судна. Возможен и вариант использования в качестве топлива сжиженного природного газа.
Изначально в проект были заложены варианты вместимостью 30, 42 и 54 человека (обозначены в проекте как П-30, П-42 и П-54). На маршрутах с небольшим пассажиропотоком оптимально будет использовать «младшую» модификацию, а там, где объем требуемых перевозок больше, суда модели П-54.
Все концептуальные предложения тщательно анализировались и прорабатывались, и в результате у проекта сейчас достаточно сбалансированный модельный ряд. На базе одной модульной платформы проработано девять модификаций в пассажирском, грузовом варианте, а также судно для медицинских нужд. В перспективе модельный ряд, несомненно, будет расширяться.
Врез: Изображение силуэта дельфина стало элементом товарного знака проекта
Теплоход «Заря» проекта 946 (с 1965 по 1981 год) и Р-83 (с 1971 по 1985 год) выпускался на Московском судостроительном-судоремонтном заводе. В общей сложности было выпущено более 400 судов. В настоящее время на ходу осталось не более 20 судов этих проектов.
Белый дельфин (Sotalia fluviatilis) встречается в Амазонке практически по всему ее течению, а также во многих притоках этой реки на территории Бразилии, Перу, в юго-восточной Колумбии и в восточной части Эквадора. Его изображение помещено на герб города Рио-де-Жанейро.