Полное погружение

Полное погружение

Ведущий инженер-конструктор судоремонтного завода «Нерпа» Яна Смирнова – единственная женщина, которая провела 52 дня в автономном плавании во время комплексных морских испытаний атомной подводной лодки «Вепрь»



Ирина АНЗУЛАТОВА

«Вепрь» еще только планировался к постановке на акваторию завода, а Яна Смирнова уже мечтала, как в качестве ведущего инженера-конструктора будет заниматься этим кораблем. С тех самых пор, как подводные лодки стали предметом ее профессионального интереса и «соленое дело» поглотило целиком и полностью, она мечтала сходить в море. Не на прогулку, не за острыми ощущениями и ради приключения, а увидетьсвоими глазами, как там, на глубине, под броней прочного корпуса и толщей воды работают все эти системы и механизмы, которые тысячи раз она видела на схемах и чертежах, готовила на них техдокументацию, делала расчеты, расписывала техпроцессы.
Командир корабля, узнав, что на ходовые испытания, которые по программе должны были длиться около двух месяцев, в составе заводской сдаточной команды пойдет женщина, выразил свое недоумение. Но, пообщавшись с Яной Смирновой, противиться не стал.


Увидеть своими глазами

– Для меня этот корабль очень важен, – объясняет свое решение пойти «в автономку» Яна Алексеевна. – На нем был выполнен серьезный объем восстановительных работ, принят ряд технических решений, многие из которых рождались в спорах и тесном взаимодействии со специалистами контрагентских организаций, проектантами. По сути, ремонт «Вепря» стал одним глобальным исследованием, большой научной работой. Увидеть, как в действительности работают в разных режимах эксплуатации корабля его системы и механизмы, для меня как специалиста было очень важно. Помешать «женскому вторжению» на подводный корабль пытался и помощник командира корабля. Когда Яна Смирнова вместе с заводской командой прибыла к месту базирования атомохода, он стал убеждать ее, что быт на борту трудный и надлежащих условий для прекрасного пола на лодке не предусмотрено. Нашей героине пришлось аргументировать фактами. Чтобы получить допуск на выход в море, она вместе со всеми членами сдаточной команды в течение трех месяцев проходила подготовку в учебно-тренировочном комплексе. Программа включала легководолазную подготовку, сдачу зачетов, выполнение упражнений в бассейне в морском спасательном костюме, отработку задач на случай аварийной ситуации с выходом из условной лодки через торпедный аппарат.
– Сложностей я не боялась, – признается Яна Алексеевна, – и что такое суровая мужская жизнь в условиях замкнутого пространства хорошо представляла. Важно было на своем опыте убедиться, что разработанная мною программа испытаний покажет, как системы, оборудование и механизмы работают при максимальных нагрузках. Я считаю, инжнер-конструктор просто обязан пройти полностью весь цикл испытаний до конца.


Там все по-другому

Надо отдать должное экипажу: моряки постарались создать комфортные условия для единственной на борту женщины, выделив ей офицерскую каюту. Определили специальные часы для посещения душа, спортивной комнаты. Что касается психологического комфорта, то тут и делать ничего не пришлось – все подводники психологически готовы к длительному пребыванию в замкнутом пространстве.

– Под водой на все смотришь под другим углом зрения, – делает выводы Яна Смирнова. – Я теперь понимаю трепетное отношение подводников к кораблям. В прочном корпусе ты словно в капсуле, и эта капсула жизни продвигается по океану. Когда лодка идет на погружение, чувствуешь, как она набирает силу, обретает энергию.

Во время внеслужебного общения военные моряки умело скрашивают быт. На флоте ведь так много морских ритуалов – от посвящения в подводники до празднования дней рождения. А чувство юмора на лодке – очень важный и даже необходимый элемент общения.

Конечно, прежде чем гражданский персонал сработался с экипажем, прошло какое-то время. Но уже в процессе ходовых испытаний пришло осознание, что сдаточная заводская команда и экипаж – это единый коллектив и цель у всех одна: надежный, управляемый корабль.


Флотское братство

Как самая дорогая реликвия у Яны Алексеевны теперь хранится свидетельство подводника, которое ей торжественно вручили на борту «Вепря». Документ этот подтверждает ее причастность к плеяде мужественных, решительных, дерзких и смелых людей.
 
– Пусть день посвящения в моряки-подводники станет путеводной звездой в вашей дальнейшей жизни, – напутствовали ее члены экипажа, вручая свидетельство и плафон с забортной водой, как того требует морская традиция. – Это было счастьем – чувствовать себя единым целым с экипажем, сдаточной командой, видеть на практике результаты труда большой команды, осознавать, что завод смог выполнить такую сложную задачу, внес свою лепту в техническую мощь флота.

ДОСЬЕ

Яна СМИРНОВА
заместитель начальника инженерного центра судоремонтного завода «Нерпа»

Родилась 13 сентября 1968 года в г. Краснокамске Пермской области. Среднюю школу окончила в г. Норильске Красноярского края. Характер поистине сибирский: сильная, целеустремленная, принципиальная. Физикой и математикой увлеклась еще в школе. Легко преодолев конкурсный барьер, в 1986 году поступила в Санкт- Петербургский морской технический университет, который окончила в 1992 году по специальности «инженер- механик». В 1993 году по распределению молодым специалистом приехала работать на судоремонтный завод «Нерпа». Начав с должности инженера-конструктора, Яна Смирнова стала быстро подниматься по ступеням карьерной лестницы, заняв должность заместителя начальника инженерного центра.


Полное погружение
Полное погружение
Полное погружение
Полное погружение