Путь длиной в 120лет

Путь длиной в 120лет

Отмечающее в этом году солидный юбилей Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» создает перспективные образцы сложнейшей подводной морской техники, осваивает новые направления развития и уверенно смотрит в будущее

1944 г. Орден Трудового Красного Знамени. За создание советских образцов подводных лодок, успешно действующих против немецко-фашистских захватчиков

1963 г. Орден Ленина. За большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащенных этим оружием

1976 г. Орден Октябрьской Революции. За большие заслуги в деле создания специальной техники

1984 г. Орден Ленина. За большие заслуги в создании, испытании и освоении производства новой специальной техники

Владимир МАРУШИН

консультант Группы истории подводного кораблестроения АО «ЦКБ МТ «Рубин»

Начало подводному кораблестроению в России было положено на рубеже XIX–XX веков. После доклада главного инспектора кораблестроения Николая Кутейникова по результатам его зарубежной поездки Морским ведомством России было принято решение о проектировании отечественного полуподводного миноносца. Для его разработки были приглашены специалисты, имеющие профессиональное образование и опыт: старший помощник судостроителя Иван Бубнов, старший инженер-механик Иван Горюнов и лейтенант Михаил Беклемишев. Созданная ими Строительная комиссия стала первой в России профессиональной организацией, занимающейся проектированием и постройкой подводных лодок.

В июле 1901 года был разработан и утвержден проект миноносца №113, а заказ на его постройку был выдан Балтийскому заводу в Санкт-Петербурге. Строительство и испытания были завершены в октябре 1903 года. В 1904 году миноносцу было присвоено наименование «Дельфин», а в 1906 году он вошел в состав нового класса боевых кораблей российского флота – подводные лодки.

Вслед за первенцем последовали построенные по проектам Ивана Бубнова подводные лодки «Касатка», «Минога», «Акула», «Морж» и «Барс». Отечественная школа проектирования росла и набирала опыт. На Балтийском заводе Строительная комиссия в 1909 году была преобразована в отдел подводного плавания (отдел Подпла). Благодаря отличительным архитектурным особенностям тип первых российских подводных лодок получил наименование «русский», что стало признанием самобытного почерка отечественной конструкторской школы.

Кроме отдела Подпла, проектированием подводных лодок в России в первые десятилетия занимались конструкторские подразделения нескольких заводов: Ижорского, Металлического, Путиловского, Невского. Все проекты рассматривались Морским министерством России на конкурсной основе, победители получали заказы на постройку. Лучшими считались проекты отдела Подпла: из 34 субмарин, построенных по отечественным проектам, 32 были предложены Иваном Бубновым, а две остальные Михаилом Налетовым («Краб») и Степаном Джевецким («Почтовый»).

Вторая попытка

Революция 1917 года и Гражданская война привели к вынужденному перерыву в кораблестроении и, как следствие, к потере опытных, квалифицированных специалистов. Отечественное подводное кораблестроение оказалось отброшенным в своем развитии на десятилетие. Почти все приходилось начинать сначала. В 1926 году была принята программа, предусматривающая в том числе и строительство подводных лодок для советского Военно-морского флота. На Балтийском заводе было организовано бюро по проектированию и постройке подводных лодок (техническое бюро №4), которое возглавил Борис Малинин, работавший с 1914 года в техническом бюро Подпла в должностях инженера-конструктора на строительстве подводных лодок типа «Барс».

В своей автобиографии Малинин писал: «Период с ноября 1926 года по июнь 1930 года был самым напряженным и трудным во всей моей деятельности. Приходилось одновременно решать три задачи, тесно связанные друг с другом: вести разработку чертежей и постройку лодок, тип которых у нас был до того времени неизвестен; создавать и немедленно практически использовать теорию подводной лодки, которой у нас в Союзе также не было; воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников, т.к. наличие их к моменту образования Бюро по проектированию и постройке составляло всего 7 человек, считая в том числе и меня самого».

Проект подводных лодок I серии был завершен и передан для постройки в конце 1926 года. Также под руководством Малинина были разработаны проекты подводных лодок типа «Ленинец» (II серия) и типа «Щука» (III серия). Эти проекты совершенствовались в ходе серийного строительства и стали основой для целого ряда серий подводных лодок.

Десятилетие 1930–1940-х годов стало временем бурного развития отечественной конструкторской школы и подводного кораблестроения. По 19 проектам, разработанным конструкторами ЦКБ-18 (так после нескольких преобразований и переименований в 1937 году стало называться единственное на тот момент в СССР конструкторское бюро подводного кораблестроения), были построены и введены в состав ВМФ СССР 206 подводных лодок различных классов и назначения.

В годы Великой Отечественной войны деятельность ЦКБ-18 была направлена на оказание помощи соединениям подводных лодок, изучение опыта боевых действий подводников, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью улучшения боевых и эксплуатационных качеств действующих подводных лодок. Большое внимание уделялось обобщению опыта проектирования, накопленного в довоенный период, – была выполнена большая работа по составлению «Справочника конструктора-подводника», материалы которого были использованы в практике проектирования и при подготовке курса лекций для студентов.

Деятельность ЦКБ-18 получила высокую государственную оценку. В 1944 году бюро было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Заслуги конструкторов были отмечены государственными премиями, орденами и медалями. 

Вернувшиеся к мирной жизни фронтовики завершили прерванное войной образование. Коллектив ЦКБ-18 пополнили окончившие вузы молодые специалисты. В ЦКБ-18 были развернуты работы по проектированию новых подводных лодок, которые основывались на боевом опыте подводников и изучении иностранного опыта. Первыми после войны появились средняя подводная лодка проекта 613 (главный конструктор Владимир Перегудов) и большая подводная лодка проекта 611 (главный конструктор Сергей Егоров).

Атомная эра

В 1956 году ЦКБ-18 приступило к разработке проектов атомных подводных лодок – проекта 658 с баллистическими ракетами и проекта 659 с крылатыми ракетами.

Атомная энергетика совершила революцию в подводном кораблестроении. Подводные лодки стали не «ныряющими», а действительно подводными, с пребыванием в подводном положении в течение всей автономности и неограниченной дальностью плавания. Возможности, которые открыла перед конструкторами атомная энергетика, поставили под сомнение дальнейшее строительство и развитие подводных лодок с дизель-электрическими (неатомными) энергетическими установками. Во многом благодаря хорошо аргументированной позиции руководства ЦКБ-18 развитие неатомных подводных лодок в отечественном подводном кораблестроении не прекратилось. Наряду с атомными подводными лодками были созданы и дизель-электрические субмарины, которые получили высокую оценку за свои качества. Лодки проектов 641, 877, 636 и их модификации отлично зарекомендовали себя на службе Военно-морского флота, а также стали важной экспортной составляющей в сфере международного военно-технического сотрудничества и вошли в состав военных флотов 16 стран.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами стали важнейшей составляющей стратегических сил в период военно-политического противостояния между СССР и США, наступившего вскоре после окончания Второй мировой войны. Созданные ЦКБ МТ «Рубин» под руководством генерального конструктора академика Сергея Ковалева три поколения атомных подводных ракетоносцев с баллистическими ракетами обеспечили достижение и поддержание стратегического паритета. 

Спроектированные ЦКБ МТ «Рубин» атомные подводные лодки с крылатыми ракетами, способные наносить удары по береговым и морским целям, стали главным средством борьбы с крупными корабельными группировками. В 1960-е годы были построены атомные ракетоносцы проекта 659 (главные конструкторы Павел Пустынцев и Николай Климов) и проекта 675 (главный конструктор Павел Пустынцев). С 1980 года в состав ВМФ СССР были приняты атомные подводные крейсеры проектов 949 и 949А (главные конструкторы Павел Пустынцев, Игорь Баранов).

Наряду с атомными ракетоносцами ЦКБ МТ «Рубин» был разработан проект глубоководной атомной подводной лодки проекта 685 (главные конструкторы Николай Климов, Юрий Кормилицин). 

Новое время

В 90-е годы руководством ЦКБ МТ «Рубин» были предприняты усилия, в результате которых удалось не только сохранить квалифицированных специалистов, но и провести диверсификацию производства. Был выполнен ряд конверсионных проектов, в том числе не связанных с подводным кораблестроением. Сфера деятельности узкоспециализированного конструкторского бюро значительно расширилась. ЦКБ МТ «Рубин» превратилось в современную многопрофильную фирму.

В ЦКБ МТ «Рубин» развернуты работы по созданию морских робототехнических комплексов. Впервые в России создан глубоководный комплекс с автономным необитаемым подводным аппаратом, способный погружаться на максимальные глубины Мирового океана. И все-таки главным в деятельности бюро остается выполнение государственного оборонного заказа. Сейчас по его проектам ведется серийное строительство атомных и неатомных кораблей четвертого поколения.

Игорь Вильнит

генеральный директор АО «ЦКБ МТ «Рубин»

– 120 лет в масштабе российской истории не так уж и много, но для отечественного подводного кораблестроения это целая эпоха. Первая в России профессиональная организация для проектирования и постройки подводных лодок, ныне носящая название «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», прошла солидный путь от первой русской боевой подводной лодки «Дельфин» до стратегических атомных подводных ракетоносцев.

По проектам нашего конструкторского бюро построено свыше   85% из более чем 1100 подводных лодок, входивших в разные годы в состав отечественного ВМФ: все подводные лодки, принимавшие участие в Первой мировой войне и Великой Отечественной войне, четыре поколения атомных подводных крейсеров стратегического назначения и дизель-электрических подводных лодок, несколько серий атомных подводных лодок с крылатыми ракетами. Спроектированная ЦКБ МТ «Рубин» атомная подводная лодка «Комсомолец» проекта 685 установила непревзойденный мировой рекорд глубины погружения для боевых субмарин.

Эти достижения были бы невозможны без наших партнеров, в первую очередь производственного объединения «Севмаш», Адмиралтейских верфей, Центра судостроения и судоремонта «Звездочка», Амурского судостроительного завода, завода «Красное Сормово» и ряда других. 

«Рубин» – единственное отечественное конструкторское бюро, награжденное четырьмя орденами, заслуги нашего коллектива отмечены благодарностями Президента Российской Федерации. Персональные заслуги наших специалистов отмечены присуждениями Ленинских премий СССР, Государственных премий СССР и Российской Федерации, премий Правительства Российской Федерации, высокими государственными наградами.

Мы сопровождаем строительство и испытания создаваемой по нашим проектам морской техники, обеспечиваем жизненный цикл подлодок, которые несут службу, готовим научно-технический задел, чтобы обеспечить своевременное создание техники следующего поколения. Эта работа ведется в интересах укрепления как обороноспособности России, так и позиций нашей страны на внешнем рынке военного кораблестроения. 

В 2020 году произошли два значимых для всей нашей корпорации события: в состав Военно-морского флота вступил головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир», а также успешно завершена опытная эксплуатация неатомной подводной лодки «Санкт-Петербург».
В том же году «Рубин» совместно с Фондом перспективных исследований создал автономный необитаемый подводный аппарат для сверхглубоководных погружений. 9 мая 2020 года аппарат «Витязь» успешно погрузился на дно Марианской впадины – глубочайшей точки Мирового океана. Успех рекордного погружения «Витязя» наглядно продемонстрировал возможности современной морской робототехники. Задача «Рубина» – расширять нашу продуктовую линейку, способствуя технологической независимости России в этом сегменте.

Совместно с предприятиями ОСК нам удалось сделать многое. Уверен, что наши компетенции и опыт решения сложнейших инженерных задач станут залогом дальнейшего устойчивого развития и успешной работы.

Конверсионные проекты ЦКБ МТ «Рубин»

 - Создание морских ледостойких сооружений для добычи нефти и газа на морском шельфе;

 - подвижной состав рельсового транспорта: в кооперации с оборонными предприятиями Северо-Западного региона РФ и институтами Министерства путей сообщения РФ в 2000 году был создан высокоскоростной электропоезд «Сокол», был также разработан проект трамвайного вагона нового типа;

-  создание природоохранного оборудования;

-  технические средства выработки энергии: выполнены проработки вариантов атомных электростанций на базе судовых ядерных энергетических установок, проработки основного элемента плавучей атомной электростанции нового поколения – плавучего энергоблока;

-  технические средства морского отдыха: были построены первые российские экскурсионные подводные лодки «Нептун» и «Садко»;

-  участие в международном проекте «Морской старт» – создание плавучего космодрома;

-  участие в создании батопорта судопропускного сооружения комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений;

-  выполнение опытно-конструкторских работ в качестве головного исполнителя в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники».


Путь длиной в 120лет
Путь длиной в 120лет
Путь длиной в 120лет
Путь длиной в 120лет
Путь длиной в 120лет
Путь длиной в 120лет
Путь длиной в 120лет