90 лет Невскому ПКБ

90 лет Невскому ПКБ

Исторические корни Невского ПКБ тесно связаны с Кировским (бывшим Путиловским) заводом, одним из старейших в России крупных металлургических и машиностроительных предприятий, и Путиловской верфью, где берет свое начало история «железного» российского Военно- морского флота.


  • 1977 г. Орден Ленина. За большие заслуги коллектива НПКБ в создании и освоении новой техники
  • 1984 г. Орден Октябрьской Революции. За большие заслуги коллектива НПКБ в создании и производстве специальной техники

С получением крупных заказов Морского министерства на строительство военных кораблей, «Общество Путиловских заводов» построило в 1910–1912 гг. новую Путиловскую судостроительную верфь акционерного общества Путиловских заводов с открытым эллингом, стапелями и двумя техническими конторами (по судостроению и машиностроению).

В 1927 г. из двух технических контор было образовано единое техническое бюро Северной Судостроительной верфи. В 1930 году из технического бюро «Северной верфи» было выделено бюро специального проектирования судов, на которое возложили проектирование боевых кораблей и катеров для военно-морских сил РККА.

В бюро специального проектирования Судопроверфи и находятся истоки первого проектно- конструкторского бюро надводного судостроения, которое 18 января 1931 г. получило первоначально наименование «Центральное Конструкторское бюро спецсудостроения», затем стало ЦКБС №1 (Центральным конструкторским бюро спецсудостроения №1), а затем еще дважды переименовывалось:

  • 1936 г. – Центральное конструкторское бюро № 17 (ЦКБ-17);
  • 1966 г. – Невское проектно-конструкторское бюро (НПКБ).

В послевоенные годы, в связи с бурным развитием широкой программы военного кораблестроения, Невское проектно-конструкторское бюро стало основой для организации других КБ отрасли. Во исполнение приказа Народного Комиссара судостроительной промышленности № 1/с от 15 февраля 1946 г. был создан филиал Невского проектно-конструкторского бюро (в то время – ЦКБ-17) с размещением его на Северной Судостроительной верфи для обеспечения строительства миноносцев и сторожевых кораблей. В филиал была переведена на постоянную работу значительная часть инженерно-технических и руководящих работников во главе с главным инженером.

22 апреля 1946 г. этот филиал был преобразован в Центральное конструкторское бюро № 53 (в дальнейшем Северное проектно-конструкторское бюро).

В том же, 1946 г. для усиления работ по проектам тральщиков была передана Балтийскому заводу некоторая часть инженерно-технических работников во главе с главным конструктором.

В дальнейшем для проектирования морских паровых котлов для кораблей и судов всех классов и назначений было образовано Специальное конструкторское бюро котлостроения (СКБК), ядро которого составили выходцы из Невского ПКБ. Для строительства тяжелых крейсеров было организовано Центральное конструкторское бюро № 16 (в настоящее время АО «СПМБМ «Малахит»), куда было переведено около 50% наиболее квалифицированных инженерно-технических и руководящих кадров из НПКБ.

Вновь организованные проектные бюро с первых же дней своего существования становились полноценными и работоспособными организациями, выполняя ответственные задачи по созданию кораблей ВМФ.

Ввиду особой важности решаемых задач создаваемые бюро корабли и само бюро всегда были объектом пристального внимания руководителей государства. На кораблях, построенных по проектам Невского ПКБ, бывал Президент РФ В.В. Путин, руководители иностранных государств.

В настоящее время АО «Невское ПКБ» является головным проектантом тяжелых авианесущих крейсеров и больших десантных кораблей, а также наземных испытательных и учебно-тренировочных комплексов корабельной авиации.

По проектам бюро на 16 заводах в 10 городах СССР построено свыше 300 кораблей и судов различных типов и назначений.

За период 2011–2020 годов Невское ПКБ выполнило ряд выдающихся работ, в том числе и авианосец Викрамадитья для Республики Индия


Среди них те, которыми гордится наша страна. Это и знаменитый крейсер «Киров», крейсера проектов 68 и 68-биc, один из них – «Михаил Кутузов» сейчас в качестве филиала Центрального военно-морского музея можно увидеть в Новороссийске. В 60-е годы ХХ века бюро создало выдающиеся по тем временам по своим качествам вертолетоносцы проекта 1123 Тогда же бюро было поручено создание советского «космического флота». Один из представителей этой плеяды кораблей – знаменитый «Космонавт Владимир Комаров».

1970–80-е годы для бюро – это эпоха напряженной работы сразу по трем направлениям – авианосцы, большие десантные корабли и суда специального назначения. В этот период были созданы авианосцы, начиная с «Киева» и заканчивая действующим «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а также десантные корабли, среди которых выдающиеся по своим качествам «десантники» проектов 1171 и 1174 Бюро создало первый в мире опытовый корабль – носитель высокоэнергетического оружия «Диксон».

Сегодня АО «Невское ПКБ» – высокотехнологичная динамично развивающаяся компания, успешно реализующая корпоративные принципы ведения бизнеса и социального партнерства, центр генерации инновационной продукции, обеспечивающий стратегическую конкурентоспособность технологий создания авианосцев и больших десантных кораблей в интересах национальной безопасности, а также гражданских судов различного назначения.

Невское ПКБ встречает свой 90-летний юбилей в хорошей форме и с целым спектром новых проектов.

За период 2011–2020 гг. выполнен ряд выдающихся работ. Среди них авианосец «Викрамадитья» для Республики Индия, наземный испытательно-тренажерный комплекс для палубной авиации. Бюро в части проектных работ обеспечило эффективное использование авианосца «Адмирал Кузнецов» в Сирии. ВМФ России получил первые два новейших больших десантных корабля проекта 11711.

Во исполнение поставленной Президентом России задачи Невское ПКБ видит среди своих приоритетов обеспечение потребностей отечественных компаний в перевозках по внутренним путям и в прибрежной морской зоне, а также, учитывая важность развития Арктики и Антарктики и увеличения присутствия России в этих регионах, в создании судов различного назначения высокого ледового класса. За последние годы созданы проекты танкера-химовоза проекта 00216м (первые два из которых построены на АСПО), сухогрузов проектов 23640 и 23530 с инновационными обводами. Разработана линейка проектов научно- экспедиционных и научно-исследовательских судов новых поколений, призванных продолжить славное дело, которое ныне выполняют НЭС «Академик Федоров» и «Михаил Сомов».

90 лет Невскому ПКБ
90 лет Невскому ПКБ
90 лет Невскому ПКБ
90 лет Невскому ПКБ
90 лет Невскому ПКБ
90 лет Невскому ПКБ