АСЗ: курс – на развитие

АСЗ: курс – на развитие

Трижды орденоносный Амурский судостроительный завод сегодня выполняет важнейшие государственные задачи, связанные с повышением боеспособности Тихоокеанского флота. В этом году высокомеханизированное предприятие отмечает 85-летие со дня основания


  • 1945 г. Орден Трудового Красного Знамени. За успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны, проявленную техническую инициативу по освоению новых кораблей
  • 1963 г. Орден Ленина. За освоение новой техники
  • 1971 г. Октябрьской Революции.

Легендарные корабли

В 1980 году завод передал ВМФ СССР первую дизель-электрическую подводную лодку третьего поколения проекта 877 «Варшавянка». Построенная в рекордно короткие сроки субмарина положила начало строительству на АСЗ серии из 15 сложнейших в исполнении и совершенных на тот момент подводных кораблей. В военно- морских силах НАТО подлодки этого проекта были названы «черными дырами» за малошумность, быстрый ход и способность возникать в самых неожиданных местах Мирового океана, не привлекая внимания вражеских акустиков.

Подготовка к строительству головной субмарины началась в начале 1979-го. В эллинге «В» стапельного цеха были подготовлены специальные построечные места. Помимо корпусных и достроечных работ, цех выполнял и монтажные, создав по сути самостоятельное специализированное производство для строительства дизельных подлодок. Вместе с ним определенную переориентацию с надводного на подводное кораблестроение прошли и коллективы строителей, конструкторов участка электромонтажного предприятия «ЭРА».

Вот как вспоминает строительство Юрий Зайцев, проработавший главным инженером завода с 1980 по 2000 г.: «На этом заказе мы впервые в своей практике применили самый современный на тот момент модульно- агрегатный метод строительства. Были срочно изменены схемы организации и размещения стапельного производства, пересмотрена схема обеспечения стапеля изделиями машиностроения. Новый метод не только расширял фронт работ на корабле, но и значительно сокращал сроки постройки заказов. Отдельно от модуля изготавливались три зональных блока, на которых шел монтаж механизмов, аппаратуры и другого оборудования. Здесь же монтировались трубопроводы и электрокабели. В общей сложности в зональных блоках монтировалось около 80% всего оборудования до загрузки его внутрь помещения заказа».

Обновленные корабли проекта 877 по-прежнему в строю. Так, 27 января 2017 года после выполнения всего объема запланированных ремонтных и модернизационных работ Амурский судостроительный завод торжественно передал Тихоокеанскому флоту ранее сошедшую со стапелей большую дизель-электрическую подводную лодку проекта 877 «Комсомольск-на-Амуре». Сегодня она входит в состав воинского соединения, охраняющего северо-восточные рубежи России.

Через тернии

В 1984 г. заводом была построена и сдана головная атомная подводная лодка третьего поколения проекта 971 «Барс». Эти субмарины воплотили в себе самые современные на тот момент достижения отечественной науки и технологии. С их появлением связан качественно новый этап в развитии отечественных атомных подводных лодок многоцелевого назначения с мощным боевым потенциалом и большой глубиной погружения. Высокоманевренные и скоростные АПЛ проекта 971 позволяли атаковывать как корабельные группировки и подводные ракетоносцы, так и тылы противника, включая его командные пункты, пункты базирования и снабжения.

В соответствии с принципиально новой технологией строительство лодок осуществлялось блочным, агрегатно-модульным методом. Показатель агрегатирования на АПЛ составлял 30–35%. Внедрение такого метода позволило сократить стапельный период строительства АПЛ, обеспечило повышение производительности труда за счет выполнения работ на специализированных стендах в условиях широкого применение средств технического оснащения, подъемно-транспортного оборудования, более высокой энерговооруженности, улучшения рабочих условий.
  Но не все шло гладко. Новизна проекта и связанные с ней задачи подбрасывали множество нештатных ситуаций. Особо сложно поначалу складывались дела со снабжением строительства. Вспоминает бывший заместитель директора завода по снабжению Эдуард Еременко: «При монтаже торпедного комплекса завод «Красное Сормово» задержал поставку силового агрегата. А когда наконец-то изготовил его, оказалось, что по железной дороге этот многотонный негабаритный груз доставлять было уже нерационально – на его транспортировку ушло бы не менее трех недель. Драгоценных недель! Не стану рассказывать как, но благодаря дружеским и деловым связям мне удалось получить в свое распоряжение чрезвычайно дефицитный по тем временам, еще только-только вступивший в эксплуатацию грузовой самолет Ил-76. Он-то и доставил сорокатонную махину к месту назначения. На все организационные вопросы и согласования было потрачено пять дней. Дело было спасено!»

ЗА 85 ЛЕТ ЗАВОД ВЫПУСТИЛ БОЛЕЕ 300 КОРАБЛЕЙ И СУДОВ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В середине октября 1984 года головной заказ АПЛ 971 проекта был отправлен на сдаточную базу для прохождения испытаний. Заводские испытания проходили успешно, но последний их день едва не закончился трагически. «По программе нам следовало проверить реверс при максимальной скорости лодки под водой, то есть дать гребному винту полные обратные обороты, – вспоминает о тех событиях Юрий Зайцев. – Но испытательная группа в спешке не слишком внимательно прочла инструкцию, и после команды «Полный назад» из-за большой перегрузки силовой установки сработала аварийная защита реактора, он просто вырубился. Лодка, потеряв управление, получила сильный дифферент на нос и пошла вниз со скоростью курьерского поезда. Система управления горизонтальными рулями команду на всплытие не отработала…». В центральном отсеке все оцепенели. Под килем до грунта оставалось всего несколько десятков метров, когда прозвучала команда комбрига капитана первого ранга Юрия Кузнецова: «Продуть носовые!» Сидевший за пультом управления системами и устройствами ПЛ механик отдела испытаний Геннадий Лысов мгновенно и хладнокровно ее исполнил. Растеряйся он хоть на секунды или ошибись – катастрофа была бы неизбежной. Но лодка выровнялась и благополучно всплыла. Не трудно представить себе состояние находившихся в ней людей. 200 человек: личный состав, сдаточная команда завода, включая находившегося здесь директора, – все находились на волосок от гибели.

Подписание приемного акта головной АПЛ проекта 971 состоялось в срок. Государственная комиссия признала состояние нового боевого корабля отличным! В дальнейшем амурские корабелы построили еще семь единиц кораблей этого проекта.



СДАНО ЗАВОДОМ ДЛЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА: 

  • 57 атомных подводных лодок

  • 41 дизель-электрическая подводная лодка

  • 56 боевых надводных кораблей



Новые задачи

К 2016 году в портфеле заказов предприятия уже появились новейшие надводные боевые корабли для Министерства обороны России, а также сверхсовременные технологичные суда для выполнения работ на нефтегазоносных шельфах страны.

В настоящее время на АСЗ достигнут паритет в освоении проектов военного и гражданского секторов. Так, ведется строительство двух грузопассажирских автомобильно-железнодорожных паромов проекта CHF 11CPD 300 В ближайших планах также передача заказчику многофункционального аварийно-спасательного буксира ледового класса мощностью 7 МВт проекта MPSV 06 «Керченский пролив».

Сегодня на стапелях находятся строящиеся для Минобороны России четыре малых ракетных корабля проекта 22800 (шифр «Каракурт»), а также корвет проекта 20380 (уже четвертый в серии), воплотивший в себе все лучшие разработки отечественных конструкторских бюро. В перспективе у АСЗ – строительство еще одной серии корветов для ВМФ России, контракт на выполнение этого заказа был подписан 16 декабря 2020 года. Предстоящие работы позволят ПАО «АСЗ» не только сохранить и усовершенствовать имеющиеся уникальные технологии, но и освоить новые.

В 2021 г. на АСЗ должны завершиться все мероприятия в рамках целевой федеральной программы по модернизации и переоборудованию производственных площадей предприятий судостроительной промышленности. Работа проведена колоссальная. Помимо целиком обновленного сварочного и сварочно- сборочного оборудования, значительному обновлению подвергся и станочный заводской парк. Реконструкция коснется и корпусообрабатывающего цеха, где будут установлены и запущены несколько новейших линий по резке и обработке металла. В инвестиционной программе и модернизация шандорного узла достроечного комплекса завода, расширение которого позволит АСЗ выполнять перевод к достроечному пирсу судов большей ширины, чем это возможно сейчас.

Отдельная программа существует и для переоборудования и модернизации производственных площадей на сдаточной базе предприятия во Владивостоке. В настоящее время выполняются проектные работы, направленные на расширение возможностей в работе филиала АСЗ, придание ему статуса самоокупаемой производственной единицы, способной в период между работой над заводскими заказами заниматься коммерческой деятельностью. Сдаточная база АСЗ потенциально может осуществлять ремонт и поддержание технического состояния судов любого класса и назначения: от сервисного и гарантийного обслуживания построенных на заводе заказов до ремонта рыболовецкого флота. Уже сегодня там проходят сервисное обслуживание ранее построенные на АСЗ корветы проекта 20380, и командование Тихоокеанского флота заинтересовано в продолжении использования филиала АСЗ во Владивостоке уже в качестве предприятия для поддержания технического и боевого состояния кораблей. Подходя к своему юбилею, одно из крупнейших судостроительных предприятий Дальнего Востока планирует стабильно развиваться, строить и сдавать заказчикам суда и корабли отличного качества и в срок, как этим всегда славились амурские корабелы.


АМУРСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (П/Я 199)

  • 1 ИЮЛЯ 1936 ГОДА

    Был введен в состав действующих предприятий СССР. Приказ о начале его эксплуатационной деятельности на базе первых промышленных объектов подписал тогдашний нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе.
  • 20 АВГУСТА 1956 ГОДА

    Указом Президиума Верховного Совета СССР в связи с пожеланиями трудящихся города Комсомольска-на-Амуре судостроительному заводу п/я 199 было присвоено имя Ленинского комсомола..
  • В КОНЦЕ 1992 ГОДА

    На основании распоряжения Правительства Российской Федерации предприятие было преобразовано в акционерное общество «Амурский судостроительный завод», таким образом, вернув себе историческое название.

АСЗ: курс – на развитие
АСЗ: курс – на развитие
АСЗ: курс – на развитие
АСЗ: курс – на развитие
АСЗ: курс – на развитие
АСЗ: курс – на развитие
АСЗ: курс – на развитие