На прямой линии с корабелами

На прямой линии с корабелами

Состоялась видеоконференция генерального директора ОСК Алексея Рахманова с работниками входящих в корпорацию предприятий

Этот формат хорошо знаком жителям нашей страны по прямым линиям главы государства, но в рамках ОСК он был использован впервые. Чтобы объединить корабелов за разговором о настоящем и будущем ОСК, было организовано одновременное видеоподключение четырех десятков площадок в нескольких часовых поясах. О сборе вопросов было объявлено загодя. Судя по их количеству и качеству, очень многие отнеслись к начинанию с надеждой и доверием. В полдень по московскому времени (или в 19 часов по хабаровскому) модератор прямой линии главный редактор сайта Portnews Надежда Малышева дала старт общению, которое началось с вступительного слова Алексея Рахманова. Отметив, что создание ОСК пришлось на годы, когда в отечественном судостроении царила раздробленность, а значительная часть предприятий была убыточной, а то и простаивала, Алексей Рахманов подчеркнул, что сейчас сумма заказов перевалила за триллион рублей (из них треть – гражданские), а подавляющее большинство предприятий стало прибыльными. Именно благодаря объединению в ОСК на верфях и заводах удалось сохранить десятки тысяч рабочих мест, а в каких-то случаях и сами верфи.

Но время не стоит на месте, и перед предприятиями корпорации появляются новые задачи – модернизации и технического перевооружения, повышения эффективности и выхода на рынок с современными проектами судов, которые могут быть интересны потребителю как в России, так и за ее пределами. Именно в выпуске судов крупными сериями – залог как коммерческого успеха, так и стабильной работы и, соответственно, заработка для трудовых коллективов.

Чаще всего работники предприятий в своих вопросах затрагивали темы оплаты труда. Где-то речь шла о снижении заработка с начала 2021 года, где-то о несправедливостях при сдельной форме оплаты. Но есть и более системные вещи, связанные с оплатой труда, справиться с которыми должна внедряемая в корпорации единая унифицированная система оплаты труда (ЕУСОТ), главный принцип которой – сохранение текущего ежемесячного дохода каждого работника за счет использования механизма установления индивидуальных надбавок. Премиальная часть при такой системе остается, но работник при ЕУСОТ лучше защищен от неприятностей по сравнению с тем, кто работает по сдельно-премиальной системе.

Главное же – загрузка предприятия заказами: многие вопросы касались конкретных типов кораблей и судов, которые могли бы строить на предприятиях, но не строят из-за отсутствия заказа. По мнению Алексея Рахманова, во многом вопросы заказа зависят от самого предприятия, его репутации у потенциальных заказчиков, и самый эффективный способ поднять эту репутацию – качественно и в срок выполнять уже имеющиеся заказы. 

Вопрос работника Адмиралтейских верфей касался строительства авианосца. Алексей Рахманов признал, что с такой масштабной задачей силами отдельно взятого предприятия не справиться. Но в том-то и преимущество крупной корпорации, что для решения масштабных задач она может объединять ресурсы разных предприятий.

Молодых работников, которых в ОСК довольно много, интересовали самые разные темы, но, пожалуй, наиболее острой была тема жилья. Там, где предприятия корпорации являются градообразующими, строительство домов застопорилось из-за изменения федерального законодательства – решая проблему дольщиков, власти изменили схему финансирования новостроек с долевой на проектную с участием банков. С учетом этих реалий в корпорации разрабатывается проект типового положения «О поддержке работников обществ Группы ОСК при улучшении жилищных условий», с помощью которого можно будет продолжать строительство. Чем лучше будут условия труда и условия жизни, тем крепче будет связь между работником и предприятием, а следовательно, возрастет и стабильность трудовых коллективов.

Но иногда возникают новые обстоятельства, и порой место жительства меняется. Один из вопросов касался переезда работников из города в город на условиях перевода с одного предприятия ОСК на другое. По словам Алексея Рахманова, корпорация заинтересована в том, чтобы квалифицированные кадры, переезжающие по семейным причинам, оставались в ее периметре. 

Глава ОСК также поделился планами проведения Спартакиады ОСК, которая после пропуска года из-за пандемии возвращается и уже намечена на конец сентября. Есть идея организации и зимней Спартакиады, но она пока прорабатывается – сперва надо понять, наберется ли достаточное количество участников, чтобы в соревнованиях была равная конкуренция.

Подводя итоги Прямой линии, Алексей Рахманов поручил сделать канал связи генерального директора с работниками постоянным и обязательно дать ответы на все присланные вопросы (где, конечно, указан адресат). Поэтому разговор, начатый Прямой линией, непременно будет продолжен. 


ОБ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
«Обратная связь – это, наверное, самое главное, что есть в работе любого руководителя, потому что, если мы не слышим того, что происходит у нас на производственных площадках, на заводах, КБ, это значит, что мы где-то теряем курс либо принимаем какие-то неверные решения».
О РАЗВИТИИ КОРПОРАЦИИ
«Когда я пришел в ОСК в 2014 году, у нас было полтора десятка убыточных предприятий. Сегодня убыток приносят только четыре из них. Единый центр ответственности в лице корпорации позволил в буквальном смысле сохранить огромное число активов, а вместе с ними и рабочие места десятков тысяч людей в самых разных регионах страны. В прошлом году мы перевалили через магическую цифру в 100 000 сотрудников, которая, наверное, говорит о том, что мы, как судостроители, являемся одними из очень немногих отраслей промышленности, которые продолжают создавать рабочие места и нанимать новых сотрудников».
О КООПЕРАЦИИ ВЕРФЕЙ
«Если мы начнем строить большие круизные суда или крупные корабли, к которым относятся авианесущие комплексы, то, наверное, без внутренней, региональной кооперации верфей реализовать такой проект одной верфи самой по себе было бы и, скорее всего, будет невозможно. Я имею в виду те сроки, которые перед нами ставит заказчик
О ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ
«Мне очень радостно от того, что растет наша смена. Совсем недавно мы в корпорации провели конкурс в области дизайна и художественной эстетики кораблей и судов, на котором было представлено очень много интересных проектов. Заложенные в них идеи дают нам, во-первых, какие-то новые наметки в диверсификации и, с другой стороны, показывают, на что способна наша молодежь, которая работает в КБ. Насколько широко идут их интересы по сравнению, может быть, с некоторым образом скучными задачами, которые они решают в своей повседневной работе. Если честно, я как руководитель не ожидал, что у нас так много талантливой молодежи. Мы будем продолжать эту практику».
О НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
«Давайте будем брать пример с врачей, они всю жизнь учатся и каждые 2-5 лет в зависимости от профессии должны обновлять свои сертификаты.Я считаю, что и судостроителям, наверное, негоже отставать в демонстрации возможностей современных технологий и новых знаний».
О ПРОСТОЯХ
"Мы должны сделать так, чтобы простои были исключены как класс из нашего лексикона. Я имею в виду простои, связанные с необеспеченностью фронта работ, с отсутствием документации, потому что, как говорят, «привыкли руки к топорам». В работе тоже нужно готовиться к тому, чтобы входить в ритм и делать это планомерно. Любые дерганья и передергивания приводят к тому, что, во-первых, начинает гулять зарплата, а, во-вторых, так или иначе теряется квалификация."



На прямой линии с корабелами
На прямой линии с корабелами
На прямой линии с корабелами
На прямой линии с корабелами
На прямой линии с корабелами