Выставочный вояж императора

Выставочный вояж императора

Зимой 1909–1910 годов в портах восточной части Средиземного моря можно было наблюдать необычную плавучую выставку. Проходила она на борту русского грузопассажирского парохода «Император Николай II», о чьей удивительной судьбе мы расскажем в этой статье


Сергей МИНАЕВ
После поражения в Крымской войне в середине XIX века Россия на 15 лет лишилась военного флота в демилитаризованном Черном море, но иметь торговый флот ей никто не запрещал. Специально организованное Российское общество пароходства и торговли стало закупать за границей современные суда, которые в случае войны можно было бы быстро переоборудовать во вспомогательные крейсера. В 1871 году ограничения отменили, но РОПиТ оказался достаточно эффективным предприятием и продолжил развиваться и дальше. Одной из важнейших функций компании была доставка путешественников из Российской империи к святым местам Палестины. Пароходная линия от Одессы до Бейрута, Хайфы и Александрии была очень популярной.

Именно на эту линию в 1895 году был поставлен пароход «Император Николай II». Судно длиной 112 м и осадкой 8 м имело мощный по тем временам паровой двигатель и могло идти со скоростью 12 узлов. Его заложили на верфи в шотландском Дамбартоне в 1894 году. Когда судно стояло на стапеле под номером 510, из России пришло известие о новом правителе и пароход сразу назвали в честь Николая II. В первые годы судно совершило рейс на Дальний Восток, показав себя с лучшей стороны.

В 1908 году российские предприниматели столкнулись с очередным кризисом перепроизводства и заинтересовались новыми рынками сбыта. Одним из направлений стало Восточное Средиземноморье, куда в то время через Одессу стабильно перевозили зерно и иные продукты питания, а также керосин и лес. Репутации страны, способной производить сложную технику, Россия в этом регионе не имела – вот ее-то и надо было создать для успешного ведения торговли в условиях конкуренции с другими европейским державами. Требовалась большая промышленная выставка, и ее намечено было провести летом 1910 года в Одессе (горожане тут же окрестили ее «всемирной»). Но как привлечь к ней внимание иностранцев? Для этого была придумана красивая пиар-акция.

Выставка идет по волнам
Пароход «Император Николай II» осенью 1909 года превратили в выставочное судно – плавучий павильон с образцами и моделями изделий русской промышленности и ремесел. 9 декабря судно вышло из Одессы и после захода в Ялту, где его посетил император, отправилось по маршруту Варна – Бургас – Константинополь (Стамбул).

В турецкой столице судно задержалось дольше запланированного – пришлось принять 70 тысяч посетителей. Российский посол Николай Чарыков вспоминал об этом событии в явном возбуждении: «Что поражает большинство здешней публики, это новое представление, которое им приходится составить себе о русской культурности. До сих пор многие иностранцы – и не в одной Турции – смотрят на Россию как на страну белых медведей и казаков, пожирающих сальные свечки. Такие понятия должны исчезнуть навсегда в уме каждого, кто взглянет на те действительно образцовые произведения русской техники, русского вкуса и русского образования, которыми изобилует наша плавучая выставка».

Из Константинополя выставочный пароход пошел в Салоники, Пирей, Александрию, Порт-Саид и Бейрут. Вот что писала франкоязычная газета, издававшаяся в Бейруте: «Мы отметили, что русские не только богаты продуктами промышленности и сельского хозяйства, но также своим великодушием... Красота этой индустрии исключительна, и мы никогда не думали, что в России есть руки для подобной работы». Из отчета организаторов выставки в Бейруте следовало, что «многие фирмы немедленно сделали заказы нашим заводам, но другие не могли это сделать вследствие обилия заказов и неподготовленности заводов для выполнения их к назначенному сроку. Тем не менее начало сделано, и лишь от наших купцов зависит теперь удержать за собой рынок, которым им легко завладеть». Местная пресса писала и о том, что на выставке были представлены модели автомобилей, трамваев и судов российского производства. 

Сейчас бы это назвали проявлением «мягкой силы», но и тогда воздействие экономической мощи не сбрасывали со счетов: «Местное население отнеслось к выставке, так наглядно показавшей цветущее положение нашей промышленности, хотя многие из крупных наших фирм не участвовали в ней, с большим сочувствием и искренним желанием вступить в прочные постоянные торговые отношения с Россией».

Государственные интересы
Итогом выставки стали не только шум в прессе и размах большой одесской выставки, но и большое совещание купечества в Москве по вопросам торговли с Ближним Востоком, на котором приняли обращение к правительству, чтобы то занялось дноуглублением в Керченском проливе и в районе Мариупольского порта, а также обеспечило обслуживание последнего ледоколом. Предприниматели настаивали на снижении цен на уголь и предлагали организовать частные российские склады и угольные станции на островах архипелага в Эгейском море.

Пароход «Император Николай II» в рамках выставки посетил 19 портов Болгарии, Турции, Греции и Египта

Министр торговли и промышленности Российской империи Сергей Тимашев, выступая на этом совещании, призвал не обольщаться емкостью средиземноморского рынка – главной задачей ведомства на тот момент было насыщение внутреннего рынка и, как бы сказали сейчас, импортозамещение. Но главное, на что хотел обратить внимание участников совещания министр, – это обострение конкуренции между европейскими державами в восточной части Средиземноморья и необходимость действовать на опережение.

Опережать было кого. Одной из важнейших тем международной политики того времени было стремление Германии построить железную дорогу из Европы на Ближний Восток, которую называли 3B: Берлин – Босфор – Багдад. Этот проект воспринимался как инструмент экономического подчинения Османской империи Германией и вызывал равное неприятие как в Санкт-Петербурге, так и в Лондоне. В результате долгого торга между державами удалось найти компромисс и подписать два соглашения. По первому – российско-германскому от 1911 года – Россия переставала чинить препятствия проекту, а Германия отказывалась от продолжения дороги в сторону севера Ирана. По второму – англо-турецкому от 1913 года – концессию на продолжение дороги от Багдада до Персидского залива получали уже британцы, так что риск появления немцев на берегах Индийского океана был минимизирован.

Предчувствие войны
Торговая активность России в Восточном Средиземноморье и особенно возможность организации складов и угольных станций была одной из карт в этой большой игре. За полтора века Россия трижды предпринимала военные экспедиции в Эгейском море: в 1769–1774 годах, в 1806–1807-м и в 1828–1829 годах. Каждая из них приводила к разгрому турецкого флота и блокаде Дарданелл, после чего мир с Турцией с позиции силы становился вопросом времени. Поэтому в Берлине относились к русской плавучей выставке, скорее всего, с подозрениями и опаской, и вряд ли министр Тимашев не учитывал это обстоятельство.

Но в итоге куда более эффективным оказалось противодействие российской экспансии в Восточном Средиземноморье со стороны державы, которая только начинала участвовать в большой игре. Чувствуя слабость Османской империи, Италия решила не ждать, пока более сильные государства разделят ее экономическими средствами, а применила силу. После нападения в 1911 году на подконтрольную туркам Ливию началась Итало- турецкая война. Итальянский флот интенсивно бомбардировал основные порты Турции в Восточном Средиземноморье и закрыл их для торговли. Одним из результатов этой войны стал переход под контроль Италии архипелага Додеканес в Эгейском море, что закрыло вопрос об угольных базах для России. Так что выставочный вояж «Императора Николая II» оказался последним аккордом мира и сотрудничества в этом регионе. Итало-турецкая война плавно переросла в балканские конфликты, за которыми последовала Первая мировая, завершившаяся крушением четырех империй. Самому судну удалось пережить войну, но после прихода советской власти его переименовали в «Ильич».

Выставочный вояж императора
Выставочный вояж императора
Выставочный вояж императора
Выставочный вояж императора
Выставочный вояж императора
Выставочный вояж императора