Современные системы транспортирования судов

Современные системы транспортирования судов

В современной России работает около 160 предприятий, специализирующихся на строительстве и ремонте гражданских судов, военных кораблей и подводных лодок, средств освоения шельфа и ледоколов. Эффективность отрасли сегодня во многом зависит от создания отечественных систем транспортирования судов


Константин ЕФИМОВ
Во времена СССР советская промышленность серийно выпускала широкую линейку специализированного оборудования, предназначенного для оснащения судостроительных и судоремонтных предприятий, в том числе и судовозное оборудование. В те времена сложилось два основных подхода к снабжению верфей. Предприятия, занимавшиеся строительством в основном гражданского речного флота, оснащались типорядом судовозных тележек грузоподъемностью до 125 тонн, спроектированных Гипроречтрансом и выпускаемых Городецким судоремонтным заводом. Для оснащения предприятий, занятых строительством и ремонтом военных кораблей и подводных лодок, была разработана другая схема. Проектированием судовозных поездов с централизованным питанием гидрооборудования занималось специальное подразделение, входившее в состав расположенного в Ленинграде Государственного союзного проектного института «Союзпроектверфь» (ГСПИ-2), отвечавшего за проектирование всех крупнейших верфей Советского Союза, как сейчас принято говорить, под ключ. Изготовлением оборудования, как правило, занимались сами судостроительные предприятия.
  Вплоть до конца 70-х годов прошлого века производимое в СССР судотранспортное оборудование не уступало аналогам, применяемым на иностранных верфях. Но после распада Союза советские судостроительные технологии, несмотря на имеющийся интеллектуальный задел, застыли на месте, тогда как зарубежные продолжали активно развиваться.
  К началу 2000-х годов производство судовозных поездов с тележками грузоподъемностью от 200 до 320 тонн и централизованным гидроприводом подъема/опускания заказов отсутствовало. Пожалуй, единственным исключением стал судопоезд, выпущенный силами ДВЗ «Звезда» для собственных нужд по немного доработанному советскому проекту. При этом имеющееся у таких крупнейших предприятий отрасли, как ПО «Севмаш», ЦС «Звездочка», СРЗ «Нерпа», оборудование, выпущенное еще в СССР, постепенно вырабатывало свой ресурс и, несмотря на прекращение выпуска многих комплектующих, оставалось в строю только благодаря высокой квалификации обслуживающего и ремонтного персонала верфей.
  Примерно в это же время на российском рынке появились предложения судовозных систем от западных производителей. В 2004–2005 гг. немецкая компания IMG поставила в Россию три самых современных на тот момент системы транспортирования судов (СТС), оснащенных автоматизированными системами управления на основе программируемого логического контролера (ПЛК). Системы были поставлены во ФГУП РосРАО и на судоремонтный завод «Нерпа». Поскольку на судоремонтном заводе «Нерпа» параллельно с новой системой, предназначенной только для работ по утилизации атомных подводных лодок, активно эксплуатировался и стандартный для отечественного судостроения/судоремонта судопоезд, очень скоро стали очевидными все плюсы новой системы транспортирования судов: ее технологичность, безопасность, удобство эксплуатации и экономичность. Использование современной СТС позволило существенно сократить не только время ее подготовки к началу транспортной операции, но и стоимость процесса.
До конца1970-х годов производимое в СССР судотранспортное оборудование не уступало аналогам, применяемым на зарубежных верфях
Вслед за компанией IMG на российский рынок пришли два других мировых игрока. Компания TTS (Норвегия) поставила на судостроительный завод «ПЕЛЛА» систему транспортирования судов с автономной дизельной гидростанцией и поворотными тележками. Это дало возможность отказаться от использования трансбордера для поперечного перемещения и существенно сэкономить на строительстве и оборудовании. А использование поворотных телег позволило высвободить место на территории верфи за счет отказа от трансбордерной ямы.

Поставленные системы показали явные преимущества над существовавшим на тот момент в России оборудованием. Многие в отрасли решили, что раз уж российских аналогов нет и их создание не предвидится, то не имеет смысла изобретать велосипед, и при переоснащении российских верфей нужно использовать проверенное импортное оборудование.

Как оказалось, не все были согласны с таким мнением. Несколько российских компаний анонсировали свои проекты разработки и начало выпуска полностью локализованных современных систем транспортирования судов. Дальше всех в этой работе продвинулся Завод подъемно-транспортного оборудования имени С.М. Кирова (ЗПТО им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург). Инвестировав в НИОКР значительные собственные средства, предприятие разработало и запатентовало СТС с поворотными самоходными тележками и гидравлическими насосными станциями с автоматизированным управлением. В 2014 г. в связи с введением антироссийских санкций отечественная промышленность оперативно приступила к импортозамещению большого перечня оборудования, используемого в судостроении. Не остался в стороне и ЗПТО им. С.М. Кирова. Были ускорены работы по проектированию оборудования и локализации производства современных СТС на территории России. Впервые опытный полнофункциональный образец приводной поворотной стапельной тележки грузоподъемностью 170 тонн, спроектированный и изготовленный в России, был публично представлен в рамках выставки Offshore Marintec Russia в октябре 2016 года. До этого проводились только закрытые презентации для некоторых потенциальных покупателей СТС.

Вложения в разработку СТС принесли свои плоды. В 2018 г. Завод подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова был признан победителем в тендере на поставку системы транспортирования судов грузоподъемностью 14 000 тонн и комплекта транспортно- построечного оборудования для нужд АО «Центр судоремонта «Звездочка». Работа по данному госконтракту была выполнена точно в указанный срок, и в ноябре 2019 года после проведения ряда обязательных испытаний на территории заказчика в полном соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации судовозного и судоспускового оборудования 741-12-330-75» оборудование было передано в эксплуатацию АО «ЦС «Звездочка».
  Проведенные испытания показали, что поставленное оборудование не только не уступает западному, но в некоторых аспектах превосходит его. Например, судовозные тележки, входящие в состав судотранспортной системы, конструктивно приспособлены для работы на изношенных путях с большими перепадами высот. Также, в отличие от импортных систем, тележки российской системы транспортирования судов и подводных лодок, помимо гидравлической, имеют механическую систему защиты (гайки на штоках гидроцилиндров), которая в случае возникновения аварии не позволит повредить транспортируемый объект во время подготовительных и транспортных операций.
С 2014 года отечественная промышленность успешно реализует программу cоздания современных российских систем транспортирования судов

СТС, поставленная на Центр судоремонта «Звездочка», адаптирована для работы в неблагоприятных погодных условиях. Выполнение транспортных операций теперь возможно производить в диапазоне температур от -25 до +35 °С. Гидравлические насосные станции, входящие в состав судопоезда, оснащены интегрированной системой подогрева/охлаждения рабочей среды. При необходимости судовозные тележки можно погружать в морскую воду.

Поставленное оборудование, включая архитектуру системы управления и программное обеспечение, не только разработано, но и выпущено в России и, соответственно, обслуживается только российскими специалистами, что является весьма значимым фактором для предприятий военно-промышленного комплекса.
  Во второй половине 2020 г. судоремонтный завод «Нерпа», являющийся филиалом ЦС «Звездочка», объявил конкурс на производство и поставку судовозной системы г/п 19 000 т. При этом, пожалуй, впервые в отечественной практике техническое задание содержало требование унификации и совместимости заказываемого оборудования с ранее приобретенным. Ведь наличие двух унифицированных систем на предприятиях, входящих в состав Центра судоремонта «Звездочка», позволит сократить стоимость эксплуатации оборудования и повысить его готовность. Но это далеко не главные преимущества такого сугубо прагматичного подхода специалистов ЦС «Звездочка» к закупке оборудования.

Практика показала, что доковая масса ремонтируемых подводных лодок постепенно увеличивается. А имеющаяся и заказанная системы имеют возможность работать совместно в составе одной СТС. На практике это означает, что после ввода в эксплуатацию СТС на судоремонтном заводе «Нерпа» Центр судоремонта «Звездочка» при необходимости сможет объединять две системы и транспортировать объекты массой до 25 000 т.

По словам специалистов ЗПТО им. С.М. Кирова, который признан победителем конкурса и уже приступил к изготовлению заказа, «Нерпа» получит модернизированный вариант судовозных тележек и гидронасосных станций (ГНС) с улучшенными эксплуатационными свойствами. При этом все требования технического задания к унификации и совместимости оборудования будут соблюдены, а программное обеспечение имеющихся ГНС будет обновлено до версии 2 Важно отметить, что, если взятый предприятиями ОСК курс на унификацию судовозного оборудования будет продолжен и дальше, это позволит в среднесрочной перспективе повысить надежность применяемого оборудования и сократить вложения в основные фонды.

ЗПТО им. С.М. Кирова не собирается останавливаться на достигнутом результате. На данный момент конструкторское бюро компании не только занято расширением предлагаемого продуктового ряда судовозного оборудования, но и выполняет технический проект вертикального судоподъемника (ВСП) грузоподъемностью 6 000 тонн для одного из потенциальных заказчиков. Данный тип судоподъемного/судоспускового оборудования

ЕРЖАНОВ Кайрат Амирович
заместитель генерального директора ООО «ЗПТО им. С.М. Кирова»
Система транспортирования судов и подводных лодок грузоподъемностью 14 000 тонн для АО «ЦС «Звездочка» – это первая спроектированная и полностью произведенная в России СТС с автоматизированной системой управления.
Мы очень высоко ценим доверие, оказанное нашему предприятию руководством Центра судоремонта «Звездочка», и надеемся, что в будущем наше сотрудничество станет еще более плодотворным.
Со своей стороны хотим заверить, что не собираемся останавливаться на достигнутом и продолжаем развитие линейки специализированного оборудования для судостроения и судоремонта, чтобы поддержать курс на импортозамещение и максимально удовлетворить запросы предприятий ОСК в современном, надежном и эффективном отечественном оборудовании.

Современные системы транспортирования судов
Современные системы транспортирования судов
Современные системы транспортирования судов
Современные системы транспортирования судов
Современные системы транспортирования судов
Современные системы транспортирования судов
Современные системы транспортирования судов