Ровесник Победы

Свою историю Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» ведет с 8 июля 1945 года, когда Государственный Комитет Обороны СССР Постановлением № 9467-С утвердил образование советского судостроительного предприятия №820 в Кенигсберге на базе бывшего завода фирмы «Ф. Шихау», цеха которого практически не пострадали за годы войны. Основным «ядром» молодого коллектива стали специалисты, переведенные с разных судостроительных заводов страны.


Сергей Михайлов
Пресс-секретарь АО «ПСЗ «Янтарь»

Свою историю Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» ведет с 8 июля 1945 года, когда Государственный Комитет Обороны СССР Постановлением № 9467-С утвердил образование советского судостроительного предприятия №820 в Кенигсберге на базе бывшего завода фирмы «Ф. Шихау», цеха которого практически не пострадали за годы войны. Основным «ядром» молодого коллектива стали специалисты, переведенные с разных судостроительных заводов страны.

С осени 1945 г. Предприятие стало проводить мелкий ремонт больших и малых морских охотников, трофейных минных тральщиков и т.д. Первенцем судостроительной программы стал СКР «Зоркий» проекта 29К, сданный в 1950 г. Основной специализацией калининградской верфи стало строительство военных кораблей. 

В 1966 году предприятие переименовано в Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» и награждается орденом Трудового Красного Знамени. Численность коллектива завода в 1970–1980 гг. Составляла свыше 9000 человек. Один из важнейших этапов развития завода связан с вводом в эксплуатацию в 1972 году стапеля с крытым эллингом, позволившего производить суда спусковым весом до 12 000 тонн. 

Со стапелей завода сошло более 100 крупных и около 400 малых гражданских судов. Среди них: сухогрузы проекта 781, ледокольные паромы типа «Сахалин», спасательные буксиры ледового класса проекта 843, портовые буксиры проекта 04983, самоходные речные грузовые суда проекта 898. 

Отремонтировано свыше 430 гражданских судов (главным образом рыболовного флота) и кораблей ВМФ.


Время перемен

В начале 90-х начался процесс адаптации предприятия к рыночным условиям. После приватизации завод стал акционерным обществом с сохранением контрольного пакета акций в руках государства. Основной упор сделали на поиск коммерческих заказов от платежеспособных западноевропейских клиентов. При этом, несмотря на хроническое отсутствие финансирования, выполнялся и оборонный заказ. Количество занятого персонала в те годы сократилось до 1,5 тыс. человек.

В 1993 году в сложных финансовых условиях, при полном отсутствии опыта работы на внешнем рынке удалось заключить контракт на строительство серии из пяти многоцелевых судов дедвейтом 12 500 тонн для Эстонского морского пароходства. Кроме того, был заключен ряд контрактов на строительство судов для заказчика из Германии.

Из общей структуры были выделены наиболее жизнеспособные подразделения, которым дали определенную свободу действий на рынке. Удалось найти оптимальную схему финансирования выполнения экспортных заказов и продвижения своего товара на рынках. Появились европейские верфи-партнеры, постоянные заказы от которых составили основную долю объема выполняемых работ. Кроме того, удалось выполнить строительство двух многоцелевых судов и завершить строительство БПК «Адмирал Чабаненко» проекта 11551. В результате с 1999 года объемы производства стали постепенно увеличиваться.

С 2004 года начался ощутимый рост финансирования государством оборонного заказа. В 2008 году завод вошел в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). 


Новые реалии

Особенным стал для ПСЗ «Янтарь» 2009 год. Предприятие завершило строительство двух больших заказов: патрульное судно проекта 6457С типа «Спрут» было передано пограничной службе ФСБ России, а сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» проекта 11540 принят в состав Балтийского флота.

С 2011 года «Янтарь» занимает позицию ведущего российского предприятия в строительстве боевых кораблей 2-го и 3-го ранга. Кроме того, с 2011 по 2013 год завод был главным исполнителем работ по ремонту и обслуживанию кораблей и судов Балтийского флота. В 2012 года Черноморский флот получил в распоряжение опытовое судно «Селигер» проекта 11982. В 2013 году было завершено строительство трех фрегатов проекта 11356 для военно-морских сил Республики Индия. По итогам года Минпромторг РФ признал предприятие лучшим экспортером в судостроительной отрасли.

В 2014 году было завершено строительство многофункционального аварийно-спасательного судна «Балтика», построенного по инновационному финскому проекту и в кооперации с финскими судостроителями. Этот единственный в мире косоходный ледокол принят Росморречфлотом для работы в Финском заливе.

В мае 2015 года Министерству обороны было передано океанографическое исследовательское судно проекта 22010 (разработка ЦМКБ «Алмаз»). Уникальное по своим возможностям судно было заложено в день 65-летия завода, 8 июля 2010 года, и получило название «Янтарь». Строительство ОИС положило начало возрождению научно-исследовательского флота России.

В 2016–2017 годы ВМФ России переданы три сторожевых корабля проекта 11356: «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров».

В июне 2018 года Андреевский флаг был поднят на борту головного большого десантного корабля проекта 11711 «Иван Грен», а в декабре 2020-го Военно-морской флот пополнился первым серийным кораблем этого проекта «Петр Моргунов».


Большие перспективы

Сегодня Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» – многопрофильное интенсивно развивающееся судостроительное и судоремонтное предприятие, обеспеченное заказами как минимум до 2025 года. Мощности завода задействованы более чем на 80%.


  • В настоящее время в постройке находятся:

  • Два больших десантных корабля проекта 11711,

  • Три фрегата проекта 11356,

  • Океанографические исследовательские суда Проектов 22010 и 02670,

  • Судно обеспечения аварийно-спасательных работ Проекта 23700,

  • Большой морозильный траулер проекта 5670WSD.


С 2010 года осуществляется техническое перевооружение предприятия в рамках федеральной программы развития ОПК. В ближайшей перспективе – масштабная реконструкция судостроительного комплекса, в результате которой будет образована современная и высокопроизводительная компакт-верфь.          


ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНОВ


Обследование завода

Алексей Семенович ГАНЖА
Прибыл на завод в мае 1945 года в качестве представителя Наркомсудпрома СССР. Первый секретарь парткома завода. Работал начальником цеха, строителем кораблей, был председателем профкома. Награжден орденом Октябрьской Революции, медалями. 


Перед штурмом города нашими войсками главному инженеру фирмы «Шихау» Гюльзену было поручено взорвать завод, но он этого не сделал. За войну предприятие практически не пострадало. В здании №58 располагался цех, изготовляющий снаряды. На некоторых ящиках сохранилась надпись «На Ленинград». Механический цех, в котором станки работали даже во время ударов авиации и артиллерии, был у немцев на особом счету. Он работал в три смены. Во время налета авиации рабочие должны были продолжать работать, а кто пытался бежать, того убивали эсэсовцы на месте. В цехе было обнаружено много отечественных токарных станков ДИП-200 и фрезерных станков «Комсомолец».

В сторону фарватера реки Преголи немцы построили и хорошо оборудовали три деревянных пирса длиной по 180 метров. По обе стороны пирса были установлены деревянные плоты шириной около 1,5 метра. В доковом ковше находился док грузоподъемностью около 5000 тонн. На набережной стояло два мощных портальных крана, а около стенки напротив корпуса 232 находился недостроенный пароход. Оба трюма судна были загружены медными, латунными и мельхиоровыми трубами в основном небольшого диаметра. Прямо на трубах лежали две пушки без замков. Видимо, погрузка судна была спешной, а увезти его или затопить вместе с грузом немцы просто не успели.



Первые проекты

Виктор Петрович КОВАЛЕВ
В прошлом – инженер-механик отдела эксплуатации основных фондов

Когда в 1948 году я пришел на завод, здесь все было еще от немцев: краны, цеха, наклонные и горизонтальные стапеля, различное оборудование. Даже недостроенные подводные лодки немецкие
и «большие охотники» – военные катера. Вдоль набережной стояли три наших корабля: «Орел», «Зоркий» и «Коршун». Их привели из Ленинграда на достройку. 

Вскоре началось техническое пере- вооружение завода. Заключалось оно в строительстве двух стапелей. Их строили наши заключенные, которые размещались в закрытой зоне – там, где сейчас расположен комплекс «Янтарь». Среди них был даже один генерал авиации, не выполнивший личное задание Сталина. 

После реконструкции началась работа над первым проектом №50 (сторожевой корабль «Росомаха», заложен на заводе в 1952 году). Для него был специально построен горизонтальный стапель, который сейчас называется «Буревестником». За прототип взяли маленький немецкий и сделали такой же, но крупнее.

Передовой тогда считалась «технология Дормидонтова», названная фамилией автора. Весь корабль был поделен на несколько частей-блоков, и они размещались по разным заводским корпусам. Блоки изготавливались уже с насыщением, вплоть до мебели, а на стапеле проходила только их стыковка.



Освоение «Сахалина»

Леонид Степанович ГОЛУБИНСКИЙ
Главный инженер завода с 1964 по 1988 год. Совмещал работу главного инженера и функции ответственного сдатчика головных заказов. Отмечен многими правительственными наградами. Лауреат премии Совета министров СССР.

Постройка паромов-ледоколов проекта 1809 типа «Сахалин» была сложной проблемой для завода, так как его весовые характеристики в два раза превышали освоенный ранее проект 1135. Возросла трудоемкость работ, а также имелись конструктивные особенности, требующие обучения новых людей. Времени на это не хватало, потому что был нарушен существовавший в то время порядок планирования. Завод всегда имел предварительный пятилетний план, в котором были отражены все проекты с основными датами: начало постройки, закладка на стапеле, спуск на воду и сдача. Особенно важно это для головных кораблей. Заводские конструкторы и технологи начинали работать с проектантом еще на стадии эскизного проекта, согласовывая основные конструктивные данные. 

Проекта 1809 в плане «Янтаря» на пятилетку 1971–1975 гг. не было. Только в конце 1970 года мы получили корректировку плана со сроком сдачи головного судна в 1972-м. Сразу стало не хватать одного года на подготовку производства, связанную с работой цехов и технических служб, отделов главного конструктора, главного технолога и главного сварщика. В короткое время нужно было спроектировать и изготовить корпусную оснастку для цеха секций и стапеля, выпустить номенклатурные ведомости для работы цехов, расцеховать чертежи, выпустить рабочую технологию. А ведь заказ материалов на постройку корпуса судна и изготовление оснастки завод должен делать за год вперед!

Трудоемким мероприятием стало и изготовление копирщитов для автоматической газовой резки металла. Хорошо, что на заводе уже работал отдел АСУП, возглавляемый Ю.А. Курским, который с помощью ЭВМ «Минск-22» выпустил программы для машин автоматической плазменной резки типа «Кристалл». Благодаря тому, что уже работала механизированная линия с дробеметной очисткой и грунтовкой стали, этап обработки металла прошел оперативно.

С изготовлением секций возникли свои трудности. Не хватало цеха для стапельной сборки – его пришлось создавать. Цех получил номер 10, и в него перевели всех людей с участка наклонного стапеля, а стапель передали цеху 24, который обеспечил его работу своими специалистами.

На стапелях комплекса «Янтарь» строились суда и корабли проектов 1809, 1174, 1155 и другие. Стапельная сборка корпуса БДК проекта 1174 была записана в план цеха 53. Несмотря на то что два стапеля фактически представляли единую территорию, а средний ряд башенных кранов обслуживал оба стапеля, начальники цехов 10 и 53 вели себя солидарно, никаких конфликтов не было. Каждый делал свое дело и не мешал другому: один собирал корпус «Сахалина», другой – корпус «Носорога» (проект 1174).   




Ровесник Победы
Ровесник Победы
Ровесник Победы
Ровесник Победы
Ровесник Победы
Ровесник Победы
Ровесник Победы
Ровесник Победы
Ровесник Победы