С неба на палубу

В 1970-е годы в СССР началось строительство сразу нескольких отечественных авианосцев. Это вызвало острую необходимость создания взлетно- посадочных комплексов, которых к тому моменту в нашей стране еще не было


ПОЛИНА КРИВСКАЯ
директор музея ПАО «Пролетарский завод», заслуженный работник культуры РФ

Приземление на корабль считается одним из самых сложных элементов летной подготовки, что объясняется ограниченным размером полетной палубы, а также высокими скоростями посадки. Летчики морской авиации во всех странах считаются элитой. Посадка на палубу авианосца, которая, по словам пилотов, на высоте может показаться чуть больше почтовой марки, требует предельной концентрации и ювелирной точности, присущей только асам.


Первый опыт

1 ноября 1989 года стало знаменательной датой в истории отечественной корабельной авиации. В тот день в Черном море на палубу только что построенного крейсера «Тбилиси» (сегодня этот корабль носит имя «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и является единственным российским авианосцем) впервые сели три самолета, взлетевшие с испытательного полигона НИТКА в городе Саки в Крыму.

Первым совершил посадку летчик-испытатель ОКБ Сухого Герой Советского Союза Виктор Пугачев. Он поднялся в небо на истребителе Су-27К и взял курс на крейсер для пролета над палубой на минимальной высоте. Неожиданно руководитель полетов разрешил ему совершить посадку на корабль. После выполнения нескольких проходов над палубой с касанием Пугачев приземлился на авианосец. Вот как вспоминает об этом сам Виктор Георгиевич: «Крейсер вышел в море 1 октября 1989-го и сразу направился в акваторию Евпаторийского залива. Уже в воздухе пришла команда: «Работать по полной!» Мне осталось только выпустить гак и произвести посадку с зацеплением, что и было сделано».

Следующим на палубу приземлился МиГ-29К, управляемый Токтаром Аубакировым – заслуженным летчиком-испытателем, Героем Советского Союза, будущим первым космонавтом Казахстана. Затем пришла очередь СУ-25, на котором находились будущие герои РФ испытатели КБ Микояна Игорь Вотинцев и Александр Крутов.

Посадка самолета на палубу авианосца требует предельной концентрации и ювелирной точности, присущей только пилотам-асам

Эти события стали началом освоения нового авианесущего корабля и его главного оружия – авиации. Для того чтобы оно свершилось, понадобилась скрупулезная работа сотен тысяч специалистов проектных институтов, крупных объединений и предприятий Советского Союза, поставляющих на корабль вооружение, технические средства, оборудование, многотысячного коллектива строителей корабля. Готовился к этому событию и экипаж – все, кто вышел в море для проведения летно-конструкторских испытаний. С особым волнением ждали этого момента те, кто создавал новое уникальное для нашей страны изделие – аэрофинишер.


Начало пути

Эта яркая страница истории отечественного кораблестроения тесно связана с именем заслуженного конструктора, кандидата технических наук А.А. Булгакова, руководившего созданием многих перспективных разработок. Но главным его достижением стало создание посадочного комплекса для отечественных авианосцев.

Трудовая биография А.А. Булгакова на Пролетарском заводе началась в 1960 году. Предприятие только приступило к строительству тепловозов ТГ-102 и называлось Ленинградским тепловозостроительным заводом. Специализация «тепловозы и электровозы», полученная Булгаковым в институте, оказалась очень кстати. К тому же он уже успел поработать на Брянском машиностроительном заводе. Неудивительно, что тридцатилетний талантливый специалист в скором времени стал главным конструктором, а затем главным инженером и руководителем ЦКБ завода, которое было преобразовано в Центральный научно-исследовательский институт судового машиностроения (ЦНИИ СМ) и в 1970 году вошло в ЛНПО «Пролетарский завод» (первое наименование НПО «Компас»). Именно этой организации было поручено разработать взлетно-посадочный комплекс в составе катапульты, аэрофинишеров и аварийного барьера для первого советского авианесущего крейсера. Это был крупнейший заказ. В объем договора входили разработка с проведением научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ (НИОКР) механизмов взлетно-посадочного комплекса и изготовление двух паровых катапульт с газоотбойными щитами, восьми аэрофинишеров и двух аварийных барьеров с улавливающими сетями. Изделия получили уловное название «Светлана-Маяк».

Работа велась одновременно над всем взлетно-посадочным комплексом. Для этого в ЦНИИ СМ было создано новое конструкторское отделение, куда были привлечены талантливые конструкторы и инженеры, молодые специалисты, многие из которых недавно окончили вузы. После прохождения всех стадий разработки, в том числе и испытаний на масштабных моделях, была создана оперативная производственная группа для контроля и регулирования хода изготовления изделий на производстве.

Дел было предостаточно. А.А. Булгаков в своих воспоминаниях приводит ряд фамилий конструкторов, принимавших наиболее активное участие в монтаже и отработке комплекса на полигоне НИТКА. Это начальник 42-го отдела Арсений Ушаков, начальники секторов Александр Денисов, Аркадий Лебедев, Юрий Мартынов, Олег Блинов, конструкторы Владимир Вершинин, Владимир Козодой, Сергей Козодой, Борис Скворцов, Виктор Новичихин, Александр Орешкин и многие другие.

Высокая трудоемкость, связанная с воплощением разработок в реальные изделия, потребовала совершенствования всего производства предприятия. В возглавляемом Борисом Мокринским головном цехе по изготовлению комплекса было перегруппировано оборудование, выделены площади для сборки аэрофинишера и участка испытаний внутренним давлением 1000 атм с дистанционным освидетельствованием качества изделий. Такой участок создавался впервые в отрасли.

Отделы главного технолога (под руководством Геннадия Тихомирова) и главного металлурга (под руководством Кирилла Голубева) совместно с технологическими бюро цехов прилагали большие усилия для снижения трудоемкости работ. Особое внимание уделялось разработке технологии изготовления уникальных деталей и узлов. Были созданы сотни технологических процессов, в том числе уникальный способ обработки разрезных цилиндров. Специалистами Пролетарского завода была предложена оригинальная технология изготовления сварного варианта патрубка из двух свариваемых вдоль оси тороидальных частей. Образец патрубка прошел испытания на заводе, после чего чертежи были запущены в работу.

Узким местом оказались фрезерные и строгальные работы. Только одних крышек цилиндров требовалось отфрезеровать 50 штук общей трудоемкостью 40 тысяч нормо-часов. В результате пришлось разработать специальную фрезу, что в несколько раз снизило время обработки внутренней поверхности крышек.

Тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси» в 1990 году успешно прошел государственные испытания

На еженедельные оперативные совещания у генерального директора объединения И.А. Пашкевича приглашались начальники цехов, проектанты, руководители технических служб, представители заказчика. Там заслушивался отчет о проделанной работе, рассматривались мероприятия по ликвидации узких мест и намечались сроки исполнения поставленных задач. Контроль за выполнением намеченного графика ложился на плечи заместителя Генерального директора по производству Валентина Козлова.

В заводских условиях можно было проводить испытание и отработку только отдельных элементов. Основные же испытания предстояло пройти на специальном полигоне в Крыму, получившем наименование НИТКА (по аббревиатуре «наземный испытательный тренировочный комплекс»), который прежде всего был предназначен для отработки летчиками техники взлета и посадки самолета на палубу авианосца.

Отдельные механизмы по мере изготовления отправляли в Крым, где был создан монтажный участок, которым руководил капитан I ранга запаса Н.Н. Ларкин. Для обеспечения измерений непосредственно на аэродроме из ЦНИИ СМ и Пролетарского завода командировались начальник сектора к.т.н. Вячеслав Иванов, старший научный сотрудник к.т.н. Евгений Шолков и другие специалисты.


На боевой вахте

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Тбилиси» в 1990 году успешно завершил заводские и государственные испытания и после сдачи флоту под наименованием «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в октябре 1991 года отправился из Черного моря на север. В том же году вслед за испытателями первым из строевых военных летчиков посадку на палубу «Адмирала Кузнецова» совершил командир дивизии палубных самолетов генерал-майор Тимур Апакидзе. Оценивая работу посадочного блока, он сказал: «Готов каждый метр палубы поцеловать только за то, что корабль за столько лет не забрал у меня ни одного пилота».

Все последующие годы создатели посадочного комплекса, специалисты ЦНИИ СМ и Пролетарского завода, принимали активное участие в жизни как полигона, так и авианесущего крейсера. Они совершенствовали созданную ими технику, осуществляли монтажные работы, выполняли авторский надзор, помогали проводить техническое обслуживание аэрофинишеров, обучали постоянно меняющийся личный состав правилам эксплуатации. Несколько чрезвычайных происшествий последних лет на авианосце только подтвердили надежность аэрофинишеров. Сегодня география поставок изделий Пролетарского завода расширилась, на них есть спрос. По информации некоторых периодических изданий, в наши дни ТАВКР «Адмирал Кузнецов» предстоит глобальная модернизация. Мы очень надеемся, что в наши дни, когда отечественное судостроение ищет новые перспективные пути развития, огромная работа, проделанная сотрудниками ЦНИИ СМ, Пролетарского завода, моряками и пилотами, не останется лишь романтическим эпизодом в нашей истории.

Как создавался взлетно-посадочный комплекс авианосца


  • 1981

    Изготовлен первый аэрофинишер, предназначенный для торможения палубных самолетов на расстоянии 90 м. 
  • 1982

    Аэрофинишер смонтирован на испытательном полигоне НИТКА в Крыму.
  • 1983

    6-7 августа прошли первые зацепления самолетов МиГ-27, МиГ-29 и СУ-27 с аэрофинишерами. Самолеты пилотировались летчиками-испытателями героями Советского Союза Александром Крутовым, Валерием Миницким, Виктором Пугачевым, Николаем Садовниковым. 
  • 1984

    К летнему испытательному сезону посадочный блок был полностью оснащен четырьмя аэрофинишерами и одним аварийным барьером. 1 сентября летчики-испытатели Пугачев и Садовников совершили первые посадки на аэрофинишеры с воздуха.
  • 1985

    В июле посадочный блок был передан в опытную эксплуатацию. В течение 1985-1986 годов на посадочном блоке было выполнено 485 торможений.
  • 1988

    Три аэрофинишера для комплектации тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси» были в течение февраля – мая испытаны на полигоне и отправлены на корабль.
  • 1989

    1 ноября самолет Су-27К, пилотируемый Виктором Пугачевым, совершил успешную посадку на палубу авианосца.

С неба на палубу
С неба на палубу
С неба на палубу
С неба на палубу
С неба на палубу