Самый мощный в мире ледокол

Самый мощный в мире ледокол

Фото: Никита Грейдин, Антон Хуттер (предоставлено Балтийским заводом); Андрей Яковлев

В книге российского освоения Арктики открыта новая страница: 21 октября 2020 года самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика» был передан заказчику. Церемония подписания акта приема-передачи головного атомохода проекта 22220, построенного на Балтийском заводе (входит в Группу ОСК), состоялась в Мурманске, на базе заказчика ФГУП «Атомфлот». После подписания акта на «Арктике» был поднят Государственный флаг Российской Федерации

«Арктика» – флагман проекта 22220 – открыла серию судов, призванных определить роль России в развитии Северного морского пути. Всего по контракту с Росатомфлотом на Балтийском заводе будут построены пять таких ледоколов («Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка»), которые не только решат стратегически важные задачи государства, но и обеспечат российское лидерство в высоких широтах. По словам заместителя председателя Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева, «Арктика» – одно из самых высоко технологичных судов в мире, обладающее отличными ходовыми качествами и надежной устойчивостью, а его эффективная работа – залог непрерывного военного и гражданского судоходства на Севере. «Мы, безусловно, продолжим заниматься освоением всей линейки новейших атомных ледоколов, способных выполнять задачи в самых сложных, экстремальных условиях», – отметил он (цит. по ТАСС. – Прим. ред.).

Главное отличие ледоколов с атом-ной силовой установкой – огромная энерговооруженность, обеспечивающая бесперебойную эксплуатацию судна без дозаправки на протяжении нескольких лет. Более того, запасы топлива не занимают места на борту, что позволяет увеличить полезную нагрузку и работать без захода в порт более года. Атомоход проекта 22220, в частности, оснащен усовершенствованной интегральной реакторной установкой (РУ) «РИТМ-200». Это двухреакторная РУ с реакторами тепловой мощностью 175 мегаватт каждый – выше, чем мощность установки КЛТ, используемой в действующих атомных ледоколах (140–150 мегаватт). Кроме того, мощность «Арктики» дает возможность проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до 3 м, а уникальная двухосадочная конструкция расширяет район его эксплуатации от арктических вод до устьев полярных рек. Головной и серийные ледоколы проекта 22220 будут обеспечивать проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Универсальный атомный ледокол «Арктика» предназначен для: самостоятельной проводки судов (в том числе крупнотоннажных), лидирования караванов круглогодично в Западном районе Арктики; ледокольной проводки судов на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы; буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде; оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде.

Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5–2 узла при полной мощности на глубокой воде, составляет 2,8 м.

Атомный ледокол «Арктика» был заложен на стапеле Балтийского завода 5 ноября 2013 года. Как отметил спецпредставитель Президента РФ по вопросам Арктики и президент Полярной академии Артур Чилингаров, «этот день стал настоящим праздником для всех, кого судьба связала с Арктикой, с Севером, с морем». Со дня закладки судна до его передачи заказчику прошло порядка трех тысяч дней ежедневного труда рабочих, специалистов и руководителей Балтийского завода и партнеров проекта 22220. Создание атомного ледокола «Арктика» потребовало колоссального интеллектуального и физического труда десятков тысяч людей. К разработке и совершенствованию проекта помимо ЦКБ «Айсберг» были привлечены еще шесть конструкторских бюро.

В строительстве судна, экипаж которого составляет 54 человека, были задействованы около 40 тысяч человек, в том числе работники более сотни субподрядных организаций. Вспомним, как создавался самый мощный в мире атомный ледокол.

Самый мощный в мире ледокол
Самый мощный в мире ледокол
Самый мощный в мире ледокол
Самый мощный в мире ледокол
Самый мощный в мире ледокол
Самый мощный в мире ледокол
Самый мощный в мире ледокол
Самый мощный в мире ледокол
Самый мощный в мире ледокол
Самый мощный в мире ледокол
Самый мощный в мире ледокол
Самый мощный в мире ледокол
Самый мощный в мире ледокол