Научная организация труда

Научная организация труда

Анна Соловьева, корреспондент корпоративного издания «Энергия Арктики»

В Северном производственном объединении «Арктика» начат процесс обновления системы ценообразования и нормирования в электромонтажном производстве

Вопрос актуализации нормативно-методической базы по труду в области электромонтажных работ регулярно поднимается на отраслевых совещаниях уже почти десять лет. Собранная из обломков в 90-х и применяемая в наши дни система уже порядком устарела. То, что в советские годы считалось нормой, сегодня не отвечает современному уровню развития судового электрооборудования. Обновление системы уже нельзя откладывать на потом.

Во благо судостроения

До распада СССР методические документы по нормированию трудоемкости в области ЭМР разрабатывал Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии. Его работа финансировалась государством и велась непрерывно. Был сформирован полный комплекс отраслевых нормативно-методических документов, позволяющих поддерживать качество проводимых электромонтажниками работ, что особенно важно при строительстве кораблей и судов. Благодаря единой системе также формировалась обоснованная цена на производстве.

В 90-х годах финансирование прекратилось и разработки института остановились. С тех пор отраслевая нормативно-методическая документация остается без изменений. А тем временем появились новые типы судов, энергоустановки стали мощнее, изменилось электротехническое и электронное насыщение. И эффективная когда-то система нормирования трудоемкости сегодня морально устарела и во многом перестала отвечать современным требованиям судостроительного и электромонтажного производства.

Сложившаяся ситуация создала серьезные системные проблемы. Завышение трудоемкости работ и повышение издержек ввиду отсутствия актуальных норм исказили экономические показатели при строительстве и ремонте судов. Это привело к негативным финансовым последствиям при реализации этих проектов. И более того, отчасти даже к стагнации рынка гражданского судостроения в целом. Проще говоря, это одна из причин, по которой производить корабли и суда в России стало дорого.

Временным решением стала разработка локальных сборников на каждом предприятии. Но в отсутствие централизованной системы и мер госрегулирования рынок потерял однородность. Сложилось два типа электромонтажных предприятий – старой и новой формации. Первые максимально технологически автономны и отличаются высоким качеством проведения работ, но при этом довольно дорогостоящие. Вторые минимизируют затраты на подготовку производства и персонала, что не гарантирует надежного результата.

Существующая система ценообразования способствует расширению рынка предприятий новой формации. Однако при реализации проектов с привлечением более дешевого персонала зачастую вероятно снижение качества выполненных работ.

Возрождение централизованной системы нормирования непременно будет способствовать модернизации производства. Дело в том, что электромонтажные предприятия также условно можно разделить на отсталые и прогрессивные. В то же время отраслевые нормы времени и нормативы трудоемкости определяются средними значениями. Прогрессивные предприятия, для которых единые нормы окажутся выше технических возможностей, смогут выпустить локальные сборники, ужесточив принятые показатели. Это позволит им брать дополнительные заказы и получать дополнительную прибыль. А технологически более отсталые предприятия будут вынуждены модернизировать производство. Вместе это приведет к появлению реально здоровой конкуренции и развитию отрасли в целом.

Лидеры прогресса

Бесспорно, потребность в актуализации нормативно-методических документов существует у всех предприятий судостроительной промышленности, выполняющих электромонтажные работы. Большинство из них выразило готовность к сотрудничеству с ЦНИИ СЭТ – филиалом ФГУП «Крыловский государственный научный центр», которому три года назад Минпромторг России присвоил статус центра компетенций по судовой электротехнике и технологии судовых ЭМР.

За это время специалисты Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии по инициативе СПО «Арктика» провели экспертную оценку цены судовых ЭМР и локальных сборников норм времени в этой области. Ими был сформирован сводный перечень документов, которые необходимо актуализировать или даже разработать. Первоочередными стали документы, обозначенные экспертами ОСК и СПО «Арктика».

Почему именно Северное производственное объединение «Арктика» принимает активное участие в этой работе? Прежде всего, это крупнейшее электромонтажное предприятие в стране. Специалисты СПО «Арктика» выполняют полный комплекс электромонтажных и регулировочно-сдаточных работ широкого профиля.
В течение 68 лет предприятие также занимается ремонтом сложной электротехники, изготавливает и ремонтирует различное электротехническое оборудование. Колоссальный опыт, годами сформированный авторитет, наработанная база данных анализов трудоемкости работ и собственная научно-техническая база подготовки квалифицированных кадров – ключевые аспекты, которые позволяют СПО «Арктика» выступить в роли эксперта в решении вопроса актуализации норм в области судовых ЭМР.

Неоднократно тема становилась предметом внимания специалистов СПО «Арктика» на отраслевых совещаниях. На одном из них о современном состоянии системы нормирования судовых ЭМР рассказал в своем докладе первый заместитель генерального директора АО «СПО «Арктика» Юрий Душкин. Тему продолжила зам. начальника отдела организации и оплаты труда АО «СПО «Арктика», руководитель проекта Любовь Дегтярёва уже на круглом столе судостроительного кластера Архангельской области.

Несмотря на всю серьезность и очевидную актуальность проблемы, Минпромторг внес начало научно-исследовательских работ в этой области (и, соответственно, их финансирование) в план на 2024 год. Таким образом, отрасль увидела бы результаты НИР не раньше 2029-го. Отсутствие легитимации нормативов откровенно тормозит развитие и укрепление судостроения, особенно гражданского, как с экономической, так и с технологической стороны.

В текущих условиях этот вопрос больше не терпит отлагательств. Поэтому СПО «Арктика» этой весной начата работа по актуализации и разработке нормативно-методических документов для расчета экономических показателей в области судовых ЭМР.

Объединение подготовило ряд обращений, где приводились аргументы, почему НИР нужно перенести на 2021 год. Для лоббирования вопроса руководитель проекта напрямую работала с региональным минэкономразвития, правительством Архангельской области и областным судостроительным кластером. Предприятию удалось наладить связь с ведущим Центром технологии судостроения и судоремонта и Минпромторгом России.

На всех этапах обращений объединение получило безоговорочную поддержку, и в результате процесс удалось сдвинуть с мертвой точки: НИР будут профинансированы в 2021 году в рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений». СПО «Арктика» выразило готовность выступить основным соисполнителем данных работ и было закреплено в этом статусе. «Мы ценим оказанное нам доверие. Важно, что значение данного вопроса нашло понимание в органах власти. В сотрудничестве и с Крыловским государственным научным центром мы коллективно смогли лоббировать этот вопрос на федеральном уровне, где также были поддержаны, – прокомментировал этот успех генеральный директор АО «СПО «Арктика» Олег Логинов. – Ответственные на предприятии определены, проект реализуют специалисты нашего отдела организации и оплаты труда, цеховые нормировщики и технологи. У них колоссальный опыт в этой сфере, который позволит достойно справиться с поставленными задачами».

От фотографии к стандартам

Проект «Актуализация и разработка нормативно-методических документов по нормированию труда, определению трудоемкости и ценообразованию в области судовых ЭМР» рассчитан на пять лет. Цель проекта – не только актуализировать существующие нормы, но и обеспечить реализацию комплексного подхода для единого механизма госрегулирования цен в части судовых электромонтажных работ, ремонта электрооборудования и спецтехники. «Предстоит создать систему непрерывного мониторинга и актуализации норм времени, рассчитанную на долговременную работу», – замечает куратор проекта Юрий Душкин.

В сентябре коллеги из ЦНИИ СЭТ и специалисты СПО «Арктика» защитили проект в Крыловском государственном научном центре. Впереди защита в Минпромторге России. Всего по плану предстоит разработать и актуализировать 62 документа. Это типовые отраслевые нормы времени (в части судовых ЭМР, заготовки, разделки и монтажа волоконно-оптических кабелей, регулировки и сдачи на стенде и швартовных испытаниях схем общесудовой электротехники, изготовления и ремонта судовых ЭРУ, установки электрослесарного насыщения) и алькуляционные нормы времени по электромонтажному производству (а именно: регулировочно-сдаточным работам, судовым ЭМР, ремонту судовых электросетей и судового электрооборудования). Мероприятия разбиты на три этапа, где в ходе первых двух будут обновляться документы СПО «Арктика», а на последнем – сформированы отраслевые стандарты. Анализ качества применяемых нормативов времени в СПО «Арктика» ведется с 2018 года.

Решение поставленных задач осуществляется в лучших традициях научной организации труда. Процесс актуализации и разработки начинается со снятия фотографий рабочего процесса в реальных производственных условиях. «Это происходит так: инженер по нормированию труда вместе с технологом идут на заказ и проверяют, правильно ли технологически проводятся работы, фиксируя их вид и затраченное время. Применяются и другие методы: хронометраж, моментные наблюдения, – комментирует руководитель проекта Любовь Дегтярёва. – Столь практический подход позволяет предельно точно определить условия труда, оценить новизну технологических процессов и вычислить фактическую величину трудозатрат».

После производится комплексный анализ данных, чтобы качественно установить величину норм времени, затраченного на выполнение технологических операций в соответствии с современным уровнем развития технологии производства и организации работ.

На заключительном этапе актуализации прорабатываются и оформляются проекты нормативных документов, которые направляются на рассмотрение в ЦНИИ СЭТ. Полностью сборники должен утвердить Минпромторг, согласовав редакцию как внутри своего министерства, так и с Минобороны и Минтруда. В дальнейшем эти документы пройдут регистрацию в Министерстве юстиции. Впереди еще много работы, однако в СПО «Арктика» к ней готовы.  


"Предстоит создать систему непрерывного мониторинга и актуализации норм времени"
Юрий Душкин

"Мы ценим оказанное нам доверие. Важно, что значение данного проекта нашло понимание в органах власти"

Олег Логинов

"Практический подход позволяет предельно точно определить условия труда, оценить новизну техноло-гических процессов и вычислить фактическую величину трудозатрат"

Любовь Дягтерева

Научная организация труда
Научная организация труда
Научная организация труда