10 лет новому Кронштадтскому заводу

10 лет новому Кронштадтскому заводу

Анатолий Белоев
генеральный директор АО «Кронштадтский морской завод»

В нынешнем году Кронштадтский морской завод отмечает десятилетие возобновления своей производственной деятельности. Все эти годы предприятие выполняет главную производственную задачу – поддержание в боевом состоянии кораблей и судов отечественного Военно-Морского Флота

В марте 2010 года после трехлетнего молчания по Кронштадту вновь разнесся заводской гудок. Началась новая жизнь морского завода, бережно хранящего свои традиции, но отныне работающего в соответствии с современными принципами управления и организации производства, нацеленного на модернизацию, стремящегося к убедительным экономическим результатам.

Новая жизнь

Возрождение завода как уникального судоремонтного комплекса потребовало решения множества сложных задач. Начали с восстановления разрушенных систем отопления, водо- и электроснабжения, ремонта протекающих крыш. Уже летом 2010 года в гавань и доки завода для судоремонта встали корабли. Первые производственные работы выполнялись силами всего 30 человек!

Понадобилось восстановить преемственность квалифицированных кадров, обеспечить сочетание мастерства и опыта с энергией молодости. Этого удалось добиться во многом благодаря опоре на ветеранов завода и привлечению свежих рабочих рук из Кронштадта, Санкт-Петербурга и других городов страны. Кадровая структура постепенно начала выстраиваться.

За прошедшие годы предприятие существенно изменилось. Было проведено его финансовое оздоровление. В результате правовых и организационных преобразований было создано акционерное общество «Кронштадтский морской завод» в составе ОСК, крупнейшего судостроительного и судоремонтного холдинга России. С 2016 года завод осуществляет свою деятельность в рамках единой системы корпоративного управления АО «ОСК», соблюдая единые для группы компаний стандарты и нормативные акты.

С 2015 года на заводе ежегодно ремонтируются и проходят сервисное обслуживание более 100 кораблей и судов различных типов и классов. По сравнению с 2010 годом объемы производственной деятельности по судоремонту выросли более чем в 60 раз! Мы сотрудничаем с флотом, крупнейшими предприятиями энергетического комплекса, судостроительными и судоремонтными заводами, музеями и др.

Квалификация и опыт работников завода (сегодня их уже более 800 человек) позволяют выполнять ремонтные работы любой сложности – от аварийных до капитальных.

Растущие задачи

За прошедшие десять лет завод произвел ремонт и сервисное обслуживание более 800 кораблей и судов. Только в прошлом году был проведен ремонт и сервисное обслуживание на 125 кораблях и судах Балтийского флота, а также по договорам соисполнения с рядом судостроительных и судоремонтных предприятий. Произведено 33 доковых ремонта, на 10% больше, чем в 2018-м. В этом году сервисное обслуживание пройдут порядка 140 кораблей и судов и будет проведено 38 доковых ремонтов. Ежегодная выручка за последние три года стабильно растет в среднем на 10–15% в год, и в 2019 году превысила 2,5 млрд рублей. В 2011 году в состав предприятия вернулось газотурбинное производство (ГТП). Это подразделение по ряду выполняемых задач является уникальным для нашей страны. За весь этот период на ГТП было отремонтировано почти 130 газотурбинных двигателей и газоперекачивающих установок для флота и предприятий энергетического комплекса. В последние три года завод ремонтирует почти по 20 единиц продукции в год. Выручка ГТП в 2020 году составит около 700 млн рублей.

Рост объемов происходит за счет увеличения заказов как со стороны подразделений ПАО «Газпром», так и со стороны Военно-морского флота. Заметное возрастание нагрузки способствовало интенсификации производства, увеличению количества производственных площадок ГТП и реорганизации и расширению уже существующих мощностей, оптимизации всего производственного процесса.

За прошедшие десять лет завод произвел ремонт и сервисное обслуживание более 800 кораблей и судов
Есть чем гордиться

За десять лет был полностью восстановлен авторитет крупнейшего на северо-западе России судоремонтного предприятия. В современном портфолио завода – подготовка кораблей и судов флота к выполнению боевых задач и главному военно-морскому параду. Предприятие ремонтирует боевые наземные и подводные корабли, учебные корабли, различные вспомогательные суда. Среди успешных проектов последних лет следует выделить ремонт и модернизацию корабля № 1 ВМФ России крейсера «Аврора», легендарного ледокола-музея «Красин», ремонты гидрографических судов (ГС) «Ромуальд Муклевич» и «Николай Матусевич». В сжатые сроки и при большом объеме работ, находившихся на особом контроле главкома ВМФ России, было отремонтировано и модернизировано океанографическое исследовательское судно (ОИС) «Адмирал Владимирский». Его подготовили для совершения кругосветной океанографической экспедиции, посвященной 250-й годовщине со дня рождения русского флотоводца И.Ф. Крузенштерна, и участия в мероприятиях, приуроченных к 200-летию открытия Антарктиды, которые состоялись в конце января нынешнего года.

Все десять лет завод технически перево-оружается. За прошедшие годы на ремонт, восстановление и модернизацию из собственных заводских средств потрачено 1,2 млрд рублей, из них 460 млн – на приобретение нового оборудования и реконструкцию существующего. Сегодня основные производственные фонды находятся в рабочем состоянии, все здания отремонтированы, территории для подъезда и подхода к докам и цехам заасфальтированы, исправно функционируют инженерные сети. Разработаны проекты по модернизации докового хозяйства.

Большие планы

Производственные планы завода активно расширяются. Ведется работа по созданию отдельного направления по гражданскому судоремонту, образованию структурного подразделения коммерческих заказов. Предполагается увеличение его доли в общей выручке до 200 млн рублей в год.

Диверсификация ставит перед заводом задачи по созданию совершенно новых производств и направлений: судостроительного для маломерных судов и металлообрабатывающего для изготовления оборудования для судовых рыбоперерабатывающих фабрик.

В 2020 году после многолетней консервации, продолжавшейся почти четверть века, специалистами завода был обследован, отремонтирован и введен в эксплуатацию док им. М.И. Сургина, который на сегодняшний день является самым старым действующим сухим доком не только в Кронштадте, но и в России. Он способен принимать небольшие корабли и суда с малой осадкой: буксиры, катера, дизельные подводные лодки, тральщики, баржи, яхты. Завод также предполагает задействовать док в своих планах, связанных с диверсификацией производства. В рамках этой программы планируется строительство маломерных судов.

Выручка газо-турбинного производства в 2020 году составит около 700 миллионов рублей

В 2017 году Кронштадтский морской завод совместно с норвежской компанией PE Bjordal AS запустил совместный проект по разработке, производству и монтажу инновационных фабрик для переработки морепродуктов. На сегодняшний день у него нет аналогов в России. Цель проекта – удовлетворить растущий спрос на переработку рыбы, краба и креветок со стороны крупнейших отечественных добывающих компаний: СЗРК, ГК «Антей», РРПК, «Норебо», «НБАМР», рыболовецкого колхоза им. Ленина, ГК «Доброфлот» и др. К середине 2020 года на предприятии было практически завершено технологическое оснащение производственных мощностей цеха для металлообработки. Это позволило запустить производство и изготовить первое оборудование для краболова, строящегося по заказу ГК «Антей». С лета 2020 г. началось изготовление элементов судовых фабрик для переработки морепродуктов, включая конвейеры, транспортеры, принимающие емкости, разделочные столы и другие изделия из нержавею­щей стали для строящихся краболовов, предприятий аквакультуры.

В перспективе завод планирует принять участие в арктических проектах, в частности в программе по развитию добычи и глубокой переработки криля.

Спустя десять лет после возрождения на предприятии в Кронштадте ведется системная работа по укреплению технологического потенциала и модернизации производственных мощностей, внедрению инноваций, совершенствованию кадровой и социальной политики. Завод активно участвует в совершенствовании производства, и по этому показателю по итогам 2019 года он вошел в первую десятку среди предприятий Группы ОСК.

Обновление легенды

15 июля 2016 года Кронштадтский морской завод завершил ремонт и дооборудование главной реликвии Российского флота – крейсера I ранга «Аврора». Работа, продолжавшаяся в общем счете около двух лет, стала знаковой и этапной для завода и его работников, а ее результаты – для всей страны На обновленной «Авроре» была создана фактически новая музейная экспозиция в соответствии с музейными технологиями XXI века. использованы средства мультимедиа и интерактив-ного взаимо-действия: голо-графические видеопроекции, электронные планшеты, трансляция видеофильмов.   5 000 м2 корпуса «Авроры» очищены и заново покрашены в 5 слоев окрашена Подводная часть корпуса в 6 слоев окрашена надводная часть корпуса и надстройки 16 км кабельных трасс проложено по всему кораблю Отреставрирована артиллерия: 14 орудий 152 мм 2 салютные пушки 2 зенитных орудия 100 м2 тикового настила палубы заменено в ходе реставрации тремонтировано: 60 помещений корабля залы и служебные комнаты музея, рубки, каюты и кубрики экипажа, помещения общего пользования

10 лет новому Кронштадтскому заводу
10 лет новому Кронштадтскому заводу
10 лет новому Кронштадтскому заводу
10 лет новому Кронштадтскому заводу
10 лет новому Кронштадтскому заводу
10 лет новому Кронштадтскому заводу
10 лет новому Кронштадтскому заводу