Технологии двойного назначения

Технологии двойного назначения

Михаил Устинов
главный специалист департамента взаимодействия с органами государственной власти и общественными организациями ОСК

ОСК и экспертное сообщество обсудили успехи и проблемы диверсификации в судостроении

На международном военно-техническом форуме «Армия-2020» состоялось выездное заседание экспертного совета по судостроительной промышленности и морской технике при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству на тему «Диверсификация ОПК в интересах судостроения». На встрече были обозначены основные перспективы выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения предприятиями ОПК и высказаны предложения по совершенствованию механизмов диверсификации производства. Кроме того, эксперты обсудили и существующие меры государственной поддержки отрасли, а также возможности оптимизации транспортного баланса путем увеличения доли объема перевозок по ВВП.

В дискуссии приняли участие заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности и военно-техническому сотрудничеству ЦКБ МТ «Рубин» Андрей Баранов, заместитель руководителя направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований Виктор Литвиненко, генеральный директор ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Олег Савченко, заместитель генерального директора ФГУП «ВНИИ «Центр» Наталья Антропова, заместитель генерального директора концерна «Моринформсистема-Агат» Дмитрий Мошняков, заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта Андрей Козлов, а также приглашенные эксперты. Модератором дискуссии выступил вице-президент по техническому развитию АО «ОСК» Василий Бойцов.

«Мы не должны идти путем упрощения военной и специальной техники. Напротив, гражданская техника должна быть более инновационной, более сложной и прорывной, чтобы затем этот задел использовался в оборонке» – так обозначил свое видение развития программы диверсификации производств Василий Бойцов. Примером успешной опережающей диверсификации он назвал автономный необитаемый глубоководный аппарат «Витязь-Д»: «Я рад, что мы открываем заседание с презентации проекта, выполненного в интересах Фонда перспективных исследований. Мне кажется символичным, что исследовательский комплекс, добившийся международно признанного результата, был разработан и создан ЦКБ МТ «Рубин», с которого в свое время началась вся наша подводная тематика серьезного оборонного значения».

Безусловно, «Витязь-Д» стал самым громким гражданским проектом ЦКБ МТ «Рубин» за последнее время. 9 мая этот полностью автономный подводный аппарат первым в мире достиг самой глубокой точки Мирового океана.

В своем выступлении заместитель генерального директора ЦКБ МТ «Рубин» Андрей Баранов отметил, что опыт, полученный при разработке подводных лодок, позволяет предприятию решать любые нестандартные задачи, создавая уникальные объекты морской техники в том числе гражданского назначения. «И сегодня мы можем заявить, что владеем компетенциями по созданию автономных глубоководных аппаратов, способных работать на любых глубинах в любой точке Мирового океана», – сообщил Андрей Баранов.

Другим важным достижением стало создание технологического задела для освоения ресурсов шельфа северных морей. Арктика становится полем все более жесткой конкуренции ведущих мировых держав, и Россия укрепляет свои позиции в регионе. «Стоит задача освоения ресурсов там, где надводная добыча в силу тяжелых ледовых условий невозможна. Работать нужно будет прямо на морском дне при помощи автономных роботизированных аппаратов. В сотрудничестве с Фондом перспективных исследований мы ведем разработку системы «Айсберг», – поделился планами Андрей Баранов.

Тему подводных добычных комплексов продолжил заместитель руководителя направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований Виктор Литвиненко. Он отметил, что их создание заложено в государственной программе развития арктической зоны, и поблагодарил ЦКБ МТ «Рубин» за самоотверженную работу над аппаратом «Витязь»: «Без этого наша совместная победа ни за что бы не состоялась. Работать приходилось в суровых условиях».

Генеральный директор КГНЦ Олег Савченко обратил внимание на ряд проблем в гражданском секторе судостроения, требующих скорейшего разрешения. «Нам необходимо разрывать порочный круг, когда мы не можем создавать морскую технику для российских компаний, потому что их отраслевые стандарты написаны под зарубежное оборудование», – заявил руководитель научного центра. Кроме того, он отметил сложности с производством некоторых компонентов отечественной элементной базы: «У разработчиков конечного продукта – причем как военных, так и гражданских – есть общие проблемы: отсутствие отечественных навигационных систем, отсутствие манипуляторов». Выход из положения Олег Савченко видит в обобщении потребностей отрасли в подобных системах и создании соответствующих инфраструктурных решений.

Дополняя выступление Олега Савченко, Василий Бойцов поднял вопрос ценообразования в гражданском судостроении, озвучив инициативу по введению института ориентировочных цен по аналогии с существующим в военном кораблестроении, и подчеркнул важность инвестиционных квот и лизинговых программ для успешной диверсификации ОПК. «Положительную роль играет принятая в прошлом году национальная Стратегия развития судостроения, благодаря которой сегодня мы четко видим поставленные перед нами цели», – заявил Василий Бойцов.

Заместитель генерального директора ФГУП «ВНИИ «Центр» Наталья Антропова оценила программу диверсификации отрасли. По ее словам, показатели судостроительной промышленности превосходят средние показатели по ОПК: «По итогам прошлого года доля гражданской продукции составила более четверти общего объема выпуска – 25,8%. В 2020 году, несмотря на все сложности, от судостроителей мы ожидаем уровня 27,5%. Мы движемся с хорошим опережением графика и к 2030 году рассчитываем довести долю гражданской продукции до 42,1% по объему. Это достаточный показатель».

Она также отметила важность механизмов государственной поддержки: «Наконец-то в полную силу заработали инвестквоты и лизинг. И, даже несмотря на некоторые задержки в сдаче судов, темпы роста сумасшедшие. Надеюсь, что они будут оставаться на таком уровне и впредь».

В конце выступления Наталья Антропова сообщила, что по поручению президента формируется реестр перспективной гражданской продукции. На сегодняшний день в нем 90 проектов судостроения. Перед предприятиями стоит задача его расширять, при этом делая особый акцент на производстве нетрадиционной для них прежде продукции.

Советник генерального директора ОСК Владимир Никитин рассказал о важности согласованного развития проектов гражданской тематики. Он предложил выработать общие технические решения в части энергетики, систем управления, электродвижения, организовав совет генеральных конструкторов для гражданского судостроения. По его словам, отсутствие стандартизированных подходов негативно сказывается на темпах строительства рыболовецких судов: «Проектанты у траулеров разные, заводы вынуждены строить разное, но кто-то должен выстраивать единую концепцию строительства отечественных рыболовецких судов».

В развитие темы Василий Бойцов добавил, что решением могла бы стать разработка нескольких унифицированных проектов рыболовецких судов с учетом требований Российского морского регистра судоходства и накопленного предприятиями опыта. «Необходимо подумать, какие механизмы можно задействовать для преодоления этой проблемы. На уровне ОСК мы используем наш научно-технический совет, но эту работу следует выводить на системный уровень», – заключил Василий Бойцов.

Заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» Станислав Головинский в своем выступлении обозначил важность обновления российского ледокольного флота. Вместе с тем он обратил внимание на отмену субсидирования процентных ставок для судов стоимостью свыше 1,5 млрд рублей, что негативно скажется на диверсификации судостроительной отрасли, перспективных проектах в Арктике и может отразиться на загрузке СМП.

Генеральный директор «Норта Мит» Александр Тюрин выразил уверенность, что вопрос локализации и перевода судостроения на отечественное оборудование в течение 5–10 лет будет успешно решен. При этом он призвал не останавливаться на этом, а начать работать на перспективу: «Чтобы развиваться, уже сегодня нужно выходить на иностранные рынки. В советское время наше судовое оборудование шло в том числе и на экспорт. И нашим профильным министерствам необходимо решать вопрос, как нам вернуться к этой практике».

Эту позицию поддержал заместитель генерального директора концерна «Моринформсистема-Агат» Дмитрий Мошняков, предложивший проработать вопрос сертификации российскими надзорными органами гражданской морской техники, к которой применяются требования иностранных регулирующих организаций и ассоциаций, тем самым облегчив выход отечественной продукции на международные рынки.

В завершение заседания Василий Бойцов поблагодарил собравшихся за плодотворный обмен мнениями и выразил надежду, что прозвучавшие в ходе заседания идеи найдут свое отражение в виде законодательных инициатив и общеотраслевых решений, что позволит российскому гражданскому судостроению стать более технологичным и устремленным в будущее.

Сегодня мы можем создавать автономные аппараты, способные работать на любых глубинах

Технологии двойного назначения