Первый юбилей

«Ленинский комсомол»: История одного ремонта

Александр Бобрецов
Начальник организационно-информационного отдела центра судоремонта «Звездочка»

Ремонтировалась ли на «Звездочке» первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол»? На этот и другие вопросы нам ответил Александр Куликов, строитель кораблей, ответственный сдатчик атомных субмарин, прошедших ремонт на «Звездочке», активный участник многих событий, вошедших в историю отечественного судостроения

Выполняя работы на корабле, заводчане, как правило, не знают его истории: как пришел «под номером», так и ушел. Словно это не боевой корабль с его историей, экипажем, традициями, а безликая масса железа, которую надо частично заменить, частично смазать и снова отпустить в океан.

«Ленинский комсомол» пришел на «Звездочку» летом или осенью 1963 года – спустя год после своего триумфального похода к Северному полюсу. Александр Куликов вспоминает молодых, но очень популярных на флоте офицеров этого корабля: командира Льва Жильцова, командира БЧ-5 Рюрика Тимофеева, командира первого дивизиона Виталия Зайцева, а также капитан-лейтенанта Илью Колтона.

Впрочем, вскоре почти все они были переведены в Академию, и специалисты «Звездочки» решали все основные организационные и технические вопросы с новым командиром БЧ-5 Виталием Зайцевым, который позднее стал начальником главного технического управления ВМФ.

Александр Васильевич, в чем была основная причина, заставившая «Ленинский комсомол» встать на ремонт?

Неисправные парогенераторы. А «Звездочка», тогда еще только осваивавшая ремонт атомных подводных лодок, конечно, была не в состоянии самостоятельно решить эту сложную задачу. Поэтому по предложению директора Севмашпредприятия Евгения Егорова было принято решение полностью заменить парогенераторный пятый отсек. «Звездочка» должна была выполнить демонтаж оборудования, вырезать этот отсек, а носовую и кормовую оконечности лодки передать на Севмашпредприятие, которое изготовит и установит новый парогенераторный отсек.

В то время я работал на «Звездочке» мастером корпусообрабатывающего цеха №7, пришел на «Ленинский комсомол» в августе 1964 года, когда корабль был уже разрезан на три части и находился в плавдоке. Однако предстояло еще заглушить носовую и кормовую оконечности, отдифферентовать их (то есть обеспечить горизонтальную плавучесть) и герметизировать балластные цистерны.

Когда все эти работы были выполнены, на 5 ноября 1964 года назначили проведение операции по отводу плавдока от причала и выводу на плав носовой и кормовой оконечностей. Но тут произошло непредвиденное: старший мастер одного из цехов буквально за несколько минут до начала буксировки плавдока приказал рабочему срубить ранее установленные на сварку пятаки-заглушки в нижней части кормовой балластной цистерны.

Как это могло произойти? Ведь тогда нарушалась герметичность балластной цистерны и докование становилось невозможным.

Видимо, сказались чрезмерная усталость, груз ответственности, общая нервозность, суета, зачастую и приводящие к подобным ошибкам. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Однако тогда мы, остальные участники работ на корабле, об удалении заглушек ничего не знали, и плавдок, как и запланировано, отвели от заводского пирса на «яму». Когда начали его погружать, обнаружили: носовая оконечность лодки всплывает, как и положено, горизонтально, а кормовая – под углом (с дифферентом на корму). ЧП! В чем дело? Никто не понимает. Послали матроса проверить балластные цистерны. Тот докладывает: «В 13-й балластной вода!» Представитель военной приемки сразу же запретил продолжение операции и потребовал выполнить повторное испытание на герметичность всех балластных цистерн.

«Ленинский комсомол» пришел на «Звездочку» через год после похода на Северный полюс

Только тогда обнаружили, что пятаки-заглушки в нижней части кормовой – тринадцатой – балластной цистерны (в горизонтальном киле) срезаны. Директор завода дал указание: «Выполнить испытания всех балластных цистерн с 6 по 8 ноября. Занятых на этих работах с завода не выпускать!»

Все испытания были выполнены в срок. Утром 9 ноября комиссия снова собралась на борту плавдока. Но… в ночь с 8 на 9 ноября неожиданно ударил мороз -25 оС. Прямо на глазах у собравшихся, не выдержав столь резких температурных перепадов, постарому сварному шву треснул легкий корпус подлодки, и как раз на злополучной кормовой 13-й балластной цистерне. Комиссия приняла решение о переносе докования, но только на одни сутки – за это время надлежало заварить образовавшуюся трещину. Сделать это в условиях мороза было непросто: вертикальная трещина шириной сантиметр-полтора протянулась на два с половиной метра. Начали варить – трещина стала расползаться по корпусу, как паутина…

Выручил тогда всех сварщик Иван Нефёдов: «Ерунда! Заварим и так!» Проявив высокое мастерство, он всю ночь, не отрываясь, заливал трещину сварочным электродом. Утром 10 ноября все было готово. Плавдок снова отошел от заводского пирса…

На этом работы «Звездочки», связанные с этой прославленной подлодкой, были завершены?

Нет, поскольку теперь нам предстояло подготовить к передаче на Севмашпредприятие и пятый парогенераторный отсек. Для этого с двух сторон отсека-обрубка были установлены дополнительные специальные плавучести, а также была выполнена его балластировка твердым балластом.

Когда на плавдоке отсек №5 вывели на доковую яму, произошло непредвиденное: вместо того чтобы спокойно всплыть, отсек вдруг, как поплавок, начал вставать на попа! Оказалось, что заводской конструктор, выполняя расчет плавучестей и удифферентовки, перепутал носовой и кормовой концы отсека. Отсюда и такое эффектное докование.

В декабре 1964 года отсек №5 был наконец передан на Севмашпредприятие. Но «Звездочка» и на этом не рассталась с «Ленинским комсомолом»: до весны 1965 года работники предприятия ездили на соседний завод и заканчивали свой объем закрепленных за «Звездочкой» работ по ремонту и демонтажу оборудования.

Окончательный ремонт и сдачу «Ленинского комсомола» Военно-морскому флоту осуществляло Севмашпредприятие.

«Ленинский комсомол»: История одного ремонта
«Ленинский комсомол»: История одного ремонта
«Ленинский комсомол»: История одного ремонта