Первый юбилей

Совет из области науки

Дмитрий Колодяжный
вице-президент по техническому развитию

Константин Куликов
генеральный директор Научно-исследовательского проектно-технологического бюро «Онега»

Российская судостроительная наука всегда работала на стыке технологий, экономики и политики, упорно преодолевая самые тяжелые периоды в истории страны. Сегодня она продолжает успешно развиваться. Но, как говорил Петр Капица, «успех достигается людьми, а не приборами». А теорию важно превращать в практику в реальных проектах

Одной из первых инициатив ОСК было создание научно-технического совета под руководством президента корпорации. Его ученым секретарем стал кораблестроитель, доктор технических наук Игорь Захаров, ранее возглавлявший Первый центральный научно-исследовательский институт Минобороны России (в настоящее время – НИИ кораблестроения и вооружения Военно-морского флота). Продолжительное время обязанности ученого секретаря исполнял доктор технических наук Борис Ионов – известный ученый в области ледового сопротивления и теории ледокольного флота.

Структуры и организация научно-технического совета ОСК постоянно совершенствуются, и все больше специалистов дочерних предприятий корпорации вовлекаются в его деятельность. В связи с этим в 2019 году были обновлены основные организационные документы, определяющие деятельность совета. Изменена и его структура – теперь она направлена на комплексное решение задач научно-технического инновационного развития ОСК. Выделено семь направлений роста компетенций и соответственно столько же секций совета. Предусмотрено взаимодействие с советом старейшин и советом молодых ученых и специалистов ОСК, а также с Крыловским государственным научным центром.

Формируется система подготовки, принятия и контроля исполнения решений совета. В нынешнем году в рамках его деятельности проведено четыре мероприятия, на которых обсуждались и принимались решения по наиболее актуальным направлениям развития корпорации, в том числе и по проблемам диверсификации предприятий и созданию новых продуктовых решений гражданской морской техники.

ОСК принимает активные меры по формированию эффективной инновационной политики, созданию условий для профессионального роста молодых исследователей. Очевидно, что для улучшения конкурентоспособности отечественной морской техники и создания принципиально новых судостроительных производств, технологий и проектов ОСК должна стать локомотивом в развитии инноваций и внедрении прорывных технологий.

Сегодня на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации трудятся 24 доктора и 266 кандидатов наук. Немаловажную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов и научных кадров играют десять базовых кафедр, действующих на предприятиях совместно с вузами. Отечественной судостроительной промышленности как воздух необходим приток молодых специалистов, имеющих качественное классическое инженерное образование и способных проводить работу по проектному управлению и инновационной деятельности. Созданы условия и для непрерывного послевузовского образования. Оно необходимо для поддержания как инженерных знаний на современном уровне, так и мотивации выполнять и возглавлять научные исследования и разработки.

ОСК принимает активные меры по формированию эффективной инновационной политики

Особое внимание уделяется работе новейших наукоемких лабораторий конструкторских бюро, где организованы серьезные научные исследования, в том числе и с участием студентов и заводов. Именно там обкатываются и внедряются инновационные проекты и реализуются самые смелые планы конструкторов и исследователей.

Без пытливых умов, смелых идей, таланта, упорного труда не было бы прогресса. Раскрывается же этот потенциал активным научным творчеством, результаты которого представляются в научных изданиях и на научно-технических конференциях. В ОСК организовано проведение четырех регулярных научно-технических конференций. Они проводятся на базе производственного объединения «Севмаш», Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» и Научно-исследовательского проектно-технологического бюро «Онега».

Наука в гостях у Севмаша

Отраслевая научно-техническая конференция «Цифровые технологии проектирования и производства в судостроении» проходит на территории Севмаша ежегодно начиная с 2015 года. Там рассматриваются вопросы создания и использования цифровой модели корабля, управления проектными данными и комплексной цифровизации производства.

Конференция проводится под эгидой ОСК, в ней принимают участие руководители и специалисты ведущих проектных организаций и судостроительных предприятий, а также представители смежных отраслей.

В этом году в мероприятии участвовало свыше 250 специалистов из 40 различных организаций. Постоянными участниками конференции выступают представители Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз», Северного проектно-­конструкторского бюро, Центра технологии судостроения и судоремонта, Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь», дальневосточного завода «Звезда»,

Научно-исследовательского проектно-техно­логического бюро «Онега», Северного производственного объединения «Арктика», центра судоремонта «Звездочка», Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, Института судостроения и морской арктической техники и др.

В этот раз программа конференции была разделена на две секции: «Цифровые технологии при проектировании» и «Цифровые технологии при производстве».

На первой секции были представлены доклады специалистов проектно-конструк­торских бюро, промышленных предприятий и отраслевых научных организаций, касающиеся использования цифровых технологий при проектировании и конструкторской подготовке производства.

Вторая секция была посвящена цифровизации производства и технологических процессов, специальному оптико-электронному измерительному оборудованию, внедрению современных станков с числовым программным управлением и т.д. На секции выступали поставщики производственного оборудования, специалисты промышленных предприятий и профильных учебных заведений. Также были рассмотрены вопросы, связанные с перспективами использования аддитивных технологий в судостроительной отрасли.

Молодые инновации

Конференция «Инновации молодых» проводится ежегодно с 2012 года Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит». Впервые при поддержке благотворительного фонда «АВИ» (назван в память о заместителе генерального конструктора Амосове Владимире Ивановиче) конференция была проведена в 2016 году. С 2017 года конференция проводится раз в год.

Основные направления докладов на конференции касались новых решений традиционных задач судостроения, перспективных инновационных разработок и информационных технологий в судостроении и новых видов морской техники. Кроме того, там обсуждались корабельные комплексы вооружения, систем и механизмов, новые конструкционные и судостроительные материалы и технологии их обработки, развитие производственной системы судостроения и перспективные направления обращения с конструкторской документацией на этапах разработки и строительства кораблей.

Основными задачами конференции ее организаторы считают привлечение внимания специалистов к проблемным вопросам судостроения и подготовку условий для внедрения инноваций, презентацию инновационных разработок, способствующих развитию общества и судостроительной отрасли, и формирование интереса к научной и изобретательской деятельности. Помимо этого большое значение имеет обсуждение научных и технических идей и повышение профессиональных знаний и навыков.

На предприятиях Объединенной судостроительной корпорации трудятся 24 доктора и 266 кандидатов наук

К участию в работе конференции приглашаются молодые специалисты бюро «Малахит», дочерних предприятий ОСК, а также студенты, магистранты, аспиранты высших образовательных учреждений, курсанты военных специализированных учреждений и научных рот.

Конференция «Инновации молодых – 2019» прошла в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» 5 июля и была посвящена памяти выдающихся генеральных конструкторов Георгия Чернышева и Сергея Ковалева, а также памяти главного конструктора Владимира Амосова.

На конференции было представлено 18 докладов. По результатам их обсуждения члены жюри определили трех победителей. Ими стали Павел Андреев с докладом «Развитие демонстрационно-выс­тавочного потенциала Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», Мария Говоровская, рассказавшая о «Составных частях системы управления жизненным циклом, обеспечивающих конструкторское описание изделия на стадиях его жизненного цикла» и Иван Понамарев, доклад которого назывался «Внедрение корпоративного портала Общества». Доклад Елены Нехорошковой из производственного объединения «Севмаш» – «Выполнение измерений корпуса корабля с использованием технологии переноса контрольных точек» – был отмечен как лучший доклад от дочерних компаний ОСК и удостоен отдельного приза.

«Рубин» смотрит в будущее

Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» организует и проводит в своих стенах Молодежную научно-техническую конференцию с 2002 года. В этом ежегодном мероприятии принимают участие молодые специалисты предприятий и организаций судостроительной промышленности России и смежных отраслей.

Конференция нацелена на повышение профессионального и научно-технического уровня молодых работников, содействие взаимодействию молодых специалистов с опытными работниками, развитие профессиональных связей между коллективами предприятий судостроительной и смежных отраслей и выявление перспективных для внедрения инновационных идей и разработок.

В рамках конференции 2019 года были проведены секции по проектированию, строительству и ремонту подводных лодок, радиоэлектронным системам для субмарин и созданию для них энергетических установок и вспомогательного оборудования. Кроме того, темами секций стали проектирование и строительство необитаемых подводных аппаратов и математическое моделирование при проектировании.

Не просто для мебели

Отраслевая конференция «Судовая мебель» проводится с 1998 года каждые два года. Инициатива проведения регулярной конференции принадлежала руководству судостроительной промышленности и Главному управлению кораблестроения ВМФ.

В 2018 году десятая по счету, юбилейная конференция собрала свою традиционную аудиторию: проектантов и изготовителей судовой мебели, поставщиков материалов и комплектующих, специалистов испытательных лабораторий, представителей Министерства обороны и контролирующих организаций. Профессиональный форум был посвящен обобщению опыта проектирования и производства судовой мебели и элементов обустройства судовых помещений.

Конференция прошла при поддержке Объединенной судостроительной корпорации. В мероприятии приняли участие сотрудники более трех десятков организаций и предприятий судостроительной отрасли: Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз», Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», Северного проектно-конструкторского бюро, Невского проектно-конструкторского бюро, Центрального конструкторского бюро «Лазурит», Адмиралтейских верфей, производственного объединения «Севмаш», центра судоремонта «Звездочка», Северной верфи и др.

Участники конференции обсудили проектирование судовой мебели с учетом специальных требований к ее техническим характеристикам, эргономике и эстетике, применение новых композиционных материалов для изготовления мебели и элементов обустройства судовых помещений и организацию взаимодействия заказчика, проектанта и изготовителя. Кроме того, их интересовали унификация и индивидуализация проекта, их влияние на конкурентоспособность и ценообразование, а также пути снижения издержек: бережливое производство, импортозамещение и кооперация.


Совет из области науки
Совет из области науки
Совет из области науки
Совет из области науки
Совет из области науки