Первый юбилей

По инициативе ОСК в рамках деловой программы Петербургского международного экономического форума проведена панельная дискуссия «Мировой океан. Новые подходы к управлению, изучению и сбережению», на которой обсуждались вопросы исследования Мирового океана. Ключевые тезисы из выступлений участников сессии – в нашем материале

Владимир Рябинин,
исполнительный секретарь Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО

Примерно 93% мировой теплоты поглощается Мировым океаном. В противном случае температура Земли была бы гораздо выше. При этом вся работа по изучению изменения климата, связанная с Мировым океаном, в настоящее время основана на доброй воле участников Межправительственной океанографической комиссии. «Синяя экономика» составляет более 3 трлн долл., и она стабильнее экономики на суше. Но объем финансирования исследований океана – около 1 млрд долл., то есть в три тысячи раз меньше, чем стоимость генерируемого продукта. Нужно поднимать уровень информированности населения о процессах в Мировом океане, осуществлять прибрежное зонирование, обеспечивать устойчивое развитие рыболовной промышленности и аквакультуры. Все это можно сделать, если задействовать усилия авторитетных участников Межправительственной океанографической комиссии.

Алексей Рахманов,
президент ОСК

Экономика океана при должном подходе позволяет минимизировать выработку отходов. При этом вода становится ключевым ресурсом: бутылка воды в Москве уже стоит дороже литра бензина. Очевидно, что делить океан так же, как сушу, не получится. Эта система живет в общем развитии. К 2030 году объем рыболовства в Мировом океане, по прогнозам, вырастет до 209 млн тонн, что соответствует показателям роста населения планеты. Океан остается и ключевой транспортной магистралью: к 2050 году спрос на грузовые перевозки по его водам вырастет в три раза. Морской и речной транспорт – абсолютный и неоспоримый лидер в части экологичности перевозок. Более 80% всех международных грузоперевозок осуществляется по морю. В перспективе он так и останется наиболее эффективным и востребованным видом транспорта на дальние расстояния.

Вместе с тем изученность Мирового океана не превышает 10%. Даже космос человечество знает лучше. Расходы на исследования Мирового океана в развитых странах составляют не более 4% от общего объема инвестиций в научную работу, и Россия, к сожалению, не исключение. Наши задачи – развитие Северного морского пути: строительство ледоколов, НИС, платформ, танкеров, обслуживающего флота и круизного арктического направления.

Рене Берквенс,
главный исполнительный директор Damen Shipyards Group NV

Выделение средств на изучение Мирового океана в рамках Европейского союза происходит достаточно медленно, а исследования его проводятся в основном на национальной основе. Океан – последняя из неизведанных границ, при этом мы очень сильно зависим от него, получая продовольствие и энергию, в том числе ветровую и приливную. Серьезным вопросом в настоящее время является загрязнение океана, и это не только пластик на поверхности вод, но и тот, который с пищей попадает в организм человека. Это большая угроза. Судостроители хорошо отдают себе отчет в важности исследования Мирового океана. Сейчас мы строим новое исследовательское судно для австралийского правительства, рассчитываем на сотрудничество с верфями и научно-исследовательскими институтами в России.

Теро Ваурасте,
председатель Арктического экономического совета

За последние десять лет в «синей экономике» было создано около 100 млн новых рабочих мест. Около 50% потребляемой в мире рыбы происходит из района Северного Ледовитого океана. Согласно прогнозам, к 2023 году объемы туризма и аквакультуры в северных морях удвоятся. Рыболовство – основа «синей экономики», и непринятие срочных мер по борьбе с заражением океана создает угрозу устойчивому развитию. Мировое население растет, и к 2050 году придется кормить еще несколько миллиардов человек. Мы фиксируем изменение климата и эрозию земель, меняются места обитания морских животных и рыбы. Всемирный фонд дикой природы провел исследование, согласно которому Северный Ледовитый океан и его побережья являются местом обитания 34 видов млекопитающих, 364 видов птиц и 4 млн людей, принадлежащих к национальным меньшинствам и малочисленным народам. Мировой океан – сосредоточение ресурсов, которые нужно сохранить, чтобы они использовались следующими поколениями, и уже пришло время выработать общие международные подходы к его изучению.

Сергей Эмдин,
генеральный директор мобильного оператора Tele2

Повысить эффективность рыбной отрасли и, следовательно, сделать использование ресурсов рациональнее могут цифровые технологии. 50% потребляемой населением мира рыбы произведено в рыбохозяйствах, отрасль аквакультуры в развитых странах тотально оборудована датчиками. В России такого нет, поэтому наблюдается низкая производительность и высокая потеря продукции. Мы запустили в Приморском крае пилотный проект, выступив как интегратор: взяли лучшие мировые решения и обеспечили покрытие. Как показывает мировая практика, в цифровизированных рыбных хозяйствах экономические показатели улучшаются на 20–30% по сравнению с теми, где цифровых элементов нет. С использованием искусственного интеллекта можно развивать направление и дальше. Кроме того, коммерческие данные, которые будут получать хозяйства, можно использовать также для экологического мониторинга или научных целей. Есть такой термин – «Интернет вещей». Для него в океане много места, и от него будет конкретная отдача.

Юрий Цветков,
заместитель министра транспорта РФ, руководитель Росморречфлота

В настоящее время в мире ведется активная работа по снижению воздействия морского транспорта на окружающую среду, принят ряд давно действующих международных конвенций. Все начиналось с вопросов разливов нефти, которые были урегулированы законодательством, затем решались вопросы по сбросу отходов, а в последние годы фокус смещается в сторону контроля за судовым топливом и его влиянием на окружающую среду. Большинством стран ООН сейчас принята конвенция, согласно которой с 2020 года запрещается использование высокосернистого топлива для работы на морских судах. Россия ратифицировала эту конвенцию, и теперь все судоходные компании с ужасом ожидают следующего года, опасаясь, хватит ли низкосернистого топлива, будет ли возможность забункероваться во всех портах и какова будет цена вопроса. При установке скрубберов возникает проблема утилизации отходов.

В качестве перспективного судового горючего можно назвать все чаще использующееся судоходными компаниями газомоторное топливо. Предполагается, что к 2035 году суда-LNG будут занимать до 20% рынка, но в этом случае предстоит решить целый ряд вопросов. Во-первых, нужны двигатели, которые приспособлены к работе на LNG, а сами суда на таком топливе стоят на 20% дороже судов на классическом горючем. Второй вопрос – наличие пунктов бункеровки LNG. Крупные компании уже работают над развитием такой сети. В-третьих, необходима поддержка перехода судовладельцев на альтернативное топливо прибрежными государствами.

Андрей Адрианов,
вице-президент Российской академии наук

В России запущена программа модернизации научно-исследовательского флота, согласно которой к 2024 году будут построены два новых научных судна, а пять из девяти действующих будут модернизированы и получат новое техническое оснащение. В Мировом океане сосредоточены и минеральные ресурсы, и колоссальные биологические, которые могут решить все продовольственные проблемы мира. Изучать всю экосистему океана одной стране не под силу, нужны общие усилия, но, когда есть что делить, включаются национальные интересы. Чем больше вклад государства в исследование Мирового океана, тем больше в нем национальная доля. Речь идет о рыбных, углеводородных и других ресурсах. Запасы кобальта в океане в шесть раз больше, чем на суше, есть там и огромные скопления редкоземельных элементов. Уже существуют такие термины, как подводное машиностроение и подводное роботостроение, без них невозможно освоение ресурсов. Страны соревнуются в технологиях, в получении лицензий на те участки океанского дна, которые наиболее перспективны. Двигаться в одиночку в деле освоения Мирового океана нельзя, нужна консолидация усилий, но и без национальных интересов никуда не деться.

Благодарим фонд «Росконгресс» за предоставленные фото
Мировой океан в фокусе ПМЭФ
Мировой океан в фокусе ПМЭФ
Мировой океан в фокусе ПМЭФ
Мировой океан в фокусе ПМЭФ
Мировой океан в фокусе ПМЭФ