Первый юбилей

Буксиры «Красной Кузницы»

Елена Абрамова
специалист по связям с общественностью Архангельского филиала Центра судоремонта «Звездочка», судоремонтного завода «Красная Кузница»

На старейшем судоремонтном предприятии России – ныне Архангельском филиале Центра судоремонта «Звездочка» – возрождаются традиции судостроения, начало которым было положено еще при Петре I

Сейчас их уже четыре – рейдовых буксира, построенных по разработанному на заводе проекту, незаменимых для собственного производства и отлично подходящих для работы на судоремонтных и судостроительных предприятиях, в портах. Высокая маневренность, небольшие размеры, экономичность и легкость в эксплуатации, хороший обзор при управлении, возможность использования в ледовых условиях – всеми этими качествами новые рейдовые буксиры обладают в полной мере.

Нужен свой проект

Решение самостоятельно построить рейдовые буксиры, отвечающие требованиям современного судоремонтного производства, родилось не в один день. «Потребность в таких судах на заводе возникла давно, – говорит советник директора судоремонтного завода «Красная Кузница» Николай Васьков. – И постепенно в процессе обсуждения мы пришли к выводу, что копировать рейдовые буксиры, которые работают уже более полувека, нет смысла. Нужен свой проект, который будет опираться на опыт судоводителей разных предприятий. У нас к тому времени уже был определенный опыт: мы построили самоходную баржу «Пирамида», потом лоцмейстерское судно «Вавчуга». Создание рейдового буксира стало очередным этапом развития на предприятии такого направления, как гражданское судостроение».

Справедливости ради стоит отметить, что на тот момент современных буксиров такого класса просто не было. Да, раньше строили – здесь же, в Архангельске, на Маймаксанской судоверфи. Некоторые из них даже еще работают. Заслуженные трудяги, которым за пятьдесят…

Учесть этот опыт, взять все лучшее, устранить недостатки, увеличить мощность, сделать более удобными в эксплуатации, маневренными, красивыми – такая задача была поставлена перед конструкторским отделом завода. Результатом стал проект однопалубного рейдового двухвинтового малогабаритного буксира со служебными помещениями в корпусе и ходовой рубкой на палубе – 05Тм. Именно по этому проекту были построены «Бакен» и «Буй» – два первых рейдовых буксира «Красной Кузницы».

Проверено: все получилось

«Бакен» был спущен на воду первым, и, пока достраивался «Буй», головной буксир прошел производственные испытания, что называется, по полной программе. Прекрасно себя показал при постановке судов на доковый ремонт: успешно заводил, аккуратно разворачивался в стесненных условиях. В зимний период, прежде чем покинуть док, еще успевал усердно поработать винтами, выгоняя лед. Плюс перестановка судов – их в заводской гавани всегда много, стоят плотно. Небольшие размеры, способность развернуться на месте и при этом достаточно большая мощность – то, что надо для «рабочей лошадки».

В общем, построили, проверили в деле, убедились, что все получилось, как задумывали. И передали оба буксира головному предприятию. Было решено, что «Бакен» и «Буй» заменят много лет служившие «Звездочке», но уже устаревшие суда «Волхов» и «Малахит». А себе «Красная Кузница» еще построит.

Компактность, мощность, маневренность – то, что надо для «рабочей лошадки»

«Я понимаю, что для вас это событие одновременно и радостное, и немного грустное, – отметил на церемонии передачи буксиров главный инженер центра судоремонта «Звездочка» Сергей Кукин. – Радостное, потому что вы видите достойный и востребованный результат своего труда. А грустное, потому что вместе с этими судами приходится отпускать кусочек своей души, кусочек своего сердца». Сергей Рудольфович заверил, что на «Звездочке» эти буксиры очень ждут и планируют использовать очень активно.

То, как рейдовые буксиры проявили себя за первый год эксплуатации, становится понятно из официального письма за подписью начальника воднотранспортного цеха центра судоремонта «Звездочка» Олега Плотицына.

В письме, в частности, говорится: «В связи с окончанием гарантийного срока эксплуатации буксиров «Бакен»

и «Буй», построенных вашим предприятием и переданных головной организации в ноябре 2017 года, выражаем благодарность специалистам судоремонтного завода «Красная Кузница» за буксиры и оказанную оперативную и качественную помощь в устранении возникавших неполадок. За период эксплуатации буксиры зарекомендовали себя с положительной стороны. Они значительно превосходят РБТ старого поколения по мощности, маневренности, очень хорошие результаты «Бакен» и «Буй» показывают при работе в ледовых условиях».

Третий и четвертый

Как раз когда «Бакен» и «Буй» заканчивали свой первый рабочий год на «Звездочке», на «Красной Кузнице» спустили на воду РБТ-3. В цехе ждал своей очереди четвертый: к тому моменту его корпус был уже готов, устанавливались валы.

РБТ-3 и РБТ-4 не стали точной копией первых буксиров. Они строились уже по проекту 05Ту. Отличий не так много, разница будет заметна в первую очередь для экипажа. «Третий и четвертый рейдовые буксиры на полтора метра длиннее, – объясняет сдаточный механик Яков Еремеев. – Для личного состава они более удобны: рубка стала попросторнее, появился отдельный санитарно-бытовой отсек. Кроме того, усовершенствована система охлаждения двигателей».

При строительстве всех буксиров предпочтение отдавалось продукции российских предприятий. Практически все материалы (сталь, зашивки, утеплители, изоляция, краска и пр.) отечественного производства. У российских производителей заказывались также силовые установки, винты, якорные устройства, осветительное оборудование.

За последние пару лет обновилось и производственное оборудование, используемое в судостроении. На предприятии реализуется проект модернизации корпусного производства с внедрением механизированных и автоматизированных участков.

Так, в 2017 году была запущена в эксплуатацию машина термической резки стальных полотнищ «РИТМ-М». Это первая очередь современной поточной линии сборки и сварки полотнищ плоских секций судовых корпусных конструкций, разработанной Центром технологии судостроения и судоремонта. «РИТМ-М» уже активно используется как в судоремонте, так и для раскроя деталей строящихся на заводе судов. В 2018-м введен в эксплуатацию МГПС-25К – многофункциональный гибочно-правильный станок с крановой системой усилием 250 кН (25 тс). Он также разработан и изготовлен Центром технологии судостроения и судоремонта.

И сегодня судоремонтный завод «Красная Кузница» готов строить не только буксиры, но и пассажирские суда, баржи, паромы, понтоны, плавучие причалы и наплавные мосты.


«Бакен» и «Буй»

Ключевые отличия от старых рейдовых буксиров:

- гидравлическая рулевая машина (была тросовая)

- гидравлическая система переключения реверс-редуктора (была ручная механическая)

- мощность каждого из двух двигателей увеличилась на 50 лошадиных сил (суммарно на 100)

- ходовая рубка выше, удобнее, обзор стал гораздо больше

- повышенная маневренность благодаря двухвинтовой движительной установке

Главные измерения

Длина габаритная: 14,84 м

Длина по КВЛ: 13,99 м

Ширина габаритная: 3,82 м

Ширина расчетная: 3,61 м

Высота борта на миделе: 2,2 м

Высота борта у форштевня: 2,6 м

Высота кормового транца (от киля): 1,99 м

Осадка по грузовую марку: 1,55 м

Водоизмещение при Т= 1,55 м: 40,97 т

Гребной винт диаметром: 2х1 м

Экипаж (сменная вахта): 2 чел.

Номинальная мощность главных двигателей: 2x147 кВт (2х200 л.с.)

Класс Российского речного регистра судоходства: Р 1,2 (лед 30)

Назначение:

- выполнение речных буксировок судов, плавучих объектов и сооружений во льдах и на чистой воде

- проводка судов в акватории портов и постановка к причалу

- выполнение эскортных операций при проводке кораблей до выхода в море

- снятие с мели кораблей и судов на речных акваториях


Для справки

Архангельский филиал «Судоремонтный завод «Красная Кузница» центра судоремонта «Звездочка» создан на базе двух старейших судоремонтных заводов России – №176 Министерства обороны РФ и «Красная Кузница».

Свою историю предприятие ведет с 1693 года – именно в Архангельске (на территории, где сейчас располагается «Красная Кузница») по воле Петра I был выполнен первый государственный заказ на постройку военного корабля.

Основные направления деятельности: доковый ремонт судов водоизмещением до 9000 тонн, судостроение, изготовление и сборка конструкций из листового и профильного металла, ремонт различных дизелей, разработка и изготовление систем судовой автоматики и др.


Буксиры «Красной Кузницы»
Буксиры «Красной Кузницы»
Буксиры «Красной Кузницы»
Буксиры «Красной Кузницы»
Буксиры «Красной Кузницы»