Первый юбилей

Панель поставщиков: понятные правила игры

Главные темы интервью с вице-президентом по материально-техническому обеспечению и управлению поставками ОСК Андреем Бузиновым – панель поставщиков, которую создает Объединенная судостроительная корпорация, и привлекательность локализации производства в России для зарубежных партнеров

Андрей Владимирович, зачем нужна панель поставщиков и что она из себя представляет?

– Начнем с общих, но очень важных вещей. 60–70% от стоимости всего заказа составляет стоимость оборудования, которое производится не нами, поэтому качество наших отношений с партнерами и контрагентами напрямую влияет на качество нашей работы. В процессе проектирования и строительства всегда формируется трехстороннее взаимодействие – мы, заказчики, поставщики, – и от него зависит, какой пароход будет в итоге передан заказчику. Выбираются различные системы оборудования, его виды, типы и конкретные марки, и у каждой из сторон здесь, естественно, свои интересы. Заказчик почти всегда стремится за минимальную цену получить наиболее качественное судно с хорошим набором оборудования. Это нормально. Мы стараемся удовлетворить заказчика, но при этом обеспечить такую поставку, чтобы самим не уйти в минус. Третья сторона – контрагент. На первых этапах их обычно несколько на один вид оборудования. И все стараются доказать нашим проектантам и конечным заказчикам, что то или иное оборудование, которое они производят, самое оптимальное, что именно оно подходит для нужд заказчика лучше всего.

В такой трехсторонней работе в несколько итераций формируется конечный облик парохода. Вот в этих сложных взаимоотношениях, в которых мы выступаем не только как заводы-строители, но еще и как проектанты (а существует еще специфика отношений между заводами-строителями и проектантами), мы в свое время набили много шишек. Я имею в виду не ОСК, а отрасль в целом, профессиональное сообщество.

Мы изучили, как это организовано за рубежом, проанализировали свой собственный опыт и решили сформулировать правила совместной работы в будущем. Создать нормативную базу, регулирующую наши взаимоотношения, некий стандарт, который определял бы взаимодействие с поставщиками, наши отношения внутри корпорации, между партнерами, проектантами, заводами-строителями, наши отношения с возможными заказчиками. Так появился стандарт «Панель поставщиков в гражданском судостроении».

Но что именно он определяет?

– Он решает много задач. Это стандарт большого постоянно повторяющегося бизнес-процесса. Ключевое – максимально быстро и экономически эффективно для нас удовлетворить потребности заказчика. Чтобы это сделать, необходимо подобрать пул надежных поставщиков, не нарушая законодательство, которое защищает конкуренцию в нашей стране. Задача на самом деле очень непростая.

Для того чтобы наши уважаемые заказчики могли реализовать свои потребности в том или ином виде и типе оборудования, обладающего определенными эксплуатационными характеристиками, и не были ограничены каким-то небольшим количеством поставщиков, наш перечень должен быть объемным. Нужно учитывать, что в России начинает реализовываться все больше новых для нашей отрасли судов: научно-исследовательских, рыболовецких или СПГ. Список выбранных контрагентов не должен ограничивать нашу собственную конкурентоспособность.

Еще одна задача заключается в том, что мы должны не только знать, какое оборудование предлагает конкретный поставщик, но и понимать, насколько оно надежно по качеству. Важна также надежность в выполнении своих обязательств, например, по срокам поставки.

Мы должны знать, имеются ли проблемы с эксплуатацией этой техники. Ведь у поставщика оборудования существует задача обеспечить развитый сервис. То есть мы выбираем поставщика еще и как будущего контрагента для нашего заказчика. Иногда это становится ключевым фактором, определяющим выбор. Иначе говоря, формируются не только требования к продукту – какой именно, например, дизель будет поставлен, – но еще и требования к поставщикам: кто именно будет его поставлять, насколько пунктуально, какова статистика отказов эксплуатации, как налажен сервис.

Чтобы быстро проектировать суда, надо иметь под рукой данные о том или ином виде оборудования – тогда на следующий же день после выбора поставщика можно начинать проектирование. Необходимо, чтобы все, кто входят в нашу панель поставщиков, вели свои актуализированные и правильные каталоги, содержащие информацию, необходимую для проектировщиков. И мы будем требовать этого.

Получается, используя панель поставщиков, можно будет конфигурировать несколько стандартизированных предложений для преддоговорных переговоров с заказчиком?

– Да. И важно отметить, что ни по одной позиции оборудования не будет только одного поставщика. Это запрещено законодательством о защите конкуренции. Мы можем предложить заказчику выбор. Есть золотая формула: «не меньше двух, не больше трех». Сейчас мы видим, что по некоторым позициям может быть не больше четырех вариантов оборудования – стандартный набор. И если заказчик и его эксплуатационная служба соглашаются с этой «комбинаторикой», то после достаточно короткой процедуры выбора мы уже начинаем проектировать и строить. Панель поставщиков позволяет нам всегда иметь полную информацию об оборудовании и поставщиках. Если же заказчик хочет что-то эксклюзивное – мы не отказываемся. Просто, возможно, это будет чуть дольше, чуть дороже. Повторюсь: мы не хотим ограничивать собственную конкуренцию набором поставщиков, но база должна быть.

Понятно, что и сам набор поставщиков не может быть составлен раз и навсегда, предполагается, что он будет актуализироваться раз в год. Панель поставщиков – это стандарт, нормативный документ, который позволяет формировать некий перечень – базовый мейкерс-лист на определенный период времени, что позволяет нам гибко реагировать на изменение рынка. Чтобы попасть в этот перечень, нужно соответствовать определенным критериям, и это соответствие мы проверяем с помощью аудита поставщиков.

А кто проводит этот аудит?

– Он проводится силами ОСК. Как я сказал выше, мы должны иметь требования не только к продукту, но также и к самим поставщикам. Аудит поставщиков – очень полезный инструмент. С его помощью мы в ОСК предвосхитили многие проблемы, не заключив договоры с какими-то непонятными фирмами.

Мы хотим глубже вовлечь в эту работу наши предприятия и проектно-конструкторские бюро. Хотя и сейчас в состав групп специалистов, которые этим занимаются, входят представители заинтересованных КБ и заводов.

Все это относится к российским поставщикам. Но ведь в гражданском судостроении довольно высока доля комплектующих, которые изготавливаются за рубежом…

– Действительно, существует большой объем импорта. И этому способствуют два фактора. Во-первых, в мире существует международное разделение труда. Разумеется, надо пытаться в нем участвовать, находить наиболее подходящие для нас ниши – те, в которых мы можем использовать свои конкурентные преимущества. С другой стороны, отрасль судового машиностроения – одна из наиболее пострадавших от развала СССР и разрухи девяностых годов. Особенно это касается гражданского судостроения.

Правительство Российской Федерации будет увеличивать уровень локализации путем поддержки заказчиков

Но вот, строится судно, и будущий эксплуатант заказывает его в ОСК с поддержкой государства, допустим, используя «квоты под киль». Как судостроительный холдинг, на 100% принадлежащий государству, мы выступаем за поддержку локализации и являемся проводником требований государства по ее стимулированию. При нашем непосредственном участии Министерством промышленности и торговли Российской Федерации утверждены дополнительные требования к продукции судостроения, предъявляемые в постановлении правительства № 719 о подтверждении производства продукции на территории РФ. И теперь в судостроительной отрасли определены параметры, из которых видно, что и на каком этапе можно считать сделанным в России.

В рамках создания панели поставщиков мы подписываем меморандумы, соглашения о сотрудничестве с ключевыми поставщиками. А когда панель поставщиков будет готова, с каждым ее участником мы подпишем документ, в котором будет определено, где и кто станет рыночным партнером этого поставщика на территории Российской Федерации. Документ определит также, кто будет технологическим партнером локализации.

То есть это призыв участвовать в локализации на территории РФ?

– Да. Здесь идет активная работа по созданию нормативной базы относительно того, что такое российское. Правительство Российской Федерации однозначно будет увеличивать уровень локализации путем поддержки заказчиков. Сейчас речь идет не только о судостроительных и проектных работах, это также касается судового оборудования, поэтому нашим зарубежным партнерам это выгодно. И сегодня можно сказать: «Уважаемые коллеги, начинайте локализовать свою продукцию в России!» Как именно они будут это делать: путем заключения лицензионных соглашений с какими-нибудь российскими партнерами, создания нового производства или совместных предприятий, – для нас не столь важно. Но мы заинтересованы в этом процессе и готовы дать экспертную поддержку, показать, кто на российском рынке для них возможный партнер. Более того, на первых этапах мы можем организационно поддерживать наших зарубежных коллег. Если хотите вести бизнес в России, готовьтесь к тому, что прямой импорт сокращается, а требования по уровню локализации в судостроении возрастут.

Эти слова сегодня звучат довольно часто.

– Мы ведем работу по объяснению новых требований к рынку на всех больших площадках, на всех форумах, на всех выставках. Мы собираем, объясняем, рассказываем, как это будет происходить в той или иной продуктовой группе, каковы требования к локализации в новом постановлении правительства. Мы собираем на мероприятия западных поставщиков и профильных технологических российских партнеров – пытаемся их соединить, чтобы они между собой общались, завязывали контакты.

Изменение правил игры неизбежно, потому что государство во многом поддерживает и будет поддерживать и рыбаков, и транспортников и др. Вопросы лизинговой поддержки со стороны нашей компании «Машпромлизинг» или государственных компаний, например ГТЛК, также будут рассматриваться через призму государственной поддержки – они касаются льготных ставок по лизингу. А за каждой льготой для заказчика сразу стоит требование к локализации. Таким образом, создается инструмент, который ее стимулирует.

Для компаний, прошедших отбор в наш базовый мейкерс-лист, принявших условия локализации, мы организовываем так называемые «дни поставщика», где последние доносят информацию о существующей и перспективной продуктовой линейке для верфей и проектантов.

Назовите, пожалуйста, примеры состоявшейся успешной локализации в России в области судостроения.

– Компания Palfinger работает в партнерстве с башкирской компанией «Инман». Речь идет о локализации производства оборудования компании на территории РФ и касается гидравлических судовых кранов.

Еще один партнер ОСК – немецкая компания Schottel – специализируется на разработке, конструировании, производстве и продаже азимутальных движителей и комплексных пропульсивных решений мощностью до 30 МВт для судов всех размеров и типов. Она также рассматривает российский рынок как один из потенциально важных для себя и активно работает с верфями, конструкторскими бюро и судовладельцами.

Был подписан меморандум с хорватской Vulkan Nova, которая занимается организацией производства палубного оборудования на площадке Выборгского машиностроительного завода.

Компания Azcue Pumps успешно локализует производство судовых насосов и на данный момент построила в России сертифицированный испытательный стенд, а также использует в производстве отечественные комплектующие изделия.

Мы наладили трехстороннее сотрудничество между Motortech и «Атомэнергомаш» по поставке и локализации дизель-генераторов.

Корейский Hyundai Elevator и «Комплекс Сервис» организовали лицензированную сборку судовых лифтов и грузоподъемных платформ, где доля отечественных комплектующих превышает 60%.

Мы предлагаем любые варианты, которые защищают бизнес западных партнеров с точки зрения отношений с нами и в том, что касается санкций. Находим абсолютно законные способы и механизмы наладить взаимовыгодное сотрудничество, если речь идет о выстраивании цепочки поставок. Здесь важно, чтобы движение было обоюдным. Мы, со своей стороны, открыты для сотрудничества.

Панель поставщиков: понятные правила игры
Панель поставщиков: понятные правила игры
Панель поставщиков: понятные правила игры