Первый юбилей

Возвращение на «гражданку»

Никита Пичугин
обозреватель

В начале июля в Мурманске на борту атомного ледокола «Ленин» состоялось выездное заседание комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса. Мероприятие прошло при поддержке экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники, возглавляемого президентом ОСК Алексеем Рахмановым, и комитета по энергетическому, нефтегазовому машиностроению и новым производственным технологиям Союза машиностроителей России

Перед началом мероприятия гости Кольской земли отдали дань памяти защитникам Заполярья в годы Великой Отечественной войны и возложили цветы к монументу советскому солдату на сопке Зеленый Мыс.

Повестка выездного заседания предполагала обсуждение подходов к достижению целей, заданных президентом России в сфере диверсификации оборонно-промышленного комплекса как одного из ключевых условий развития экономики страны. Глава государства поставил задачу довести долю гражданской продукции, выпускаемой оборонными предприятиями, до 30% к 2025 году и до 50% – к 2030-му. Одно из направлений диверсификации оборонных предприятий – переориентация судоремонтных заводов на обслуживание гражданского флота с перспективой выхода на строительство мало- и среднетоннажных судов.

Открывая заседание, председатель комиссии Госдумы, президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев констатировал: «Рассчитывать на то, что военно-техническое сотрудничество и экспорт оружия увеличатся, в нынешних санкционных условиях вряд ли возможно. Поэтому диверсификация для нас становится одним из важнейших инструментов». Столицу Заполярья депутат оценил как лучшее место для подобной дискуссии не только в силу славной боевой истории, но и потому, что она является важнейшей точкой в освоении Севморпути. При этом Владимир Гутенев рассказал, что сейчас законодатели

формируют ограничения возможностей передвижения в российской экономической зоне по Северному морскому пути для судов, построенных не на российских верфях. Это само по себе должно дать серьезный толчок развитию отечественного судостроения. Он заверил, что Мурманская область по обсуждаемому вопросу получит полную поддержку, в том числе со стороны Госдумы.

Вице-президент ОСК по материально-­техническому обеспечению и управлению поставками Андрей Бузинов выступил на заседании с докладом, в котором представил основные подходы к реализации политики управления поставщиками судового оборудования, а также обозначил сложности, с которыми корпорация сталкивается в этой сфере. «Курс на модернизацию Военно-морского флота, развитие масштабных проектов в Арктике, которое мы сегодня обсуждаем, общее оживление спроса в гражданском судостроении, – все это естественно привело к кратному росту объемов в судовом машиностроении. И промышленность оказалась не готова к решению этих задач», – отметил Бузинов.

Среди ключевых направлений выстраивания единой политики работы с поставщиками вице-президент ОСК выделил совершенствование закупочной деятельности, внедрение практики предварительного квалификационного отбора и развитие системы аудита поставщиков, стимулирование процессов локализации и создания совместных производств с зарубежными партнерами. В качестве примера эффективности одной из этих мер Андрей Бузинов привел результаты внедрения системы централизации закупочной деятельности в ОСК, реализованной путем создания совместных закупочных комиссий. «Такая совместная работа позволяет экономить 5–6 млрд руб. в год, которые в конечном счете идут либо в бюджет, либо на развитие заводов», – заявил вице-президент ОСК.

Работа совместных закупочных комиссий позволяет экономить 5–6 млрд руб. в год

Утверждение изменений в постановление Правительства России №719 относительно продукции судового машиностроения стало успешным результатом совместной работы Минпромторга и основных участников рынка и должно стимулировать процессы локализации. В то же время сохраняется ряд правовых коллизий, связанных с пошлинами на поставки комплектующих, которые превышают аналогичные ставки для готового оборудования. В этой связи, а также по ряду других направлений необходима модернизация нормативной базы, подчеркнул Бузинов.

В ходе заседания также выступили министр развития промышленности и предпринимательства Мурманской области Дмитрий Филиппов, генеральный директор Росатомфлота Мустафа Кашка, генеральный директор «Атомэнергомаша» Андрей Никипелов, исполняющий обязанности генерального директора Крыловского государственного научного центра Павел Филиппов и генеральный директор «Росфлотсервиса» Роман Паршин.

В этот же день прошло расширенное заседание регионального совета Мурманского отделения Союза машиностроителей России. О результатах его деятельности и перспективах работы доложил его председатель, генеральный директор 10-го ордена Трудового Красного Знамени судоремонтного завода Евгений Зудин. В настоящий момент организация насчитывает более 670 членов. Куратор отделения в бюро Союзмаша – президент ОСК Алексей Рахманов. Осенью прошлого года отделение отметило свой первый десятилетний юбилей.

«Союзмаш для нас – это и возможность объединять усилия заводов внутри региона, и хорошая площадка для взаимодействия с властями в решении наших насущных проблем, – подчеркнул Евгений Зудин. – Мы готовы принять в свои ряды всех, кто хочет объединить усилия для развития высокотехнологичной промышленности Кольского Заполярья». Исполняющий обязанности директора департамента взаимодействия с органами государственной власти и общественными организациями ОСК Никита Пичугин в своей речи поддержал председателя Мурманского регионального отделения Союзмаша, заверив, что ОСК со своей стороны готова содействовать деятельности отделения в реализации проектов, нацеленных на социально-экономическое развитие Мурманской области.

Кроме того, депутаты Государственной Думы в сопровождении представителей Объединенной судостроительной корпорации посетили филиал центра судоремонта «Звездочка» – 35-й судоремонтный завод, где ознакомились с проектами модернизации судоремонтных мощностей предприятия. На площадке Атомфлота участники заседания осмотрели атомный ледокол «Вайгач» и поднялись на плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов», который накануне был официально передан заказчику судостроителями Балтийского завода.

Возвращение на «гражданку»
Возвращение на «гражданку»
Возвращение на «гражданку»
Возвращение на «гражданку»