Срок работы пробной версии продукта истек. Через две недели этот сайт полностью прекратит свою работу. Вы можете купить полнофункциональную версию продукта на сайте www.1c-bitrix.ru. Глубина познания

Первый юбилей

Глубина познания

В преддверии Петербургского международного экономического форума в Музее Мирового океана состоялась экспертная сессия «Подходы к исследованию Мирового океана. От «Витязя» до перспективных проектов», организованная при поддержке Объединенной судостроительной корпорации. Сессия стала одним из череды мероприятий Года науки, объявленного в ОСК

В сессии приняли участие президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, генеральный директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова, временно исполняющий обязанности директора Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук Алексей Соков, генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Эдуард Ефимов, представители научных и образовательных организаций, ведущие отраслевые эксперты. Модератором сессии выступил заместитель директора по экологии морей и океанов Института океанологии член-корреспондент РАН Михаил Флинт.

Разговор, который состоялся в Калининграде, был не только очень интересным, он имел и практическую ценность: ученые и судостроители обсудили то, какими должны быть научно-исследовательские суда будущего, и наметили направления для дальнейшего сотрудничества. В рамках экспертной сессии состоялась презентация концепт-проекта многофункционального научно-исследовательского судна, разработанного Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». Его представил заместитель главного конструктора проекта Алексей Кайфаджян.

Кроме того, участники сессии обсудили перспективные проекты исследования Мирового океана, стратегию обновления научного флота, а также программу «Десятилетие наук об океане в интересах устойчивого развития» Организации Объединенных Наций. Мы публикуем выдержки из некоторых выступлений.

Алексей Рахманов
Президент ОСК

Мы исходим из того, что значение «большой воды» для современной экономики будет только возрастать. Биоресурсы, полезные ископаемые, альтернативная энергетика, транспортные магистрали – это далеко не полный перечень того, что дает нам Мировой океан. Важно помнить, что численность населения Земли к 2030 году может составить до 8,5 млрд человек (рост к настоящему моменту на 0,9 млрд чел., данные НИУ ВШЭ 2018 г.). На 50% вырастет мировой спрос на продовольствие, а пресная вода станет ценнейшим ресурсом, необходимым не только для глобального экономического роста, но и для самого выживания человека.

Нам вместе предстоит разработать предложения для включения в программу «Десятилетие ООН в области наук об океане для устойчивого развития». Звание великой морской и океанической державы обязывает. Насущная потребность в освоении ресурсов Мирового океана должна привести к заметному расширению научных исследований в мире. А значит, и к появлению технически более совершенных научных флотов. Сознавая это, мы в ОСК ведем кропотливую работу по разработке и строительству научно-исследовательских судов нового поколения. Готовятся концептуальные проекты целой линейки исследовательских судов завтрашнего дня, среди которых большое морское арктическое и многоцелевое для геологоразведочных работ в Мировом океане. Коллеги из Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» представляют сегодня один из проектов подобных судов. Два новых океанографических исследовательских судна уже создаются на «Янтаре» и «Звездочке».

Михаил Флинт
Заместитель директора по экологии морей и океанов Института океанологии им. П.П. Ширшова

Пришло время, когда Россия должна выйти из стагнации в части исследования и освоения Мирового океана. Существование человечества без него невозможно. В океане лежат гигантские запасы тех руд, которые нужны человечеству уже сейчас и в ближайшем будущем будут абсолютно необходимы для развития, например, электронной промышленности. Это десятки миллиардов тонн. Если посмотреть, как заселена узкая прибрежная зона, можно увидеть, что численность населения там на порядок выше, чем даже в густонаселенных районах в глубинах материков. Океан – это также огромная область военного и политического противостояния, в котором Россия должна иметь очень твердую позицию.

Беря ресурсы из океана, мы несем ответственность за сохранность океанских природных комплексов. Сегодня идет противостояние этих двух тенденций: взять океан и сохранить океан.

В Морской доктрине России есть фразы, которые суммируют все очень четко: российские научные и военные флаги должны присутствовать во всех стратегических районах Мирового океана. А как мы это осуществим, это уже дело техники и возможностей, которые нам откроет государство. Мне кажется, это важнейший постулат. Поэтому относиться к строительству новых судов нужно как к основополагающей части выполнения Морской доктрины, в которую огромное количество людей вложило свой интеллект и время.

Алексей Соков
Временно исполняющий обязанности директора Института океанологии им. П.П. Ширшова

Океанология находится на той стадии, когда без судовых исследований, несмотря на развитие других технических средств, мы долго не проживем. Бытует мнение, что можно изучать океан при помощи моделей и делать выводы дистанционно. Однако критерием истины остаются именно исследования, прямые, натурные измерения. Огромная территория Мирового океана еще не покрыта измерениями, но, чтобы иметь хорошую модель, они нам всем просто необходимы. Между тем за последние два десятка лет в этой области не только нет прогресса, но и наблюдается деградация. Объема информации, который мы получаем, крайне недостаточно для оценки среды нашего обитания, для развития океанологии.

Есть решение Совета безопасности, в котором состояние научно-исследовательского флота оценивается как критическое. Флот нашего института, являющегося центром исследований, насчитывает 12 судов неограниченного района плавания. Все они устарели и морально, и физически. Безусловно, можно вкладывать деньги в их модернизацию, и это нужно делать. Но необходимо и обновление флота. Когда версталась новая федеральная целевая программа «Мировой океан», мы закладывали в нее график обновления судов. Предполагался постепенный вывод из эксплуатации восьми из них и строительство новых. К сожалению, программа не реализована, задача осталась невыполненной.

Безусловно, важен и вопрос концепции нового судна. В рамках национального проекта «Наука» принято решение о строительстве двух новых научно-исследовательских судов, здесь мы работаем рука об руку с ОСК. Задача океанологов проста: мы должны сформулировать технические требования к судну, а задача судостроителей – постараться эти требования удовлетворить.

У нас созрела концепция мультидисциплинарного модульного судна, которое могло бы, во-первых, проводить исследования разных видов: биологические, геологические, физические или геофизические. То есть в своем корпусе содержало бы все необходимые для любой экспедиции помещения и оборудование, а на кормовой палубе имело бы пространство, позволяющее использовать контейнерные лаборатории – свои для каждого конкретного рейса. Каждая экспедиция помимо комплексных задач имеет свои, специфические. Дополнительный набор контейнеров поможет провести эти исследования на более высоком профессиональном уровне, с привлечением большего количества оборудования и специалистов. Новое судно должно также быть многофункциональным в плане районов исследований: от арктических широт до тропических. То есть мореходные качества судна должны быть соответствующими.

Анатолий Сагалевич
Заведующий лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН

Конечно, суда – это хорошо, но суда должны быть оборудованы соответствующим образом.

Нам удалось создать лучший подводный аппарат в мире – аппарат «Мир». Это было признано американцами в 1994 году. Когда «Келдыш» с двумя «шеститысячниками» вышел в океан, в Пентагоне был шок. А дальше за 20 лет эксплуатации в плане спектра исследований и специальных подводных работ мы сделали столько, сколько не делал ни один обитаемый аппарат в мире.

Обитаемые аппараты более эффективны, чем управляемые. Можно говорить о рейсах, об опасности и прочем, но мы в общей сложности сделали около трех тысяч погружений на разные глубины, и все живы-здоровы. Получены уникальные данные в различных районах Мирового океана. Такую детализацию исследований, которую дают глубоководный аппараты, и обитаемые и управляемые, не дает ни один прибор в мире.

Эдуард Ефимов
Генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь»

Необходимо отстроить новый флот. Для нас, судостроителей завода «Янтарь», несмотря на наш достаточно богатый опыт строительства подобных судов, это тоже новые вызовы, новые задачи. Начиная с 2013 года завод «Янтарь» построил два океанографических исследовательских судна: «Селигер» и «Янтарь». Сейчас идет строительство еще двух: «Евгений Горигледжан» и «Алмаз». Опыт, приобретенный в период строительства этих кораблей, позволяет нам делать высоко­технологичные суда.

Сейчас мы начали строительство нового рыбопромыслового флота, там тоже достаточно сложные, насыщенные оборудованием суда. Чтобы строить их достаточно быстро и эффективно, требуется более плотное, тесное взаимодействие не только с проектной организацией, но и в первую очередь с заказчиком, начиная прямо с первых шагов, от задумки. И перед заводом стоит задача активно в этом участвовать. Требуется обновление технической, технологической базы предприятия, что мы в своих планах развития, естественно, учитываем. Подготовку новых кадров для обеспечения строительства именно таких судов мы считаем тоже задачей номер один. При подготовке программы обучения своего персонала мы также делаем на это ставку. В целом я хотел бы отметить, что строительство подобных судов – перспективное направление для «Янтаря». Мы готовы их строить!

Вадим Сивков
Директор атлантического отдела Института океанологии РАН

Я готов описать проблемы Мирового океана в трех словах. Первое слово – «мусор». В Мировом океане моря мусора. Мусор разный, но особенно набирают обороты и вызывают опасения скопления пластика. Это проблема не эстетическая, это вопрос здоровья человечества. И мы только начинаем им заниматься.

Второе – «лекарства». Человечество – слабое и больное. Вредоносные организмы адаптируются ко всем антибиотикам. Но в Мировом океане есть антарктические воды рядом с экзотермальными источниками. Там, в экстремальных условиях, существуют микроорганизмы, которые могут стать основой при создании новых лекарств. Это направление уже осваивается, и мы как океанологи можем быть здесь полезны.

Третье слово – «климат». Он беспокоит всех, им занимаются тысячи людей. Что касается нашего института и вообще отечественной океанологии, есть предложение осуществлять мониторинг глубинных арктических вод. Потому что на дне океана существует бомба замедленного действия – углерод, который связан в газогидратах. Стоит придонным водам изменить температуру на 0,1 градуса, как может случиться массовый выброс метана, а значит, и углерода в атмосферу. Это может серьезно повлиять на содержание фауны, создать парниковый эффект. Необходимо наладить постоянный мониторинг температуры глубинных придонных вод Мирового океана в местах скопления газогидратов. Это очень серьезно и стоит нашего внимания.

Сергей Шаповалов
Руководитель Научно-координационного океанологического центра Института океанологии им. П.П. Ширшова

В прошлом году на 51-й ассамблее исполкома ЮНЕСКО была принята дорожная карта по разработке программы десятилетия наук об океане. Его всеобъемлющая цель сформулирована в дорожной карте: «Накопление научных знаний и развитие научно-технической базы и партнерского взаимодействия, необходимых для устойчивого освоения ресурсов океана».

И вторая цель – «Осуществление морских научно-исследовательских программ, предоставление данных и информации об океане как основы для выработки политики эффективного использования морских экосистем».

Спутниковая океанология позволила нам видеть поверхность океана с достаточно хорошим разрешением. Что касается дна Мирового океана, мы можем видеть с таким же разрешением лишь 5% его площади. Поэтому одной из приоритетных областей считается получение подробной карты с условием, что на ней будут представлены все океаны с их экосистемами, физическими и химическими свойствами и эта информация будет доступна.

Глобальная система наблюдений за океаном включает в себя различные средства наблюдения, в том числе плавающие, ныряющие и стационарные буи, судовые наблюдения... Предлагается эту систему усилить и расширить.

Как одно из основных направлений обозначено также изучение состояния морских экосистем. Предполагается, что в течение десятилетия будет налажен обмен данными по океанографии и характеристикам океана. Будет создан портал, доступный всем желающим.

Еще одно явление, связанное с океаном, наносящее непоправимый экономический ущерб и порой приводящее ко многим человеческим жертвам, – стихийные бедствия. Необходимо развивать систему предупреждения. Система предупреждения цунами сегодня развита достаточно хорошо. Такие системы должны быть созданы и по другим угрозам, в том числе резким подъемам уровня воды, цветения водорослей и т.д.

Следующая приоритетная область – океан в системе наблюдения Земли. Существует система наблюдения за всей планетой, и роль океана там пока недостаточно хорошо отражена. Для того, чтобы модели, о которых мы все время говорим, могли, пусть и в далеком будущем, точно предсказывать различные природные явления и описывать состояние Земли, необходимо включить в них океан. Конечно, для этого нужны просто колоссальные системы наблюдения и сбора данных в каждой среде планеты.

И наконец нельзя забывать о создании потенциала передачи технологий, профессиональной подготовке и обучении. Это, возможно, наиболее важная задача, потому что многие страны вообще не обладают возможностями проведения исследований и наблюдения за океаном. Цель в том, чтобы, во-первых, вооружить их возможностями наблюдения, во-вторых, воспитать новые поколения, понимающие, что такое океан и что он нам дает. И, в-третьих, организовать профессиональную подготовку и обучение, начиная с самого нижнего уровня.

__________________________

Было еще немало интересных выступлений. Журнальный формат, к сожалению, не позволяет привести их в полном объеме. Но все участники дискуссии сошлись в том, что подобные мероприятия необходимы: они способствуют активации связей судостроения и фундаментальной науки, помогают создавать новые формы сотрудничества, позволяют шире смотреть на проблемы Мирового океана и привлекают к ним общественное внимание.

Глубина познания
Глубина познания
Глубина познания
Глубина познания
Глубина познания
Глубина познания
Глубина познания
Глубина познания
Глубина познания