Первый юбилей

Стрит-арт, поэзия и опера

Сормовский район Нижнего Новгорода, несмотря на некоторую удаленность от центра города, давно уже не считается городской окраиной. И даже наоборот. Культурная жизнь бьет здесь ключом

Однажды летом сормовичи, идущие к заводской проходной на рабочую смену по улице Баррикад, наблюдали непривычную картину: два десятка молодых людей, вооружившись кистями и баллончиками с краской, увлеченно расписывали кирпичную заводскую стену

Стена, пережившая три революции и шагнувшая в ХХI век, оказалась идеальной площадкой для работ нижегородского фестиваля уличного искусства «Место». Семьдесят метров забора классического промышленного дизайна ХIХ века, поделенные столбами на одинаковые прямоугольники высотой четыре метра (общая площадь уличной галереи составила более 300 квадратных метров), стали и холстами, и своеобразными рамами для двенадцати работ стрит-арта, созданных художниками из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Рязани, Перми и других российских городов.

Завод сам связался с организатором фестиваля, известным нижегородским стрит-арт художником Никитой Nomerz, и предложил в качестве локации использовать забор предприятия, мимо которого каждый день проходят сотни заводчан. Директор по развитию завода «Красное Сормово» Алексей Булавин поясняет: «Фестиваль проходит в Нижнем Новгороде уже в третий раз, и мы с интересом наблюдали, как появляются новые арт-объекты в центральных районах города. В этом году мы решили поддержать талантливых ребят, предоставив им место для размещения работ. Мы понимали, что каждый из художников уникален, каждый работает в своей стилистике и манере, и не стали навязывать им какие-­то общие темы или образы. Поэтому галерея под открытым небом оказалась красочной, насыщенной и  оригинальной».

Открывает экспозицию работа нижегородского художника Александра STAN’а «Красное Сормово», напоминающая зрителю о революционном прошлом завода и улицы Баррикад. Красное полотнище на черном фоне с каллиграфически выведенным названием «Красное Сормово» в стиле плакатов и открыток советской эпохи издалека привлекает зрителей.

Наиболее близка сормовичам оказалась очередная «почтовая марка» талантливой группы художников из Перми «Фрукты». Арт-группа не просто создала в своем собственном «марочном» стиле новую картину, повторив советскую почтовую марку 1972 года, но и учла особенности локации. Крейсер «Очаков», сошедший со стапелей севастопольской казенной верфи в 1902 году, известен участием в Севастопольском восстании 1905 года. Одним из руководителей восстания был лейтенант П.П. Шмидт. Менее известно, что в свое время сормовичи изготовили для строящегося крейсера почти 1200 тонн оборудования.

Юрий YOURUN из Красноярска представил абстрактное граффити. Совокупность линий, точек, цветов, геометрических фигур работает, скорее, на психологическом уровне. Эта черта присуща практически всем видам абстрактного искусства.

Самый известный из «галеристов», автор культовой серии «Живые стены» Никита Nomerz, добавил в свою традиционную композицию графичных силуэтов и образы рыбы и птицы.

Не все работы «сормовской галереи» понятны зрителю, не искушенному в стилях и направлениях стрит-арта. Но каждый имеет возможность получить эстетическое наслаждение от морских обитателей, изображенных художниками арт-группы «Крепкий палец» из Омска, или ужаснуться дикому рыку медведя с полотна «Крик природы» московского художника Алексея Медного. Некоторые картины имеют, несомненно, провокационный характер, как провокационно каждое молодое искусство в период своего зарождения и выхода к зрителю.

«Сормовская галерея» стрит-арта проработает не меньше года. А потом на этом месте могут появиться новые картины, как это делается в Берлине, Париже, Нью-Йорке и других центрах уличного искусства. Основная задача фестиваля «Место» – переосмысление городской среды и создание новых точек притяжения для жителей и гостей города – в этом году получила свое сормовское воплощение.

Стихи над Волгой

Необычное поэтическое событие состоялось 12 июня, в День России, на берегу Волги, у подножья знаменитой Чкаловской лестницы. Здесь, у памятника катеру «Герой», собрались поэты сормовского литературного объединения «Волга» и зазвучали строки о Сормове, кораблях и кораблестроителях.

На празднике у памятника катеру «Герой» свои произведения, посвященные кораблям, заводу и его истории, энергии труда и созидания, прочитали Юрий и Николай Симоновы, Дмитрий Терентьев, Маргарита Финюкова.

Особым моментом праздника стало награждение Николая Симонова, руководителя ЛИТО с 2005 года, кораблестроителя и члена Союза писателей России, дипломом ОСК за популяризацию профессии кораблестроителя и отражение в творчестве славной истории российского кораблестроения.

Также в акватории Волги Всероссийская федерация парусного спорта провела IV этап Национальной парусной Лиги. Генеральным партнером этих грандиозных соревнований уже пятый год является ОСК. Мероприятие было приурочено к 350-летию прибытия в Нижний Новгород первого русского боевого корабля – фрегата «Орел», на котором впервые был поднят российский триколор.

Горьковский башмак

И совсем необычное мероприятие состоялось 18 июня 2019 года в ремонтно-механическом цехе завода «Красное Сормово», где солисты Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина исполнили арии из оперы «Мать» композитора Тихона Хренникова.

В рамках Дня подлинника заводчанам были представлены эскизы декораций к опере, созданные театральным художником Виталием Мазановым в 1957 году и хранящиеся в фондах нижегородского Государственного музея А.М. Горького.

На следующий день эти эскизы экспонировались у главной проходной завода, а позже переехали в музей истории предприятия, где открылась передвижная выставка «Мать». Проникновение в тайники человеческой души». Выставка знакомит с историей создания Горьким романа «Мать», а также историей постановки оперы в Горьком в 1957 году. Посетители выставки узнают о месте Сормова в книге, которая для всего мира стала энциклопедией жизни рабочих начала ХХ века и зарождения российского революционного движения.

Символическая премия «Горьковский башмак» была учреждена музеем А.М. Горького в 2008 году

Роман был написан в 1906–1907 годах, и толчком к его написанию стало реальное событие – первомайская демонстрация 1902 года на Сормовском заводе. Горький был самым тесным образом связан с Сормовом, хорошо чувствовал и понимал энергетику этого места. Сегодня по сормовским маршрутам писателя музей истории завода проводит экскурсии.

Концертная программа прозвучала в том самом историческом цехе, где в 1902 году работал сормович Петр Заломов, ставший прототипом Павла Власова – главного героя романа. Горький участвовал в судьбе Заломова, приговоренного к пожизненной ссылке в Восточной Сибири: в марте 1905 года на организацию его побега писатель прислал 300 рублей.

Сюжет горьковского романа увлек известного советского композитора Тихона Хренникова – он даже побывал в Сормове, где встретился с женой Петра Заломова и сормовскими рабочими.

Солисты театра, заслуженная артистка РФ Елена Шевченко, Евгений Скорочкин и Михаил Наумов, отметили неожиданно хорошую акустику высокого цехового пролета. Смелый эксперимент, несомненно, удался. И, возможно, получит продолжение.

Мероприятие состоялось в рамках проекта «Культурный район», организованного при поддержке администрации Нижнего Новгорода. В 2019 году Сормовский район стал стартовой площадкой этого проекта.

По окончании концерта директор музея А.М. Горького Лариса Моторина поблагодарила за содействие в организации мероприятия руководство предприятия и вручила генеральному директору завода Михаилу Першину «дружескую награду» «Горьковский башмак – 2019» в номинации «За воплощение новых идей в творческой деятельности». Символическая премия «Горьковский башмак» была учреждена музеем А.М. Горького в 2008 году в память о ярком писательском дебюте Горького в период его жизни в Нижнем Новгороде и его всемирной литературной славе. Премия присуждается деятелям науки, культуры, искусства, литературы, а с 2019 года – и производства. Людям энергичным, талантливым, по определению писателя, «живым духом, бодро настроенным», с «солнцем в крови».

«Горьковский башмак» – копия башмака, который стоял на письменном столе Алексея Максимовича, а сегодня находится в экспозиции музея А.М. Горького. Башмак – символ дороги, вечного движения и трудного, «босяцкого», начала жизненного пути писателя. В 1902 году нижегородские почитатели таланта Горького в честь десятилетнего юбилея его литературной деятельности привезли в подарок писателю десять «башмаков» – медных пепельниц в виде стоптанного рваного башмака. И пепельницы эти были изготовлены на Сормовском заводе! Писатель, до конца жизни куривший до семидесяти сигарет в день, оценил подарок по достоинству.

Получая «Горьковский башмак», генеральный директор завода Михаил Першин сказал: «Здорово, что один из «башмаков» вернулся сегодня на завод. Для нас это и награда, и мотивация продолжать по-новому, без шаблонов развивать культурную заводскую среду, давая дорогу новым проектам, поддерживая таланты и интересные начинания».

Публикация подготовлена пресс-службой и Музеем истории завода «Красное Сормово»

Стрит-арт, поэзия и опера
Стрит-арт, поэзия и опера
Стрит-арт, поэзия и опера
Стрит-арт, поэзия и опера
Стрит-арт, поэзия и опера
Стрит-арт, поэзия и опера
Стрит-арт, поэзия и опера
Стрит-арт, поэзия и опера
Стрит-арт, поэзия и опера
Стрит-арт, поэзия и опера
Стрит-арт, поэзия и опера
Стрит-арт, поэзия и опера
Стрит-арт, поэзия и опера
Стрит-арт, поэзия и опера