Первый юбилей

IT-прорыв в судоремонте

Мария Мануковская
Специалист по связям с общественностью 33-го судоремонтного завода

Бывает, важнейшие транспортные магистрали оказываются разделены реками, морями и морскими проливами. Чтобы связать их в одно целое, строят мосты и тоннели, а также создают паромные переправы

Одно из предприятий ОСК – 33-й судоремонтный завод, – расположенное в самой западной точке России, городе Балтийске, стало ведущей площадкой реализации нового IТ-проекта

Cистема ERP-управления производством начала внедряться в 2016 году в рамках общей концепции развития предприятий ОСК. Переход на унифицированную, единую автоматизированную систему программного обеспечения позволил совершить настоящий прорыв в сфере информационных технологий, причем состоялся он на базе отечественного информационного продукта.

Отметим, что в России на судоремонтных предприятиях оборонно-промыш­ленного комплекса аналогов такой системы пока не внедрено. Модули этой программы разработаны и адаптированы исключительно под потребности судоремонтного предприятия и учитывают динамичность, дискретность, аритмичность, вероятностный характер, сложность и разнообразие задач. Основная концепция программы, по словам генерального директора Ильи Самарина, заключается в единстве принципов: гибкости, масштабируемости, интегрированности и безопасности.

Большой личный вклад в реализацию проекта внес первый заместитель генерального директора предприятия Олег Касьянов. Благодаря высокой работоспособности команды заводчан и их несомненному профессионализму автоматизированная система была успешно внедрена и демонстрирует сегодня свою высокую эффективность.

Слагаемыми успеха стали стратегически продуманный выбор и удачное сочетание функционала. Завод начал использовать реинжиниринг бизнес-процессов и прогрессивные элементы программного обеспечения, такие, например, как система штрихкодирования. Технология электронного кода позволяет по-новому взглянуть на контроль учета товарно-материальных ценностей, рационально использовать человеческие ресурсы, безошибочно отгружать и принимать товарно-материальные ценности.

Присвоение каждому объекту индивидуального имени, которое можно легко считать с помощью соответствующего устройства и внести в программу, значительно упрощает и минимизирует рабочий процесс, ведь оператору уже не нужно использовать ручной способ внесения данных о товаре. Сегодня формирование требования – накладной на получение товарно-материальных ценностей осуществляется путем сканирования, что одновременно позволяет проводить визуальный контроль остатков и состояния продукции.

Штрихкодирование в судоремонте – новшество, позволяющее систематизировать складской учет запасных частей, инструментов, принадлежностей и комплектующих, что, несомненно, важно, учитывая значительное количество продукции, находящейся на хранении.

Еще одной из достигнутых в результате реализации программы целей стала возможность быстрого принятия управленческих решений. Это происходит за счет быстрого доступа к актуальной информации и интегрированной системы отчетов по всем бизнес-процессам. Значительно сократились время и затраты на подготовку производства, повысилось качество продукции, уменьшилось количество ошибок на всех этапах технологической подготовки и планирования, сократились сроки по формированию отчетности для предоставления ее заказчику.

Без современной информационной системы трудно организовать управление производством и учет в соответствии с требованиями законодательства

Информационная поддержка производственной инфраструктуры распространяется на все системы мониторинга основной деятельности предприятия. С помощью понятных и простых индикаторов управленец оценивает вероятность возникновения проблемы, выясняет ее причины, а также минимизирует риски неблагоприятных последствий, в частности, определяет степень возможного неисполнения гособоронзаказа в срок и вероятность его отклонения от планового.

Стоит также отметить, что обучение сотрудников работе с программой проходило без отрыва от производства. Более трехсот заводчан прошли обучение у собственной службы поддержки в лице бюро информативной технологии. В освоении функционала помогали и рабочие инструкции, созданные для каждого рабочего места.

Впервые работоспособность системы и раскрытие ее потенциала были продемонстрированы в рамках форума «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса России» в мае 2018 года. Тема внедрения ERP-систем на судоремонтном предприятии вызвала повышенный интерес и обсуждение, особенно в части автоматизации производственного процесса.

Сегодня функциональное наполнение ERP-системы реализуется в виде набора интегрированных компонентов, автоматизирующих такие функции, как финансовый и бухгалтерский учет, функционально-стоимостной анализ, управление персоналом, запасами, производством, проектами, качеством и техническим обслуживанием, а также производственное планирование. При этом, в отличие от более ранних функционально ориентированных систем, ERP-системы фокусируются на процессах, отображая их в сквозном режиме во всех задействованных модулях.

Конечно, создать универсальную программу для всего оборонно-промышленного комплекса – задача вряд ли исполнимая, поскольку каждое предприятие в отрасли имеет свои потребности и обладает своим потенциалом. К каждому заводу или конструкторскому бюро необходим индивидуальный подход и специально подобранный инструментарий, однако без современной рабочей информационной системы трудно организовать управление производством и учет в соответствии с требованиями законодательства, поэтому передовой опыт и практику необходимо транслировать дальше.

IT-прорыв в судоремонте
IT-прорыв в судоремонте
IT-прорыв в судоремонте