Первый юбилей

Танцующий ледокол

Александра Суленко
Специалист по связям с общественностью отдела маркетинга Выборгского судостроительного завода

Строительство ледокольного судна обеспечения «Андрей Вилькицкий» началось в 2015 году по технологии крупноблочного строительства, которую Выборгский судостроительный завод успешно практикует в постройке различного класса судов. 4 июля 2017 года судно было спущено на воду, а в декабре 2018 года передано заказчику

Ледокол назван в честь знаменитого русского гидрографа-геодезиста, полярного исследователя Андрея Ипполитовича Вилькицкого (1858–1913). Судно построено для работы в пресных водах Арктики, которые свыше 200 дней в году покрыты ледовым покровом толщиной до двух с половиной метров. Задача усложняется мелководьем в районе Обской губы и сильными штормовыми ветрами. Для обеспечения бесперебойной отгрузки нефти за полярным кругом необходимы такие ледокольные суда, как «Андрей Вилькицкий» и «Александр Санников», ставший первым ледоколом, построенным по программе «Время Арктики». Эти суда расчищают водные каналы, по которым танкеры беспрепятственно и безопасно проходят путь к терминалу «Ворота Арктики».

Внушительные размеры судна (121,7х26 м, осадка 8,2 м) не позволяли осуществить его постройку классическим способом, в эллинге, с дальнейшей достройкой на открытом стапеле и спуском на воду через наливную док-камеру. Поэтому была использована полупогружная баржа «Атлант», которую также задействовали ранее в строительстве серии ледоколов проекта 21900 М. Блоки для судна строились в эллинге, далее с помощью самоходных трейлер-платформ перегружались в окрасочный цех. После окраски блоки перевозили на достроечную набережную верфи, где плавучим краном их грузили на «Атлант». Таким образом, ледокол полностью собирался на полупогружной барже. В результате ледокольное судно обеспечения было построено под ключ на Выборгском судостроительном заводе в кратчайшие сроки.

Инновации для маневренности

Главное преимущество судна состоит в том, что это не ледокол, а ледокольное судно обеспечения. Такие суда предназначены для выполнения оперативных задач: ледокольная проводка танкеров, швартовные и погрузочные работы, буксировка судов, пожаротушение, участие в операциях по ликвидации разливов нефти, помощь при проведении спасательных операций.

Кроме того, «Андрей Вилькицкий» спроектирован с учетом принципа нулевого сброса, что безопасно для экологии региона – все твердые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются на берегу. С ледокольного судна обеспечения производится дистанционное автоматизированное управление арктическим терминалом «Ворота Арктики» при швартовых операциях и при отгрузках нефти в танкеры. Особая форма корпуса «Андрея Вилькицкого» позволяет ему разрезать и крошить лед, а не давить его, как атомоходы. Малая осадка в восемь метров и маневренность обеспечивают эффективность судна. На чистой воде «Андрей Вилькицкий» разгоняется до 16 узлов (30 км/ч), способен совершить поворот на 360 градусов за минуту и при мощности в 22 МВт показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами, имеющими большую мощность. За уникальную маневренность судно получило название «танцующий». Такие преимущества судну обеспечивает конструкция корпуса и три вращающиеся на 360 градусов пропульсивные азимутальные установки типа Azipоd, расположенные парой в корме судна и одной единицей в носовой части. Они позволяют максимально эффективно осуществлять операции в тяжелых условиях в районе эксплуатации судна.

Александр Дюков,

Председатель правления «Газпром нефти»

Это уже второй высокотехнологичный ледокол, который будет участвовать в обеспечении бесперебойных отгрузок нефти с Новопортовского месторождения и поможет повысить эффективность нашей работы в акватории Обской губы. Новый Порт – один из наиболее динамично развивающихся активов компании. В 2018 году объемы добычи на месторождении выросли более чем на 40% по сравнению с прошлым годом. Ключевую роль в этом играет логистика, возможность продолжать отгрузку и транспортировку нефти по Карскому морю вне зависимости от погодных условий. Поэтому строительство ледоколов было необходимым условием дальнейшего эффективного развития Нового Порта.

Благодаря цифровому оснащению ледокола для работы на судне достаточно экипажа в составе двадцати одного человека, в то время как на атомоходах численность команды в два-три раза больше.

«Андрей Вилькицкий» – самый современный дизель-электрический ледокол в мире. Управление ледоколом даже на полной скорости в 16 узлов осуществляется всего тремя джойстиками.

Комфорт и безопасность

На судне все предусмотрено для работы персонала в комфортных условиях. Например, металлические поручни на палубе судна автоматически обогреваются, чтобы на них не намерзал лед. «Андрей Вилькицкий» рассчитан на работу до 40 дней при экстремальной температуре минус 50 градусов. На борту судна располагается свой госпиталь для поддержания здоровья и оказания первой помощи членам экипажа. Вся мебель и техника, установленные на ледоколе, соответствуют современным стандартам. В свободное от работы время экипаж имеет возможность посетить библиотеку, уютную кают-компанию с камином или спортивный зал, в котором располагаются многофункциональные тренажеры для поддержания физической формы. Кроме того, на борту имеется сауна с бассейном.

По оснащенности «Андрей Вилькицкий» превосходит большинство существующих ледоколов. Здесь предусмотрены собственная пожарная станция, вертолетная площадка, аварийные катера, мощная лебедка и кран грузоподъемностью 26 тонн. На судне установлено оборудование для сбора разливов нефти, в его цистернах может быть размещено 1250 м3 собранной нефти. Также на судне установлена современная система пожаротушения, струя воды которой покрывает расстояние более 100 метров.


Ледокольное судно обеспечения Андрей Вилькицкий
[ проект IBSV01 ]

Длина: 121, 7 м

Ширина: 26 м

Осадка: 8,2 м

Мощность: 22 МВт

Ширина главной палубы: 26 м

Дедвейт: 3,4 тыс. т

Скорость: 16 узлов

Автономность: 40 суток

Экипаж: 21 человек

Судно построено под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства, класс Icebreaker8

Танцующий ледокол
Танцующий ледокол
Танцующий ледокол
Танцующий ледокол