Первый юбилей

Атомные ключи от Севморпути

Кристина Рягузова
старший редактор газеты Балтийского завода «Балтиец»

26 мая Балтийский завод отметил свою 163-ю годовщину. По этому случаю балтийцы подготовили подарок – спуск на воду третьего атомного ледокола проекта 22220 «Урал». Для строителей «Урала» день сдачи заказа наступит быстрее, чем для создателей его предшественников по проекту – «Арктики» и «Сибири». Причиной тому – технологические решения, которые позволяют сократить срок строительства ледокола

Три года назад, в год 160-летия предприятия, балтийцы спустили на воду корпус головного атомохода «Арктика», через год – первого серийного ледокола «Сибирь». Сейчас на достроечной набережной специалисты завода насыщают их оборудованием, ведут пусконаладочные работы, готовятся к загрузке ядерного топлива на головной универсальный атомный ледокол и к швартовным испытаниям на втором ледоколе. Различия между подходами к строительству трех заказов заметны уже на этапе формирования корпуса на стапеле. Совершенствуя производственный процесс от ледокола к ледоколу, балтийцы повышают спусковой вес строящихся судов: ледокол «Арктика» был спущен на воду с весом около 14 тысяч тонн, а «Сибирь» – уже с весом порядка 16 тысяч тонн. Во время подготовки к спуску «Урала» руководством завода была поставлена задача – увеличить спусковой вес судна до 19 тысяч тонн. Это позволило загрузить реакторы «РИТМ-200» на стапеле, не привлекая к работам плавучий кран «Демаг». С задачей судостроители справились, однако при расчете спусковых параметров выяснилось, что даже при расширении дорожек стапеля привычная парафино-вазелиновая смесь – насалка – не выдержит требуемого веса судна.

Не подходили и аналоги из органических компонентов. В поисках альтернативы балтийцы разработали различные методики испытаний насалок в лаборатории и на стапеле. Решение было найдено ведущим инженером-конструктором Оксаной Чупиковой и начальником отдела общепроектных и спусковых работ Валерией Дитковской. В ходе рабочей поездки на одну из верфей ОСК они обнаружили, что насалка, нанесенная на спусковые дорожки этого предприятия, устойчива к теплой погоде. Кстати, само слово «насалка» осталось со старых времен, когда корабли спускали на свином сале. Дальнейшие испытания на Балтийском заводе подтвердили ее качество. При спуске ледокола «Сибирь» в 2017 году эта смесь продемонстрировала повышенное скольжение и устойчивость к повышенной температуре воздуха. Так находка балтийцев не только открыла новые возможности для спуска ледоколов летом, но и обеспечила увеличение спускового веса судна без модернизации стапеля.

Погрузка реакторов на стапеле

Сегодня вес готового к спуску «Урала» приближается к 20 тысячам тонн. Если ледокол «Арктика» спускался оснащенным лишь элементами системы электродвижения, то на ледоколе «Сибирь» эта система была установлена практически полностью, а «Урал» сойдет со стапеля с уже загруженными реакторными установками. По словам руководителя проекта 22220 Алексея Смирнова, следующие два серийных ледокола планируется собирать уже не из секций по 70–80 тонн, а из более насыщенных судовыми системами блоков и спускать с погруженными паротурбинными установками. Такой подход позволяет облегчить труд судостроителей, сократить затраты и сроки постройки заказа до пяти-шести лет, а значит, выйти на серийное производство атомоходов для развития Северного морского пути.

Увеличение спускового веса ледокола «Урал» означало, что погрузку оборудования впервые необходимо провести в условиях наклонного стапеля. Ранее при строительстве атомных ледоколов на Балтийском заводе погрузка реакторов производилась на воде с помощью плавкрана.

В решении этой задачи главную роль сыграли специалисты сектора оснастки отдела конструкторско-технологического сопровождения. За воплощение чертежей в действующий механизм отвечали специалисты цеха спецэнергетики, механического цеха и отдела главного метролога. Разработанная оснастка позволила производить установку реактора на строящееся судно с точностью до миллиметра. Она состояла из роликов и направляющих желобов, которые отклоняли ось реактора на 2,81 градуса. Цапфы реактора двигались по желобам, являвшимся продолжением гнезд в баке металловодной защиты. Эта схема и обеспечила точное позиционирование реактора.

Флагман на Севморпути

Строительство трех атомных ледоколов проекта 22220, начало строительства четвертого и пятого серийных ледоколов среди прочего входят в план-график реализации федерального проекта «Северный морской путь». Как заявил президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию, Северный морской путь станет «ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока».

Арктический регион играет особую роль в экономических устремлениях России. По данным открытых источников, здесь обеспечивается около 20% валового внутреннего продукта и более 25% экспорта страны. В Заполярье расположена главная минерально-сырьевая база, где добывается и производится более 80% газа, 25% нефти, 60% меди, 95% российского никеля и кобальта.

Значимость Северного морского пути, соединяющего европейские и дальневосточные порты, очевидна. Его освоение позволит существенно снизить стоимость перевозок сжиженного природного газа, сократить срок поставки газа в Азию почти вдвое. Согласно проекту к 2024 году на Северном морском пути должна быть организована круглогодичная навигация с объемом перевозок более 80 миллионов тонн в год. Сейчас мировые транспортные потоки между Азией и Европой обходят Россию через Суэцкий канал, но Севморпуть едва ли не вдвое короче. Так, расстояние от Владивостока до Петербурга через Суэцкий канал составляет 23 000 километров, по Северному морскому пути – 14 000 километров. При этом пока через Суэцкий канал проходит 18 000 судов в год, по Севморпути – не более сотни.

Совершенствуя производственный процесс от ледокола к ледоколу, балтийцы повышают спусковой вес строящихся судов

Кроме снижения затрат на топливо и уменьшения продолжительности рейса, транспортировка по Севморпути сокращает расходы на оплату труда персонала и уменьшает стоимость фрахта. Еще одно преимущество – отсутствие очередей и платежей за проход судна. Кроме того, северный маршрут более безопасен с точки зрения пиратства.

На судоходство в северных широтах влияют и негативные факторы – суровые климатические условия и ограниченный сезон навигации. Именно эту проблему решают атомные ледоколы, но их пока недостаточно. В акватории Севморпути сегодня действует восемь ледоколов, среди них лишь четыре атомных (атомоходы проекта 10521 «Ямал» и «50 лет Победы» и мелкосидящие ледоколы проекта 10580 «Таймыр», «Вайгач»).

«Действующие атомные ледоколы практически выработали свой ресурс и нуждаются в замене, – отмечает руководитель проекта 22220 Алексей Смирнов. – Сейчас, в условиях активного развития проектов по добыче, сжижению и поставкам природного газа, намечаются большие объемы перевозок углеводородов, в том числе газового топлива. Для этого строятся арктические танкеры, которым необходима ледокольная проводка. Минимальную потребность в этом и обеспечат три строящихся и два перспективных мощнейших атомохода проекта 22220, которые Балтийский завод передаст Атомфлоту в 2020–2026 годах. Кроме того, заказчик рассматривает вариант строительства четырех газодизельных ледоколов в качестве судов сопровождения, способных работать в устьях арктических рек. Наконец, строительство трех ледоколов «Лидер» мощностью 120 МВт позволит запустить линию по ледокольной проводке газовозов с коммерческой скоростью до 12 узлов от центра Арктики на Дальний Восток. Таковы основные перспективы по развитию Северного морского пути».

Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 строятся на класс Российского морского регистра судоходства на Балтийском заводе по заказу госкорпорации «Росатом» и станут самыми большими и самыми мощными атомными ледоколами в мире.

Головной атомный ледокол проекта 22220 «Арктика» заложен 5 ноября 2013 года и спущен на воду 16 июня 2016 года. Первый серийный атомоход проекта «Сибирь» заложен 26 мая 2015 года и спущен на воду 22 сентября 2017 года. Второй серийный атомный ледокол «Урал» заложен 25 июля 2016 года и был спущен на воду в нынешнем году.

«Мы готовились к этому событию как к рождению ребенка. Бережно растим судно день за днем, месяц за месяцем, и вот наконец-то оно впервые коснулось воды. Для нас это было торжественно и где-то страшно. Это момент, когда мы испытываем гордость за то, что делаем», – признается Валерия Дитковская.

Ледоколы проекта оснащены двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения «РИТМ-200» мощностью 175 МВт, специально разработанной для этого судна Опытным конструкторским бюро машиностроения им. И.И. Африкантова».

Технический проект атомохода разработан специалистами Центрального конструкторского бюро «Айсберг». Его двухосадочная конструкция позволит использовать суда как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Суда будут работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и в районе Обской губы.


ЛЕДОКОЛ [ проект 22220 ]

Мощность: 60 МВт (на валах)

Скорость хода: 22 узла (по чистой воде)

Длина: 173,3 м (160 м по КВЛ)

Ширина: 34 м (33 м по КВЛ)

Высота: 52 м

Осадка: 10,5 м / 8,65 м

Макс. ледопроходимость: 2,8 м

Полное водоизм.: 33 540 т

Ном. срок эксплуатации: 40 лет

Атомные ключи от Севморпути
Атомные ключи от Севморпути
Атомные ключи от Севморпути
Атомные ключи от Севморпути
Атомные ключи от Севморпути