Первый юбилей

Всегда опережая время

За свою историю Сормовский завод не раз был пионером технического прогресса. Это и первая в России мартеновская печь, и первый советский танк, и первый цельносварной колесный пароход, и первая в стране промышленная установка непрерывной разливки стали, и первый в мире пассажирский теплоход на подводных крыльях, и первое в мире двухкорпусное морское крановое судно. В этом году сормовичи празднуют большой юбилей, вспоминают славные страницы истории завода и рассказывают о сегодняшнем дне предприятия

Инициатор строительства, а затем единоличный владелец нового завода на Волге вблизи Нижнего Новгорода Дмитрий Егорович Бенардаки был обрусевшим греком по происхождению и российским промышленником по призванию. Вместе с двумя князьями – Львом Кочубеем и Владимиром Меньщиковым – «отставной поручик» Бенардаки стал учредителем компании с длинным названием и амбициозными планами: «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство».

В марте 1849 года учредители выделили на строительство 500 тысяч рублей серебром, а 21 июля Балахнинский уездный суд утвердил купчую на землю под будущий завод между деревнями Соромово и Мышьяковка.

Несомненно, Сормовский завод, отмечающий 21 июля 2019 года свой 170-летний юбилей, был любимым детищем Бенардаки. Сюда вложил он капиталы, а еще – энергию, волю, интуицию и удачу, осуществив свою мечту о строительстве кораблей. Бенардаки, как никто другой, понимал значение Волги, этой бесплатной русской дороги, водной артерии, питавшей экономику России.

Оперативное управление заводом Дмитрий Егорович отдал отставному майору корпуса горных инженеров Алексею Ивановичу Узатису.

Михаил Першин,

генеральный директор завода «Красное Сормово»

Многолетний опыт завода «Красное Сормово» в строительстве судов позволяет предприятию уверенно на протяжении многих лет сохранять статус одной из ведущих гражданских верфей. Используя имеющийся потенциал производственных и интеллектуальных возможностей, мы производим суда нового поколения, постоянно работая над повышением качества продукции, как производимой, так и вновь разрабатываемой. Наша судостроительная продукция постоянно обновляется и модернизируется, расширяется рынок сбыта гражданских судов при сохранении производства в сегменте специального машиностроения. Благодаря этому завод «Красное Сормово» известен и в стране, и за рубежом.

«Производственный союз» Бенардаки и Узатиса за двадцать с лишним лет сотрудничества заложил основы направлений деятельности Сормовского завода на многие десятилетия вперед. Строительство коммерческих судов, сначала деревянных, а затем впервые в России с металлическим корпусом, выполнение заказов Морского министерства, изготовление паровых котлов, судовых механизмов и землечерпательного снаряда, строительство судов для Каспийского моря, установка первой в России мартеновской печи – вот далеко не полный итог первых, «бенардаковских», двадцати лет деятельности Сормовского завода. Уже к 1856 году почти половину всех отечественных пароходов Волжско-Камского бассейна составляли суда сормовской постройки. А с конца 1860-х годов завод начинает производство и железнодорожной техники.

Первое сормовское судно Бенардаки назвал «Ласточкой». К 1870 году завод построил восемьдесят судов: кабестанов, забежек, буксирных пароходов, барж и других. А через год после смерти Дмитрия Егоровича, в 1871 году, Сормовский завод строит первый российский пассажирский двухъярусный пароход, получивший название «Переворот» (позднее переименован в «Колорадо»). Этот роскошный пароход, удививший пассажиров невиданным комфортом и скоростью против течения до 12 км/час, действительно стал настоящим переворотом в речном судостроении: двухъярусные надстройки на десятилетия вперед, вплоть до середины ХХ века, определили облик речных пароходов. И таких переворотов, опередивших свое время, в истории Сормовского завода, а с 1922 года завода «Красное Сормово» было немало.

От «Минина» до танкера-химовоза

В 1887 году со стапелей Сормовского завода сошла нефтеналивная шхуна «Минин» водоизмещением 500 тонн. Это был винтовой танкер мощностью 320 л.с. Шхуна заменила баржи с бочками, в которых перевозили нефть в глубину России с Бакинских нефтяных месторождений, и дала начало новому направлению в деятельности Сормовского завода – строительству речных нефтеналивных судов. За четыре года было построено четырнадцать единиц, и эти суда были признаны лучшими в своем классе – их отличали смелые и самостоятельные технические решения, большая мощность двигателя и грузоподъемность. Помимо паровых машин они имели паруса на мачтах, что давало гарантированную скорость хода девять узлов.

В 1903 году сормовские судостроители спустили на воду первый нефтеналивной речной теплоход «Вандал» грузоподъемностью 820 тонн. «Вандал» стал первым на Волге и в мире дизель-электроходом.

В 30-х годах ХХ века были построены гигантские по тем временам нефтевозы. Они считались одним из крупнейших достижений сормовских судостроителей. За предвоенные годы сормовичи построили одиннадцать судов такого типа водоизмещением 11 940 и грузоподъемностью 7600 тонн.

Александр Цепилов,

технический директор завода «Красное Сормово»
В начале 1990-х гг. завод пережил «нулевую конверсию», когда после отмены военных заказов нам пришлось искать свою нишу в рыночных условиях. Сегодня мы можем строить десять судов типа «река – море» в год и эффективно адаптируемся для строительства новых проектов. Мы бы не достигли этого, если бы в свое время, в 2000-х годах, не начали коренную модернизацию производственных мощностей и не создали технологический конвейер, разбивая цикл строительства судна на отдельные технологические операции. И с тех пор ежегодно проводим технологическое перевооружение производства, внедряя автоматизированное оборудование с современными системами числового программного управления. Только так можно идти вперед.

Всего за свою историю завод в Сормове построил более 200 танкеров, а за последние двадцать лет – 96 танкеров и нефтеналивных барж различных проектов, отвечающих всем требованиям международных конвенций по надежности и безопасности.

Сормовские суда неоднократно отмечались зарубежными экспертными сообществами. В список значительных судов года Significant Ships of the Year, формируемый Английским обществом корабельных инженеров Royal Institution of Naval Architects – RINA – начиная с 2004 года, вошло пять сормовских танкеров. Это и головной танкер проекта 19619 «Президент Гейдар Алиев» (2004 год), и другой танкер этого проекта Zangezur (2009 год), получивший значительную модернизацию.

Танкеры проекта 19619 уже в течение пятнадцати лет остаются самыми крупными нефтеналивными судами, оперирующими в Каспийском море. Сормовские танкеры работают в составе флотов прикаспийских государств на основных каспийских линиях. Каждый способен ежегодно перевезти до одного миллиона тонн нефти и нефтепродуктов.

Другим сормовским проектом, разработанным Волго-Каспийским проектно-конструкторским бюро и востребованным на речных и морских перевозках, стал танкер проекта 19900 дедвейтом около 7000 тонн. Головной танкер этого проекта Jeyhun, построенный для Государственной службы морского и речного транспорта Туркменистана, стал «Значительным судном 2010 года».

Танкер проекта 19614 дедвейтом 5400 тонн – речник-трудяга, полюбившийся судовладельцам за надежность и неприхотливость. С 2002 по 2011 год завод по собственному проекту построил двадцать пять таких судов, что стало своеобразным рекордом начала ХХI века для судов одного проекта, построенных одной верфью.

Но рекорд этот продержался недолго и в 2017 году был побит самим же заводом при строительстве танкеров проекта RST27 и RST27М. Завод «Красное Сормово» построил по проекту Морского инженерного бюро уже двадцать восемь танкеров. Головной танкер «В. Ф. Танкер-1» продолжил добрую традицию и в 2011 году стал «Значительным судном года», а первый модернизированный танкер проекта RST27M «Балт Флот 16» заслуженно был включен в этот список в 2017 году.

Олег Тюкаев,

исполнительный директор завода «Красное Сормово»

Наша главная задача – строить качественно и в срок. Именно это ценят заказчики. И если для серийных сухогрузов проекта RSD59 технологии отработаны, то круизный лайнер проекта PV300 – головное судно, и в процессе работы мы приобретаем опыт строительства современных речных пассажирских судов. Уверен, что и с этой задачей сормовичи справятся.

Для достижения наибольшего экономического эффекта от эксплуатации грузового судна необходимо, чтобы оно имело максимально возможный дедвейт. Для судов смешанного плавания, габаритные размерения которых ограничиваются условиями внутренних водных путей, эффективность их использования для судовладельца определяется рациональным проектированием корпусных конструкций и увеличением коэффициента общей полноты, а также оптимизацией пропульсивного комплекса. Танкеры проектов RST27 и RST27M имеют рекордный коэффициент общей полноты 0,93.

Постоянно работать над совершенствованием проектов серийных судов, идти навстречу запросам заказчиков – фундамент, на котором выстраиваются многолетние партнерские отношения завода и судоходных компаний.

Специалисты «Красного Сормова» совместно со специалистами Морского инженерного бюро и Волго-Каспийского проектно-конструкторского бюро при строительстве серии танкеров проекта RST27 постоянно работали над улучшением параметров. В результате танкер проекта RST27M не только стал химовозом, приспособленным к безопасной транспортировке опасных грузов и широкой гаммы растительных масел, но и получил усиленную морскую функцию и больший на 880 тонн дедвейт (до 7900 тонн) по сравнению с проектом RST27.

«Данилиха» и «сверхполные» многоцелевые сухогрузы

В 1913 году сормовские судостроители создали самоходную баржу «Данилиха» – легкий сухогрузный теплоход, который вмещал 800 тонн груза при осадке около одного метра. Он свободно доходил до Москвы, чего не могли делать другие пароходы. Сухогрузы во все времена составляли большую долю отечественного торгового флота, поэтому Сормовский завод на протяжении своей истории несколько раз возвращался к их серийному строительству. Самая большая серия в количестве 120 судов была построена в конце 1960–1980-х годов прошлого века по сормовскому проекту 1557. Это суда смешанного «река – море» плавания были специально разработаны для Волго-Балтийской водной системы. Заслуженно этот тип сухогрузов получил название «сормовский». С 1985 года началось строительство сухогрузов типа «Волга», их было построено 45 единиц.

Сегодня в производственном портфеле «Красного Сормова» на текущий и будущий годы – пятнадцать сухогрузов проекта RSD59, разработанного Морским инженерным бюро. В 2018 году завод построил уже пять таких сухогрузов по контракту с Государственной транспортной лизинговой компанией для компании «Пола Райз». В процессе строительства совместными усилиями проектантов и специалистов завода грузоподъемность сухогрузов была увеличена на 800 тонн (дедвейт сухогруза в реке/море составляет 5269/8093).

Проект RSD59 выполнен в «сверхполных» обводах танкера RST27, что обеспечивает высокий коэффициент полноты. У судна два сухогрузных трюма, один из которых имеет рекордную для судов класса «Волго-Дон макс» длину – почти 78 метров. Это позволяет перевозить длинномерные грузы, что особенно актуально сегодня для рынка Каспийского региона.

В военном строю

Задание от Управления Военно-Морских сил построить подводную лодку «водоизмещением 580 метрических тонн» верфь получила в 1929 году. Было в задании и уточнение «о доведении строительства до двадцати подлодок на случай войны». Руководство страны готовилось к войне, и размещение производства подводных лодок вдалеке от границ казалось оптимальным.

Алексей Булавин,

заместитель генерального директора по развитию завода «Красное Сормово»

Если мы посмотрим на историю нашего предприятия, то обнаружим достаточно широкую номенклатуру производимой продукции – начиная от канализационных люков и заканчивая двухэтажными железнодорожными вагонами. Это свидетельствует о богатом опыте и универсальности нашего завода. И хотя в настоящее время стратегический приоритет «Красного Сормова» – деятельность завода как верфи, мы всегда готовы к развитию новых направлений.

Первая сормовская подводная лодка типа «Щука» была заложена 23 февраля 1930 года и принята в состав ВМФ в 1934 году. Строительство подводных лодок одновременно и героическая, и высокопрофессиональная страница сормовской летописи. Были такие периоды в истории завода, когда каждый месяц в специальном плавучем доке сормовичи отгружали очередную лодку. А были и такие, когда каждые десять дней! Так это было с самой крупной послевоенной серией дизельных подводных лодок проекта 613.

За 75 лет производства подводных лодок завод построил, модернизировал и передал ВМФ более 300 подводных лодок различных проектов, в том числе двадцать шесть атомных.

С октября 1941 года на заводе начали производство танков Т-34. Всего же за время Великой Отечественной войны сормовичи сдали более 13 тысяч танков, 27 подводных лодок и более 3 миллионов снарядов для реактивной (для «катюш») и ствольной артиллерии.

Команда профессионалов

Умение браться за решение сложнейших задач, возвращаться к производству сложных типов судов через десятилетия на абсолютно новом уровне – отличительная черта завода. Невозможно решать стратегические и тактические задачи, выдерживать графики строительства, не имея сплоченной команды. И такая команда, несомненно, сформирована на заводе. Инженерный корпус, рабочие и менеджеры среднего звена, руководство «Красного Сормова» – профессионалы высокого класса.

Показательна история с дноуглубительными судами. Первая российская землечерпательница была изготовлена на заводе в 1858 году, и позднее завод неоднократно возвращался к производству судов этого типа – всего их было построено сорок семь. Затем более шестидесяти лет таких заказов не было. Но когда в 2014 году

с «Росморпортом» был заключен контракт на строительство трех дноуглубительных судов проекта TSHD1000, все три судна были сданы в срок и направлены для работы в порты Усть-Луги, Санкт-Петербурга и Туапсе. Хотя правильнее было бы говорить, что завод не вернулся к выпуску земснарядов, а освоил совершенно новое направление. Ведь сегодняшняя техника по уровню оснащенности и производительности кардинально отличается от землечерпалок прошлых поколений.

Пассажирские суда

Первенец сормовского пассажирского судостроения – однопалубный колесный пассажирский пароход «Минин» – был спущен на воду в 1856 году. В 1914 году были построены грузопассажирские речные колесные пароходы «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». Уже под другими именами – «Спартак» и «Володарский» – эти пароходы стали легендарными волжскими судами, прослужившими до 1991 и 1986 года. Именно «Спартак» сыграл роль парохода «Ласточка» в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». В Книгу рекордов России включен сормовский двухпалубный пароход-колесник «Н.В. Гоголь», построенный в 1911 году. Это старейший российский пассажирский пароход, который в 2019 году отработает свою 108-ю навигацию!

В 1934 году был построен служебный «правительственный» теплоход «Максим Горький» (первоначально «Красный богатырь»), обладавший уникальными тактико-техническими качествами. А в фильме «Волга-Волга» во всей красе показал себя теплоход «Иосиф Сталин», созданный вместе с другими тремя однотипными судами для канала Москва – Волга (ныне Канал имени Москвы). Теплоходы с обтекаемыми цельносварными корпусами и необычными очертаниями, вызывавшими восторг у современников, были рассчитаны на 205 пассажиров.

Александр Цурганов, 
директор по развитию производственной системы

Развитие производственной системы по сути – это использование ряда инструментов и подходов, позволяющих выявлять и устранять потери в производственных и бизнес-процессах, повышать операционную эффективность предприятия. Это особенно важно в условиях ограниченности ресурсов и нестабильности окружающей бизнес-среды. За 2018 год мы на 45% снизили объем незавершенных запасов производства и более чем на 50% сократили сроки производства днищевых секций. Завод «Красное Сормово» стал лучшим предприятием по развитию производственной системы среди обществ Группы ОСК. И на этом мы не останавливаемся.

Вершиной пассажирского судостроения на заводе стали дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз», разработанные конструкторским бюро завода под руководством главного конструктора Вячеслава Керичева и сданные в эксплуатацию в 1958–1959 годах. Сормовичи первыми в стране освоили строительство трехпалубных комфортабельных речных судов длиной 121,5 метра и вместимостью 440 пассажиров, достигавших скорости 25 км/час.

В 2017 году на заводе началось строительство новейшего поколения подобных судов: четырехпалубный красавец-теплоход проекта PV-300 строится согласно подписанному в январе 2017 года трехстороннему контракту, партнерами по которому выступают ОСК, Машпромлизинг и судоходная компания «ВодоходЪ». Передать судно заказчику планируется в 2020 году. Теплоход строится по проекту «Морского инженерного бюро-дизайн-СПб», рабочую конструкторскую документацию разрабатывает Волго-Каспийское проектно-конструкторское бюро.

Габариты круизного лайнера (длина – 141 метр, ширина – 16,8 метра) предельны для работы на Волго-Донской системе водных путей и обеспечивают максимальную пассажировместимость лайнера – 342 пассажира и 144 человек экипажа и обслуживающего персонала. На главной палубе расположены рестораны, на трех верхних – пассажирские каюты (все двухместные) и салоны отдыха.

Судно предназначено для речной перевозки пассажиров на дальних круизных линиях Москва – Астрахань, Москва – Санкт-Петербург и Москва – Ростов-на-Дону. Удобства и комфорт, которые ждут пассажиров на борту, делают сормовский лайнер пятизвездочным отелем на воде.

Люди делают завод

Историкам еще предстоит подсчитать, сколько всего человек за 170 лет прошло через сормовскую проходную. Сохранились списки 91 рабочего, приступившего к работе по строительству нового завода в 1849 году. Но уже к концу ХIХ в. на заводе трудилось 9500 человек. В 1930 году, к началу строительства подводных лодок, – 15 000 человек. К 70-м годам прошлого века, в период серийного строительства подводных лодок, численность работающих на заводе составляла 29 000 человек. Понятно, что все сормовичи за 170 лет составили бы население российского областного центра.

Сейчас на заводе трудится 3500 человек. С одной стороны – колоссальное падение численности работающих, но с другой – этого вполне достаточно для производства десяти гражданских судов в год, учитывая коренную модернизацию производства, начатую в 2000-х годах и продолжающуюся до сих пор.

Сергей Смирнов,

директор инженерного центра завода «Красное Сормово»

Круизный лайнер – довольно сложное судно. Ввиду сжатых сроков его постройки, проектирование и строительство идут практически параллельно. Многие вопросы решаются не за столом конструктора, а непосредственно на стапеле – вместе с рабочими, специалистами завода и подрядных организаций.

История донесла до нас десятки и сотни имен сормовичей, золотыми буквами вписанных не только в историю предприятия, но и в историю развития отечественной технической мысли. Это создатель первой в России мартеновской печи горный инженер Александр Износков, талантливые инженеры-судостроители: управляющий заводом Константин Окунев и создатель первого на Волге парохода-тысячника Алексей Некрасов; известный судостроитель, механик-теплотехник, конструктор паровых машин Василий Калашников; изобретатель, создатель бескомпрессорного дизельного двигателя Густав Тринклер; конструктор Бронислав Малаховский, создавший паровоз серии С – один из лучших отечественных курьерских локомотивов; главный инженер Иосиф Аппак, под руководством которого на заводе строились первые отечественные танки; инженер-кораблестроитель Николай Кутейников, впервые в отечественном судостроении применивший секционный метод постройки подводных лодок; инженер и организатор производства Михаил Лернер – один из ярких представителей поколения, создавшего подводное судостроение в СССР; инженер-механик Иван Пантелеев, стоявший у истоков электросварки на заводе; выдающийся творец новых речных судов профессор Вячеслав Керичев; гениальный конструктор судов на подводных крыльях Ростислав Алексеев; конструктор Альберт Животовский – создатель сухогрузных теплоходов «река – море» и первого в СССР пассажирского судна на воздушной подушке; директора завода: Е.Э. Рубинчик, Н.Н. Смеляков, М.А. Юрьев, Н.Е. Леонов, Н.С Жарков; Герои Социалистического Труда сталевар Н.И. Анищенков, электросварщик В.В. Пайщиков, судовой слесарь-монтажник А.П. Удалов и многие-многие другие…

На завод приходили работать семьями. Известными сормовскими фамилиями (трудовыми династиями) стали Курицыны, Третьяковы, Гордеевы, Годяевы, Усовы, Сухонины, Ляпины, Чнеговы, Романовы. Шесть поколений династии Пастуховых начиная с середины ХIХ века связали свою жизнь с Сормовским заводом.

И дело не только в том, что Сормовский район – это город в городе. Сормович – это не профессия, это выбор жизненного пути. Сормовичи этот выбор сделали.

…И горят глаза мальчишек на спусках новых судов, и тянутся они вперед, чтобы разглядеть этот первый миг касания новым сормовским кораблем воды, и без запинки отвечают они на вопрос «А кем ты будешь?» – «Конечно, сормовичом!»

Публикация подготовлена пресс-службой и музеем истории завода «Красное Сормово»


Награды завода

1882 и 1896 гг. - Право изображения Государственного герба и золотые медали выставок – высшая промышленная награда России

1939 г. - Орден Трудового Красного Знамени

1943 г. - Орден Ленина

1945 г. - Орден Отечественной войны 1-й степени

1949 г. - Орден Ленина

1970 г. - Орден Октябрьской Революции

 

 

 

Всегда опережая время
Всегда опережая время
Всегда опережая время
Всегда опережая время
Всегда опережая время
Всегда опережая время