Первый юбилей

Наталия Мурушкина
Пресс-секретарь завода «Красное Сормово»

2018 год ознаменован несколькими юбилеями, имеющими отношение к подводному флоту России. 110 лет назад была спущена на воду первая подводная лодка с реверсивным дизельным двигателем «Минога». Дизельные субмарины играли и продолжают играть важную роль в обеспечении эффективности и боеспособности российского флота

Дизельные подводные лодки типа «М» начали строить на заводе «Красное Сормово» еще до Великой отечественной войны (15 единиц). Эти лодки внесли огромный вклад в победу: они могли пройти там, где их не ожидал враг, что позволяло выполнять боевые задачи в невероятно сложных условиях. Зачастую именно малый размер и выносливость субмарины становились главным спасением для экипажа и главным преимуществом при выполнении разведочных операций.

Из-за возрастающей угрозы со стороны Японии в 1932 году создавались первые соединения морских сил Дальнего Востока. Для их укрепления нужны были подводные лодки, которые в отличие от громоздких «Щук» и «Ленинцев» можно было быстро перебрасывать к тихоокеанскому побережью в собранном виде по железной дороге. В том же году по решению ЦК ВКП (б) и советского правительства руководителем техбюро №4 конструктором Алексеем Асафовым был разработан проект дизельной подводной лодки типа «М» серии VI, а затем, в 1932–1934 годах, серии VI-бис. За свои малые размеры лодки получили название «Малютки». За основу Асафов взял проект малой субмарины «Минога» 1906–1909 годов. В 1932 году в Николаеве была построена сначала головная под­лодка М-2, а затем, до конца 1934 года, еще тридцать единиц серии VI, включая лодки, которые проходили сборку на заводе №202 во Владивостоке. Вслед за ними на трех заводах страны (№198, №200 и №196) построены еще двадцать лодок серии VI-бис. Свою задачу по обеспечению безопасности дальневосточного побережья эти субмарины выполнили и вместе с остальными лодками Тихоокеанского флота стали существенной сдерживающей японцев силой.

Устранить недостатки «Малюток» было решено в подлодке следующей, более совершенной серии XII. Их строительство началось в 1937 году. А буквально два года спустя конструкторы представили еще более совершенный проект дизельной субмарины типа «М» серии XV. К сожалению, советские заводы не успели дать фронту достаточное количество лодок этого, лучшего для того времени проекта, так как в начале Великой Отечественной войны и во время нее было решено достраивать в основном лодки, находящиеся в высокой степени готовности, к которым и относились субмарины серии XII. Из сорока шести лодок этой серии в 1937–1941 годах большая часть – тридцать две – были построены на заводе №112 («Красное Сормово»), из которых большинство, в связи с переводом сормовского завода на строительство танков Т-34, достраивались на заводах в Николаеве, Молотовске, Кронштадте, Ленинграде, Астрахани и Баку. Остальные лодки этого проекта дал фронту ленинградский Судомех.

Сормовские «сердюковки»

Лодки серии XII строились по чертежам главного конструктора Петра Сердюка, который еще в 1918 году вооружал корабли Волжской военной флотилии. Поэтому в начале Великой Отечественной войны их некоторое время называли «сердюковками». Из-за нехватки стапельной площади и по причине своих небольших размеров (длина – 44,5 м, ширина – 3,3 м) «Малютки» этой серии на «Красном Сормове» строились и сдавались дивизионами по три единицы. Как и «Малютки» предыдущих серий, построенные в Ленинграде, сормовские строились секционным способом с достройкой в док-камерах. Первый дивизион подлодок М-57, М-96 и М-97 заложили на средства комсомольцев и молодежи в 1937 году. Строительство обеспечивала небольшая группа конструкторов. Ветеран подводного судостроения гвардеец тыла В.Г. Беляев вспоминал: «Корпусной группой XII серии руководил К.Г. Ежов, механическую часть возглавлял А.П. Сметанин, системы – В.И. Урыков, электрочасть – Б.В. Осинин, П.С. Зуев, Н.В. Спиричев, К.И. Якушкин и другие». В общей сложности до войны заводом было построено пятнадцать единиц подводных лодок серии XII, и еще семнадцать – во время войны.

Впервые в истории подводного флота у этих лодок был цельносварной корпус

Технология строительства лодок этой серии была еще проще, чем «эсок»: строились они на площадке перед цехом с помощью треног с талями, а затем в плавучих доках и на железнодорожных платформах отправлялись на достройку на другие заводы и сдаточные базы «Красного Сормова».

По своим характеристикам эти однокорпусные субмарины обладали несомненными преимуществами перед лодками предыдущих проектов, в частности, увеличенным на 40–60 т водоизмещением (206/285 т); увеличенной с 13,2 до 14,4 уз. надводной скоростью и с 7,2 до 7,8 уз. подводной; увеличенной в полтора раза дальностью плавания – до 650 миль в надводном положении на максимальной скорости и 3380 миль на скорости 8,6 уз.; увеличенной на три дня автономностью плавания, сокращенным временем погружения и продувания цистерн главного балласта в перископном положении и др. Кроме того, подводные лодки типа «М» серии XII получили наиболее совершенное для того времени электронавигационное оборудование. И одним из главных прорывов в подводном кораблестроении было то, что впервые за историю строительства мирового подводного флота у этих лодок был цельносварной корпус. Это позволило убрать излишнюю шероховатость, характерную для клепаных корпусов. В то же время одна линия вала с одним дизельным двигателем и одним гребным электромотором, слабое торпедное вооружение (всего два носовых торпедных аппарата) оставались главными недостатками этих субмарин. Кроме того, десять суток автономности было по-прежнему недостаточно для выполнения боевых задач вдали от собственных баз. Все это сказывалось на живучести «Малюток».

Тем не менее об этих лодках у подводников осталось много хороших воспоминаний. Трудные условия плавания на них объединяли экипаж. Как пишет контр-адмирал Юрий Русин, провоевавший на «Малютке» всю войну, «тот, кто служил на подводных лодках типа «М», приобщался к братству «малюточников» на всю жизнь, сохранял привязанность к службе на этих кораблях». При своих малых габаритах и небольшом экипаже два десятка человек эти лодки обладали надежной скрытностью, хорошей маневренностью, были способны плавать в районах с малыми глубинами, с наименьшей затратой корабельных энергетических ресурсов. В то же время подводники отмечали удивительные надежность и выносливость «Малюток».

Что у немцев?

Строительство малых подводных лодок в СССР и Германии было начато практически одновременно. В противовес советским «Малюткам» у Кригсмарине появились малые подводные лодки II серии, построенные на верфях Германии: Deutsche Werke, Flender-Werke и Krupp. Их прототипом стала подводная лодка «Весикко», сконструированная в Голландии еще в 20-х годах и построенная в Финляндии в 1934-м.

Это были субмарины водоизмещением в зависимости от модификаций примерно от 254 до 314 т надводным и от 303 до 364 т – подводным, с тремя носовыми торпедными трубами, скоростью на поверхности моря 12,7–13 уз. и дальностью плавания от 1600 до 5650 миль при скорости 8 уз. и 56 миль при 4 уз. в зависимости от модификации. Немецкие подводники пренебрежительно называли эти лодки «каноэ» из-за тесноты и склонности к бортовой качке в надводном положении. Первая подводная лодка серии IIА водоизмещением 254/303 т (надводное/подводное) была спущена в Германии в 1935 году.

В период с 1935 по 1941 год Германия построила полсотни лодок серии II: IIA, IIB, IIC, IID, – из которых самым распространенным стал тип IIВ (20 субмарин). К 1941 году подводные лодки II серии составляли ориентировочно 60% немецкого подводного флота, многие из них, особенно IIА, использовались преимущественно как учебные. Остальная часть флота была представлена лодками серии I и серии VII.

Самой первой флотилией малых подводных лодок Кригсмарине была Веддигенская флотилия, переименованная впоследствии в Первую флотилию подводных лодок. Командовал ею тогда еще капитан, а позже главнокомандующий ВМС Германии Карл Дениц. По воспоминаниям Деница, уже к концу 1941 года со стапелей ежемесячно сходило в среднем два десятка лодок. Районом их действий по патрулированию и установке минных заграждений были прибрежные зоны Норвегии, Северное и Балтийское моря. Серия II впоследствии была признана одной из наименее удачных из-за большого количества фатальных инцидентов.

Впервые с подводными лодками противника своей весовой категории «Малютки» столкнулись на Черном море, куда немцами была переброшена 30-я флотилия с местом базирования в румынской Констанце. Но об этом и действиях «Малюток» на морских театрах мы расскажем подробнее в следующих номерах журнала ОСК.

Источники: Г.А. Илескин, Ю.К. Меньщиков, А.А. Постнов. Т.В. Корягина.

Книга «Красное Сормово»: завод и люди», 2006 г.

Материал подготовлен при поддержке заместителя директора Музея истории завода «Красное Сормово» М.Г. Финюковой (Нижний Новгород), Нижегородского регионального отделения РВИО, историка Е.В. Поломошнова (Новосибирск), главного хранителя предметов Музея истории ВМФ России Н.Л. Крыциной (Москва).


Из воспоминаний командира подводной лодки М-111 Ярослава Иосселиани:

«Не раз приходилось удивляться, как могли боевые механизмы подводных лодок типа «Малютка» выдерживать труднейшие испытания, которым они подвергались. Помню случай, когда один из прославленных подводников капитан-лейтенант Валентин Комаров прямо на пирсе расцеловал рабочих – представителей завода, вышедших вместе с моряками встречать возвратившуюся из боевого похода лодку».


С целью расширения возможностей подводных лодок типа «М» и устранения недостатков предыдущих проектов ЦКБ-18 под руководством Федора Полушкина в 1939 году был разработан проект 96, или XV серия. В этой серии была устранена большая часть недостатков предыдущих проектов типа «М», а все судовые системы и устройства спроектированы заново с учетом опыта постройки подводных лодок всех предыдущих серий.

В отличие от предыдущих «Малюток», новая подлодка стала полуторакорпусной с булями, как у кораблей типа «Щ», цистернами, куда был вынесен главный водяной балласт. Водоизмещение увеличилось до 281 т, запас плавучести составил 23,6%. Корпус позволил вместить два дизеля и гребные электродвигатели. В итоге суммарная мощность главных дизелей надводного хода подлодок возросла в полтора раза, надводная скорость увеличилась на 1,8 узла, дальность плавания экономической скоростью в надводном положении – более чем на 1000 миль. Автономность плавания увеличилась в полтора раза – до пятнадцати суток. В носовом отсеке вместо двух торпедных аппаратов теперь могло разместиться четыре. При этом они были оснащены приводами для установки глубины хода торпеды и ее гироскопического прибора Обри.

Всего по этому проекту планировалось построить двадцать две лодки. До войны на заводе №196 в Ленинграде успели заложить только семь и восемь – на заводе «Красное Сормово». Из ленинградских лодок четыре были достроены во время войны на заводе №638 в Астрахани и три – после войны.

Завод «Красное Сормово» в связи с переходом на строительство танков четыре свои подлодки передал в Молотовск (ныне Северодвинск), на завод №402, из них одна была сдана сразу после войны, еще пять – достроены в 1947 г. в Ленинграде на заводе №196. В 1946–1947 годах на «Красном Сормове» планировалось развернуть крупномасштабное серийное строительство лодок этого проекта по новому, поточно-секционному методу, но 13 мая 1947 года было подписано постановление правительства о переводе сормовского завода исключительно на строительство гражданских судов речного флота (буксиры, баржи). Таким образом, планы сормовичей не осуществились. Тем не менее серия получила «второе дыхание», и с 1947 по 1953 год на заводе №196 было построено еще сорок пять «Малюток» серии XV.  

Героические малютки
Героические малютки
Героические малютки
Героические малютки
Героические малютки
Героические малютки
Героические малютки
Героические малютки