Первый юбилей

Анатолий Дубник
Начальник Управления флота, портов и мониторинга Росрыболовства

Увеличение экономической эффективности и повышение конкурентоспособности российской рыбной отрасли, предусмотренные проектом Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса России до 2030 года, невозможно без современных судов

Для того чтобы обновить рыбопромысловый флот, Росрыболовство разработало механизм квот на инвестиционные цели. По итогам первого, самого масштабного этапа распределения квот будет построено 33 судна. Но на этом программа не закончится

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Россия занимает четвертое место в мире по объему добычи рыбы, обеспечивая более 5,5% глобального вылова. По итогам 2017 года улов российских рыбаков достиг рекордных за последние 25 лет почти 5 млн тонн. При этом устаревший флот создает серьезные риски для дальнейшего развития рыболовства. Кроме того, назрела необходимость модернизации портовой и рыбоперерабатывающей инфраструктуры. Из двух миллионов тонн экспорта почти 90% приходится на продукцию с низкой степенью переработки, на сырье. Внутренний рынок также требует современную продукцию, качественную, удобную и быструю в приготовлении.

Честные инвестиции

Одним из основных инструментов для решения этой задачи стали квоты на инвестиционные цели – строительство судов на отечественных верфях и рыбоперерабатывающих фабрик в приморских регионах. После долгих дискуссий механизм был утвержден, и с конца 2017 года начался отбор проектов. Эта мера государственной поддержки направлена на обеспечение достойного уровня окупаемости проекта и, соответственно, спроса со стороны инвесторов.

Чтобы претендовать на инвестквоты, требуется подготовить пакет документов и предоставить обеспечение исполнения обязательств в виде банковской гарантии или собственных квот. Отбор осуществляется рабочей группой и специальной межведомственной комиссией.

Воспользоваться закрепленным объемом компания сможет только после выполнения обязательств – постройки и ввода в эксплуатацию в установленный срок судна или завода, на это отводится пять лет. Причем будет оцениваться степень локализации работ. Обязательное требование: судно или завод должны быть построены на территории России. После предоставления права на вылов в течение пятнадцати лет инвестору запрещается отчуждать объект инвестиций. Он должен соблюдать определенные требования к производственной деятельности, в том числе осваивать и перерабатывать не менее 70% от выделенного объема инвестквоты на построенном судне или заводе. В случае нарушения условий договор может быть расторгнут.

Требования к объектам инвестиций связаны с классификацией объектов промысла. Для минтая, сельди, трески и пикши акцент сделан на глубокой переработке и безотходном производстве. Для разнорыбицы на Дальнем Востоке в случае строительства малых и среднетоннажных судов требований по глубокой переработке не предусмотрено. Кроме того, для стимулирования строительства судов на дальневосточных верфях была введена дополнительная мера: при участии в процедуре аукциона на понижение будет применяться повышающий коэффициент 1,2.

По итогам 2017 года улов российских рыбаков достиг почти 5 млн тонн – это рекорд за последние 25 лет

Первый этап заявочной кампании показал востребованность инструмента. В этом году между Росрыболовством и инвесторами подписаны договоры на строительство пятидесяти одного объекта инвестиций общей стоимостью около 132 млрд рублей. А именно: тридцати трех рыбопромысловых судов по десяти проектам и десяти рыбоперерабатывающих предприятий. Из общего количества судов девять предназначены для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, двадцать четыре – для Северного. Это будут современные и эффективные суда с комплексами безотходного рыбоперерабатывающего оборудования на борту.

Для рыбаков Дальнего Востока планируется построить шесть крупнотоннажных траулеров-процессоров, которые выйдут на промысел минтая и тихоокеанской сельди, а также три среднетоннажных рыбопромысловых судна. Они будут осваивать запасы трески, камбалы дальневосточной, терпуга, кальмара командорского, макруруса, наваги и палтуса. Для рыбопромышленников Северного рыбохозяйственного бассейна будет построено четырнадцать крупнотоннажных траулеров-процессоров, шесть траулеров-процессоров, три ярусолова-процессора и траулер-свежьевик длиной свыше 30 метров. Под все объекты выделяются квоты трески и пикши.

Что касается заводов, то десять из них будут возведены в Приморском и Камчатском краях и в Сахалинской области и восемь – в Мурманской, Архангельской областях и Республике Карелия.

Значительная часть проектов должна быть реализована в ближайшие два-три года, самые масштабные – за четыре-пять лет. Запуск новых предприятий позволит значительно нарастить поставки качественной рыбной продукции на внутренний рынок и изменить структуру экспорта в пользу продукции с высокой степенью переработки.

Процесс пошел

Суммарно в рамках механизма инвестиционных квот, с учетом закрепления оставшихся нераспределенными квот, планируется обновление предприятий на 25% от их общей мощности.

Для строительства всех судов уже определены верфи. Шесть траулеров длиной 108 метров для дальне-

восточной Русской рыбопромышленной компании построит Адмиралтейская верфь, три траулера-сейнера длиной 50 метров для камчатского рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина – Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь».

С заводом «Северная верфь» заключены контракты на строительство девяти судов: двух ярусоловов-процессоров длиной 58 метров для рыболовецкой компании «Вирма» и одного для фирмы «Глобус», двух траулеров-процессоров длиной 81 метр для компании «Рыбпроминвест», а также по одному траулеру-процессору длиной 81 метр для компаний «Карат-1», «Альтернатива», «Карельские морепродукты» и «Мурманский губернский флот».

Выборгский судостроительный завод построит четыре траулера-процессора длиной 86 метров для Архангельского тралового флота, по одному траулеру-процессору длиной 80 метров для компаний ЛКТ, «Норд Пилигрим», Атлантрыбфлота и два траулера для рыболовецкой компании «Вирма».

На заводе «Пелла» будет создано четыре рыболовных морозильных траулера длиной 69 метров в рамках программы инвестквот: два – для компании «Мурман­сельдь-2», «Заря» и «Андромеда».

Компании «Стрелец» и «Эридан» заключили контракты с ярославским заводом на строительство двух средних рыбопромысловых морозильных траулеров длиной 61 метр. Траулер-свежьевик длиной 35 метров для производственно-торговой фирмы «Карелрыба» построит завод «Вымпел».

В высокой степени готовности два судна рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина, заложены первые рыболовецкие суда на «Пелле» и на «Северной верфи», идет работа и на других верфях. Одно из судов в сентябре этого года заложено на «Северной верфи» в рамках II Международного рыбопромышленного форума и выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий.

Прогнозируемый эффект программы инвестквот с точки зрения экономики оценивается на уровне не менее одной трети от объема вложений. Большое значение имеет локализация производства оборудования – силовых установок, рыбопоискового и перерабатывающего оборудования, средств навигации.

По уже реализующимся проектам средний уровень локализации оценивается примерно в 40%. На территории России производятся в первую очередь корпус и оснастка, основное оборудование пока поставляется импортное.

В рамках второго этапа распределяются инвестиционные квоты под строительство судов для добычи донно-пищевых видов рыб и заводов по их переработке для Дальневосточного бассейна. Заявки уже рассмотрены, количество долей квот по отобранным заявкам превысило 100%,

поэтому планируется проведении аукциона на понижение. Недавно также стартовал третий этап кампании. Заявки будут приниматься до 29 января 2019 года.

По нашим оценкам, импульс, данный судостроению, приведет к строительству до 2030 года более сотни новых рыбопромысловых судов, что позволит обновить флот примерно на 40% его мощности. Со следующего года начнется новый пятнадцатилетний цикл пользования квотами, и важно предусмотреть, чтобы ресурс осваивался наиболее эффективно.

Нужна поддержка малого флота

Полученный рыбаками и верфями опыт затем можно перенести на малотоннажный и транспортный флот. Если обновление крупно- и среднетоннажного флота можно поддерживать инвестквотами, то для большей части малотоннажного флота нужны другие инструменты. Дело в том, что в Балтийском, Черном, Азовском и Каспийском морях промысел не квотируется, поэтому и выделение спецквот неприменимо. На юге и Балтике добывается килька, хамса, тюлька, шпрот и другие виды водных биоресурсов. Малотоннажный флот также необходим предприятиям для прибрежного промысла на Дальнем Востоке и севере России.

Применение новых судов позволит дополнительно рекомендовать к вылову не менее 400 тыс. тонн водных биоресурсов

С 2019 года вводится единое промысловое пространство и меняется принцип прибрежного рыболовства. Рыбак сам будет выбирать, какой вид рыболовства ему вести. Те, кто предпочтут режим «прибрежки» с обязательством доставки всего улова в свежем, живом и охлажденном виде на берег, получат дополнительно 20% квоты. Для этого введен специальный повышающий коэффициент в размере 1,2. Эта мера направлена на развитие прибрежного рыболовства. Рассчитываем, что рыбаки будут выходить на промысел на один-два дня и доставлять свежую рыбу для местных рынков, ресторанов, фабрик.

Поэтому для строительства малотоннажного флота Росрыболовство и Минпромторг прорабатывают другие механизмы поддержки, в том числе субсидирование капитальных затрат при строительстве.

Важно предусмотреть серийное строительство, что поможет удешевить производство. При этом нужны современные, отвечающие требованиям рынка проекты. На выставке рыбной индустрии в Санкт-Петербурге состоялась презентация одного из таких проектов. Судно предназначено для промысла мелкосельдевых видов в Балтийском, Черном и Каспийском морях. Проект разработан компанией «Адомат» для балтийских рыбодобывающих предприятий «Сталактит» и «Марфиш». Востребованные проекты предлагает подведомственный Росрыболовству Калининградский технический университет.

Научная база

Современное рыболовство немыслимо без научной поддержки и осторожного подхода к изъятию ресурсов, который, в свою очередь, также требует регулярных морских исследований. Кроме того, стратегией развития отрасли предусмотрено наращивание вылова за счет расширения географии добычи водных биоресурсов.

Ежегодно научно-исследовательские суда Росрыболовства для обеспечения отечественного промысла обследуют огромные акватории: от Шпицбергена до Западной Африки и от Чукотского до Японского моря. Работы ведутся как в пределах исключительной экономической зоны России, так и в открытых водах Мирового океана и в исключительных экономических зонах других стран, в том числе США, Марокко, Мавритании, Гвинеи-

Бисау, Японии и Норвегии. Научно-исследовательские суда хотя и оснащены современным оборудованием, морально и физически устарели: их возраст также приближается к тридцати годам.

В 2015 году, учитывая острую необходимость кардинального обновления отраслевого научного флота, руководство страны положительно решило вопрос проектирования и строительства трех крупнотоннажных научных судов нового поколения. Технические требования к проектированию разработаны с учетом современных достижений и иностранного опыта. Суда будут достигать 120 метров в длину.

В 2016 году Росрыболовство заключило госконтракт с Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева на разработку проектно-конструкторской документации научно-исследовательского флагманского судна. Оно предназначено для выполнения комплексных рыбохозяйственных и океанографических исследований в любом промысловом районе Мирового океана, включая арктические и антарктические воды. Судно будет оборудовано беспилотными подводными и летательными аппаратами, зондирующими и буксируемыми измерителями, проточными анализаторами, устройствами отбора проб. Бортовые компьютеры будут спроектированы на принципах искусственного интеллекта. Рыбопоисковые системы будут предельно точно определять подходящие скопления рыбы.

По оценкам Росрыболовства, применение новых научных судов позволит дополнительно рекомендовать к вылову в исключительной экономзоне России и прилегающих водах в ближайшие годы не менее 400 тыс. тонн водных биоресурсов, а с учетом расширения российского присутствия в конвенционных районах – до 600–700 тыс. тонн.

Большая рыбалка
Большая рыбалка
Большая рыбалка
Большая рыбалка