Первый юбилей

Никита Пичугин
Обозреватель

Зимние круизные маршруты с каждым годом вызывают все больший интерес у туристов, однако в России этот рынок фактически отсутствует. Речные прогулки в центральной части страны замирают с наступлением первых морозов до середины апреля. И только Москва остается единственным городом с круглогодичной навигацией

Россия – страна северная, и лед на водоемах здесь держится долго, сокращая период активной навигации до полугода, а нередко и до трех месяцев. В высоких широтах русские корабелы давно покорили ледовую стихию, Россия – признанный в мире лидер по строительству ледоколов. Благодаря активному развитию Северного морского пути и освоению шельфа предприятия Группы ОСК сегодня загружены заказами на строительство ледокольного флота на несколько лет вперед. Однако опыт, знания и мастерство корабелов могут быть востребованы и в другом, пока недостаточно развитом, но крайне перспективном направлении – строительстве пассажирских судов ледового класса для круглогодичной навигации на внутренних водных путях, а также для морских круизов. Постараемся разобраться, что сегодня представляет из себя зимняя навигация в нашей стране и у европейских соседей.

Зимний вид на Кремль

Зимний навигационный сезон 2017–2018 стал рекордным для российской столицы. По данным пресс-службы Канала имени Москвы, число пассажиров на яхтах-ледоколах, курсирующих по центру города, выросло на 30%, достигнув 40 тыс. человек. Без малого десять лет от гостиницы «Украина» до Котельнической набережной круглогодично курсируют пять современных пассажирских теплоходов-ресторанов ледового класса, построенных в 2009–2010 годах на верфи в Стамбуле. В 2012–2013 годах к ним добавились еще пять прогулочных судов, строившихся уже в Латвии, на Рижском судостроительном заводе. В отличие от теплоходов первой серии, рассчитанных на 200 пассажиров, суда второго проекта крупнее, вмещают до 300 человек, а также оборудованы дополнительными помещениями первого класса.

Санкт-Петербург – единственный город в России, из которого можно совершить круиз в Новый год

Все яхты обладают усиленным корпусом, позволяющим преодолевать ледовое покрытие Москвы-реки в зимний сезон. Их визитная карточка – панорамные окна, преимущество которых особенно проявляется в зимнюю морозную погоду. Вид из теплого салона на московские достопримечательности ничем не уступает обзору с открытой летней палубы. Однако на этих яхтах далеко не уйдешь: прогулка по центру города занимает два часа, да и десять теплоходов с ледовым классом (примерно 10% от всего объема пассажирских судов Москвы, действующих в период летней навигации) – весьма низкий показатель для крупнейшей европейской столицы.

По рекам не пройти

Даже при большом желании совершить зимний круиз по российским внутренним водным путям сделать это будет непросто, и проблема не только в шлюзах. В российском речном регистре судоходства не наберется и двух десятков пассажирских судов с ледовым классом, построенных за последние четверть века. На российских верфях созданы всего четыре теплохода. Самый «молодой» из них – частный теплоход «Штандарт» проекта PV09, построенный на ярославском заводе «Верфь братьев Нобель» и достроенный на Морском судостроительном заводе (в эксплуатации с прошлого года). Однако он не рассчитан на массовый круизный туризм и вмещает всего тридцать четыре пассажира. В Архангельске на Северной Двине уже четвертый год ждут своего часа два пассажирских речных теплохода проекта А217-1 с ледовым усилением на корпусе и винтах. Построенные в 2014 году на Зеленодольском судостроительном заводе имени А.М. Горького по проекту компании «Агат Дизайн Бюро», они предназначались для эксплуатации на реках Архангельской области зимой, однако до сих пор так и не приступили к работе из-за бюрократических проволочек. Суда, способные принять на борт по 170 пассажиров каждое, все еще числятся под строительными номерами 231 и 232. Начало их эксплуатации было отложено до осени нынешнего года. Впрочем, их предполагается использовать в транспортных, а не туристических целях.

Европейский маршрут

В отличие от отечественных речных круизов, европейские прогулки по Рейну или Дунаю с наступлением зимы не прекращаются – тот же Рейн, по данным многолетних наблюдений метеорологов, замерзает только раз в одиннадцать-двенадцать лет. Соответственно, ледовый класс для европейских речных судов не столь строго необходим, что делает рынок зимних круизов круглогодичным и более разнообразным. Самые популярные зимние рейсы – на рождественские и новогодние праздники. Давно сложившиеся речные маршруты связывают красивейшие европейские города, площади которых зимой преображаются в праздничной атмосфере рождественских рынков. На выбор путешественников – круизы от семи до пятнадцати ночей, флотилии новых роскошных лайнеров или теплоходов поскромнее, в программе – посещение Вены и Будапешта, Праги и Дрездена, Парижа и Амстердама. Стоимость таких круизов может достигать полутора десятков тысяч евро на человека.

Освоение этого сегмента рынка могло бы стать новым вектором развития гражданского судостроения

Фактически единственным городом, из которого в России можно совершить круиз в Новый год, остается Санкт-Петербург. Местные туристические компании предлагают несколько вариантов новогодних круизных туров, но большинство из них стартует из Хельсинки, до которого предлагается добраться на автобусе, и только один – непосредственно из Северной столицы. Круизный паром первого ледового класса Princess Anastasia оператора MOBY SPL с переменным успехом работает на Балтике с 2011 года. Он был построен в 1986-м на финской верфи Stx Finland Turku. Хотя по сравнению с круизными лайнерами паром находится в другой «весовой категории», для желающих отправиться навстречу наступающему году из родной гавани он реальная возможность осуществить мечту. В период навигации паром соединяет Санкт-Петербург с Хельсинки, Таллином и Стокгольмом, а для новогодних туров предлагается специальный праздничный шестидневный маршрут Петербург – Таллин – Рига – Стокгольм – Хельсинки – Петербург. Семь категорий кают готовы принять почти 2500 пассажиров, к услугам которых праздничные развлекательные программы, бары, рестораны, магазины и кинотеатр.

Задача для судостроения

Таким образом, все доступные в настоящее время в России зимние речные маршруты и морские круизы, к сожалению, организуются на судах, построенных за рубежом. Между тем освоение этого сегмента рынка могло бы стать новым вектором развития отечественного гражданского судостроения. Тем более что здесь российские производители способны не только составить конкуренцию зарубежным компаниям, но и обойти их. Это поможет расширить предложение на рынке зимних круизов и сделает их доступнее. Конечно, построить ледокол и пассажирское судно ледового класса – задачи разные и по сложности, и по требующимся навыкам. Да и заказчики пока только присматриваются к идее всесезонного круизного туризма в России. Недавно петербургский порт «Морской фасад» анонсировал запуск с 2019 года круглогодичного морского сообщения со столицами стран Балтии, которое станет возможным благодаря покупке сначала одного, а в перспективе до пяти паромов ледового класса, правда, опять зарубежного производства.

Впрочем, желающие «пуститься по морю в зиму» могут отправиться из Мурманска на Северный полюс на атомном ледоколе «50 лет Победы». Но это уже совсем другая история…

Сквозь лед – в новый год
Сквозь лед – в новый год
Сквозь лед – в новый год
Сквозь лед – в новый год
Сквозь лед – в новый год