Первый юбилей

Уникальный экспонат

Полина Кривская
Директор музея ПАО «Пролетарский завод»

Один из экспонатов музея Пролетарского завода неизменно привлекает посетителей всех возрастов. Это модель подводной лодки по проекту генерал-адъютанта, военного инженера Карла Шильдера. Интерес представляет не только конструкция лодки, но и биография ее изобретателя

Родился Карл Андреевич в деревне Симаново ныне Невельского района Псковской области 27 декабря 1785 года по старому стилю (по новому – 7 января 1786 г.) в семье с прибалтийскими корнями. Наклонности к точным наукам проявились у него очень рано. Но так как взрослая жизнь многих дворян начиналась в те времена с военной службы, шестнадцатилетний Карл был зачислен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон. Его знания, изобретательность и увлеченность почти сразу же создали ему репутацию превосходного инженера-фортификатора. Уверенный в важности и значимости саперной профессии в ратном деле, Шильдер неоднократно говорил: «Крепости нужно брать не штыками, а лопатами», и неудивительно, что он, будучи еще довольно молодым человеком, возглавил военно-инженерное дело в русской армии. Минное оружие, которым особенно был увлечен Шильдер, именно при его содействии превратилось из оборонительного в наступательное.

Шильдер впервые в мировой практике применил электровоспламенение для запуска ракет. Благодаря его работам по использованию электричества для воспламенения пороха в минном деле, Россия опередила в этой области западные страны на несколько десятилетий. Опыты по изучению действия подводных мин с электроподрывом сыграли огромную роль во время Крымской войны при обороне Севастополя, где ведение минной войны осуществлялось под руководством знаменитого военного инженера Эдуарда Тотлебена, считавшего себя учеником Карла Шильдера.

Исследования Шильдера в области подводного минирования естественным образом привели его к мысли о необходимости создания подводного судна, которое смогло бы доставлять снаряды к вражеским укреплениям или кораблям. Изучив довольно богатый опыт мировых исследований в области создания подводных лодок, Шильдер увлекся разработкой своего оригинального проекта. В марте 1834 года было начато, а в мае закончено строительство первой подводной лодки изобретателя на Александровском заводе в Петербурге. Александровский завод Шильдер выбрал не случайно: он был казенным, находился на берегу Невы, а также на его территории имелся скрытый бассейн, где можно было проводить испытания, не привлекая внимания. Все работы велись в условиях жесточайшей секретности. Сначала была изготовлена «образцовая лодка из белой жести», необходимая для проверки некоторых расчетов и для раскроя железных листов для обшивки будущей субмарины.

29 августа 1834 года на сороковой версте по Шлиссельбургской дороге в присутствии императора Николая I впервые в мировой истории подводного плавания был произведен ракетный залп из-под воды, поразивший заданную цель

В архивах сохранилась расписка мастера котельного цеха Григория Горохова, под началом которого был изготовлен (склепан из котельного железа 4,8 мм толщиной) корпус лодки, который подкреплялся пятью шпангоутами. Предметы вооружения и оборудования изготавливались в мастерских лейб-гвардии саперного батальона. Ракеты – в Петербургском ракетном заведении.

Подводная лодка Шильдера представляла собой удлиненное тело обтекаемой формы, в длину 6, ширину 2,25, а в высоту 1,85 метра. Над корпусом лодки выступали две башни, которые сверху закрывались металлическим крышками с прижимными болтами, герметичность обеспечивали прокладки из вулканизированной резины. Между этими башнями, которые служили входом в лодку, имелся люк для погрузки твердого балласта. Люк закрывался тем же способом. Балластом для обеспечения остойчивости судна служили свинцовые отливки, выполненные по профилю днища лодки и уложенные на ее дно. Для погружения субмарины на заданную глубину в проекте предусматривался резервуар в трюме, заполняемый водой через два крана. При всплытии лодки вода должна была откачиваться ручными насосами. Для регулирования глубины погружения служили якоря-гири, отлитые из чугуна в форме сахарных голов. Дополнительным средством изменения глубины должен был стать вертикальный винт Архимеда. В движение лодка приводилась четырьмя гребками, которые, в свою очередь, приводились в движение с помощью мускульной силы. Руль имел форму рыбьего хвоста. Впервые в мировой практике Шильдер применил для вооружения подводной лодки ракеты, которые могли запускаться с перископной глубины, и подводную мину с электроподрывом. Для обзора морской поверхности в задней башне лодки находилась оптическая труба, прообраз перископа.

В начале лета судно торжественно спустили на воду под крики «Виват!» допущенных к этому торжеству мастеровых. Во время заводских испытаний проверяли герметичность, плавучесть, остойчивость лодки – в общем, эффективность всех механизмов. В конце августа лодка была отбуксирована по Неве на место, где планировались показательные испытания.

29 августа 1834 года на сороковой версте по Шлиссельбургской дороге (предположительно в районе Невского лесопарка) в присутствии императора Николая I были успешно проведены испытания и впервые в мировой истории был произведен ракетный залп из-под воды, поразивший заданную цель. Работы по созданию лодки были высочайше одобрены и рекомендованы к продолжению.

В конце ноября 1834 года на Александровском заводе была построена еще одна подводная лодка конструкции Шильдера. Ее предполагалось испытать также в присутствии царя в декабре на Обводном канале с демонстрацией возможности плавания подо льдом. Однако состоялись эти испытания только в 1838 году. Чертежей этой субмарины не сохранилось. Известно только, что испытания обеих лодок подвигли неутомимого инженера к поиску эффективного движителя, которым стал «водогон», но и он не помог увеличить скорость лодки, а присутствовавшие при его испытаниях морские чиновники вынесли заключение, что водометные движители не имеют будущего. И только время выявило ошибочность этого заключения.

Продолжив опыты с первой подлодкой и убедившись в ее ограниченных возможностях, Карл Андреевич пришел к мысли о создании плавучей базы (дока) для транспортировки лодки к месту использования. Шильдер разработал два проекта, причем второй создавался с активным участием директора Александровского завода Матвея Кларка. Оба проекта реализовали на Александровском заводе.

Работа над усовершенствованием подводного корабля продолжалась до 1840-х годов, даже после выводов комиссии о бесполезности дальнейших испытаний, «которые, не обещая желаемого успеха, сопряжены со значительными издержками и опасностью для употребления при этом людей». Изобретатель продолжал свои опыты еще несколько лет близ собственной дачи у Петровского острова.

Этот неутомимый человек спроектировал и заказал постройку на Александровском заводе еще двух уникальных судов – паромных пароходов с лесопильным механизмом, которые, по замыслу автора, должны были обеспечить регулярное пассажирское сообщение между Петербургом и Петергофом в зимнее время. Эти суда, послужившие прообразом современных катамаранов, состояли из двух корпусов, между которыми находился лесопильный механизм. По вышеназванному маршруту они ходили на протяжении нескольких лет. Но скорость их была так мала, что сам Карл Андреевич в шутку называл их «паростоями».

Уважение, с которым относились к генералу Шильдеру – храбрецу, не кланявшемуся пулям, было известно и молодому Льву Толстому, участнику Крымской кампании. Знатоки отмечают, что некоторые эпизоды «Севастопольских рассказов» напоминают случаи из биографии Шильдера. В 1854 году при форсировании Дуная при осаде Силистрии Карл Андреевич командовал своими саперами, был тяжело ранен и скончался 11 июня (23 июня) 1854 года. Император Николай I, лично хорошо знавший и высоко ценивший изобретателя, в письме к князю Горчакову писал: «Потеря Шильдера меня крайне огорчила: такого второго не будет и по знанию, и по храбрости». 

Уникальный экспонат
Уникальный экспонат
Уникальный экспонат
Уникальный экспонат
Уникальный экспонат