Первый юбилей

Письмо корабелам будущего

Елена Воронцова
Редактор сайта производственного объединения «Севмаш»

В честь 60-летия первой отечественной атомной подлодки К-3 «Ленинский комсомол» на Севмаше заложили «капсулу времени» с посланием потомкам-кораблестроителям

Обращение от участников проектирования, строительства и испытаний первенца атомного подводного флота страны поместили в «капсулу времени» и заложили в основание памятника. Под напутствием корабелам будущего подписались ветераны Севмаша и конструкторского бюро «Малахит», принимавшие участие в создании К-3. Вскроют капсулу в 2058 году – к столетию подлодки.

Это первая официальная «капсула времени» на Севмаше. Хотя этим летом в инструментальном цехе №11 случайно нашли еще одну капсулу, заложенную заводчанами в 1979 году.

Современные заводчане отправили письмо в будущее в торжественной обстановке. Заложить послание доверили рабочим сборочно-стапельного цеха №42. Но прежде чем поместить письмо в капсулу, ветеран Севмаша Герой Социалистического Труда Александр Лагунов зачитал напутствие:

«Сколько титанического труда было вложено в этого первенца! Только большая страна, объединенная общей идеей великого свершения, смогла создать такой атомоход в немыслимо короткие сроки. Все – от чиновника самого высокого ранга до рабочего – понимали: построить и сдать этот заказ мы обязаны качественно и в срок любой ценой! Сотни предприятий страны работали на эту задачу. Дни и ночи, иногда падая от изнеможения, мы шли к цели».

Первая атомная подлодка заложена 24 сентября 1955 года в обстановке строжайшей секретности, построили ее за три года, а в декабре 1958 года передали флоту. В строительстве было задействовано более 130 крупных организаций и предприятий. Во время разговора с журналистами Александр Лагунов признался: «Хоть сроки тогда и поджимали, но уверенность у корабелов была. И даже во время испытаний «Ленинского комсомола» больших волнений не ощущалось. На лодке ты все время занят – и по своей системе, и по боевой».

Генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко добавил, что это связано с высоким профессионализмом сотрудников предприятия. «Выходя в море, они знали каждый винт, каждый клапан, каждый механизм, каждое устройство, каждую систему. Поэтому все прошло удачно. Но для корабелов как 60 лет назад, так и сейчас дни, когда закладывается атомная подводная лодка, когда она касается воды, когда заканчиваются испытания и субмарина уходит на флот, очень волнительны».

Президент ОСК Алексей Рахманов подчеркнул, что послание корабелам будущего должно показать, чем жили корабелы, в том числе и после распада Советского Союза, какие трудности преодолевали. «Я хочу, чтобы через 40 лет это послание действительно помогло понять нашим потомкам, чем мы жили в эти годы, после развала Советского Союза, – отметил президент ОСК. – Но мы все преодолели. Севмаш и корпорация выходят на новые уровни и по количеству строящихся кораблей и судов, и по сложности той работы, которую мы делаем. И я абсолютно уверен, что нашим потомкам за нас с вами стыдно не будет».

Что ждет кораблестроение через 40 лет? Цифровые технологии, роботизированные системы… С этим предстоит разобраться тем, кто будет работать в годы вскрытия капсулы.

Письмо корабелам будущего
Письмо корабелам будущего