Первый юбилей

Игорь Ивановский
Директор Музея истории завода «Северная верфь»

Сегодня много говорится о необходимости возрождения рыбной отрасли, об обновлении и модернизации рыболовецкого флота в России. В 20–30-е годы прошлого века Советский Союз решал похожую задачу

Одним из крупных достижений советского судостроения в период первой пятилетки стало создание траулерного флота. В пятилетнем плане были значительно увеличены объемы улова рыбы, а флота для ее вылова в северных и дальневосточных морях не было. Поэтому по решению Центрального Комитета партии и советского правительства на Северной судостроительной верфи начали работу над созданием большой серии рыболовных траулеров.

Перевод с немецкого

На заводе был построен специальный слип на 28 стапельных мест. Из-за отсутствия в Советском Союзе опыта проектирования промысловых судов техническую документацию приобрели за границей. Выбор пал на германскую судостроительную фирму «Дойче верфт». Рабочую документацию пришлось дорабатывать. Этим занимался инженер-конструктор завода Орест Якоб. Переработка проекта заключалась в том, что суда должны были соответствовать требованиям Морского регистра СССР, правила которого отличались от правил Германского регистра Ллойда.

При переработке технической документации конструкторы предусмотрели замещать весом пойманной рыбы вес расходуемых запасов. При выходе на промысел траулеры принимали 240 т угля, 60 т соли или льда, 55 т питательной воды, 35 т питьевой воды, 10 т провизии. Итого полные запасы судна составляли 400 т. При возвращении судна с промысла 290 т составляла выловленная рыба – соленая или мороженая, 40 т рыбной муки, 14 т рыбьего жира. 56 т предполагалось оставлять для топлива, продовольствия и воды.

При постройке этих судов внедрено широкое применение электросварки

Паровая машина мощностью 600–675 л. с. при 110–115 оборотах в минуту обеспечивала скорость судна до 10 узлов. На траулере имелось машинное и котельное отделения. В первом установлена одна четырехцилиндровая паровая машина, а во втором – котел с давлением пара до 15 атмосфер. Поперечными водонепроницаемыми переборками судно было разделено на шесть отсеков, каждый из которых имел свое предназначение.

На судне была установлена паровая двойная траловая лебедка с тяговым усилием 8 тонн. Управляемая тралмейстером, она опускала и поднимала рыболовную сеть-трал, имевшую два ваера. Лебедка выбирала оба троса в течение 25 минут. Для переработки рыбы на судне имелась рыбоутилизационная установка. Для первого траулера эту установку приобрели в Германии, а для последующих по имеющемуся образцу изготавливали на Северной судостроительной верфи.

На полубаке траулера размещались рулевая и штурманская рубки, каюта капитана, радиорубка, жироварня, каюты для комсостава и кают-компания. Под штурманской рубкой располагалась столовая для команды.

При выходе на промысел судно имело дифферент на корму до одного метра. Но по мере расходования топлива и воды судно спрямлялось, а при загрузке трюмов выловленной рыбой имело заметный дифферент на нос или, как говорили моряки, «садилось свиньей». Автономность судна в среднем составляла 30 суток.

Первая серия траулеров, строившихся на Северной судостроительной верфи, состояла из 28 судов (заводские номера С-375 – С-402). Из-за того что работы по оборудованию спусковой части слипа были завершены только в 1931 году, первые четыре траулера (С-375 – С-378) строились на временных деревянных стапелях, располагавшихся возле большого эллинга. Спуск на воду этих судов осуществлялся боковым способом. Четыре траулера (С-398 – С-401) были построены на больших стапелях, оказавшихся временно свободными. Все остальные суда строились на слипе.

Комсомольские инновации

Первый траулер, получивший наименование РТ-57, спустили на воду 29 ноября 1930 года и уже в следующем году сдали заказчику. Второй траулер спустили на воду 7 декабря 1930 года. При этом траулер РТ-57 строила комсомольская молодежная бригада, затратив на стапельные работы всего два месяца и девять дней. К очередному съезду ВЛКСМ комсомольские бригады приступили к строительству еще четырех траулеров. Комсомольцы стали инициаторами постройки первого сварного судна.

В заводской газете появилась статья: «Сегодня, 14 декабря 1931 года, в день открытия Нарвской районной конференции ВЛКСМ, на месяц ранее срока заложен комсомольской бригадой товарища Иванова первый в СССР электросварной траулер. Беря на себя обязательство закончить постройку траулера к 1 мая и в то же время форсировать работу на остальных судах, строящихся силами наших комсомольцев, мы должны мобилизовать максимум сил и энергии, чтобы на этот раз выполнить с честью взятые на себя обязательства».

Сооруженный слип позволял осуществлять спуск судов на воду как в летнее, так и в зимнее время. Для взламывания льда и проводки спущенного на воду судна к достроечной стенке заводчане приспособили спущенный на воду до ледостава траулер. 18 февраля 1932 года со слипа спустили на воду траулер (заводской номер С-395), при этом роль ледокола выполнял построенный ранее траулер РТ-62. Однако в связи с протестами заказчика от зимнего спуска на воду пришлось отказаться, что, конечно, в целом замедлило темпы постройки рыбопромысловых судов.

Всю серию судов планировалось построить за два-три года. Но строительство траулеров продолжалось до 1937 г. Причиной стала острая нехватка рабочей силы. Руководство завода было вынуждено передать сборку двух судов кооперативной артели «Нижегородские клепальщики», которые работали под наблюдением и руководством инженеров завода. Несколько судов достраивали в Мурманском порту.

Первый траулер со слипа спустили на воду 13 сентября 1931 года, а через десять дней на воду был спущен и второй траулер.

Любопытно, что руководство верфи и заказчик долго не могли договориться о стоимости строившихся судов. В конце концов назначили специальную комиссию под председательством будущего академика Юлиана Шиманского, которой поручалось выполнить все расчеты по определению стоимости одного судна и серии в целом.

Комсомольцы стали инициаторами постройки первого сварного судна

В процессе постройки траулеров были предприняты попытки внедрения секционной сборки корпусов. Секции представляли собой: два-три листа наружной обшивки с несколькими шпангоутами; несколько флор с листами настила внутреннего дна; поперечные переборки, полностью клепанные; транцевая переборка с радиальными шпангоутами. При постройке этих судов было внедрено еще одно новшество – широкое применение электросварки. Причем после приобретения достаточного опыта на первом траулере, сварка стала применяться при изготовлении корпусов на остальных судах. Траулер со сварным корпусом заложили 14 декабря 1931 года и успешно сдали заказчику в следующем году. Причем траулер РТ-57 испытывали по расширенной программе, проверяя работу всех устройств и механизмов. На мерной миле он развил скорость двенадцать узлов вместо договорных десяти.

Завтра была война

Вслед за первой серией приступили к постройке траулеров второй серии (заводские номера С-403 – С-418 и С-457 – С-468). Конструкторами бюро завода в проект были внесены некоторые изменения. Судно стало на полтора метра длиннее, вместо короткого полуюта появилась длинная кормовая надстройка, изменилось расположение некоторых судовых помещений. Водоизмещение траулеров второй серии увеличилось на 40 т. На заводе один из траулеров первой серии был переоборудован в судно для сбора водорослей. Ему присвоили наименование «Одесский горсовет».

В ходе Великой Отечественной войны часть рыболовных траулеров переоборудовали в тральщики и сторожевые корабли. На переоборудованных под тральщики судах были установлены два 45-мм орудия и два 12,7-мм пулемета, а вместо рыболовецких сетей появились противоминные тралы типа МТШ и МЗТ. На сторожевых кораблях имелись два 76,2-мм орудия и четыре пулемета 20-мм и 7,62-мм калибров.

Они были первыми
Они были первыми
Они были первыми
Они были первыми
Они были первыми