Первый юбилей

Ходить по воде

Алексей Пальгов
Первый заместитель генерального директора судоходной компании «Волготранс»

Водный транспорт – старейший и наиболее эффективный из всех. На протяжении многих веков он играл огромную роль в формировании и развитии государства. С его помощью налаживались отношения, развивалась торговля. Внутренние водные пути – мощный инфраструктурный комплекс, обеспечивающий транспортные связи со многими регионами как внутри России, так и за ее пределами

Сегодня рынок перевозок внутренним водным транспортом испытывает ряд серьезных проблем, включая снижение доступности заемных средств из-за закредитованности перевозчиков, маловодность на внутренних маршрутах, увеличение издержек на обслуживание и обновление флота и сокращение объемов строительства. Все эти факторы существенно ухудшают финансовое состояние судоходных компаний, которые к тому же ограничены в возможности повышать тарифы на перевозку из-за чувствительности спроса и усиливающейся конкуренции со стороны других видов транспорта – автомобильного и особенно железнодорожного. И те и другие поддерживаются государством, предоставляя скидки на перевозки в сезон работы речного флота.

Подвижная экономика

Можно сколько угодно говорить об экономичности водного транспорта, но практика показывает, что таковым он уже, к сожалению, не является. И причины здесь не во внутренних водных путях, а в отсутствии эффективной воднотранспортной политики, падении грузопотоков, тяготеющих к водному транспорту, и в самом водном транспорте, который становится неконкурентоспособным.

В этом году в результате предоставления РЖД скидок на перевозку нефтеналивных грузов по маршрутам, прямо дублирующим внутренние водные пути, внутренний водный транспорт России потеряет значительный процент грузовой нефтеналивной базы. В прошлом году из-за предоставления РЖД скидки в размере 25% на перевозку нефтепродуктов потери составили 16%.

В марте 2018 года глава «Росморречфлота» Виктор Олерский в своем интервью одному из профильных изданий говорил: «Конкурировать судовладельцам с государственными монополиями, такими как РЖД и «Транснефть», не просто трудно, а невозможно... Предложение «Транснефти» отпустить тарифы – это история очень плохая как для внутреннего водного транспорта, так и для железнодорожного». К сожалению, в настоящий момент именно это и происходит.

Кроме того, основной грузоотправитель нефтепродуктов компания «Роснефть» в июле и августе 2018 года информировала судовладельцев танкерного флота об отказе от транспортировки части тоннажа в связи с сокращением объемов нефтепродуктов и переадресации грузов на железные дороги без восстановления объемов отгрузки на воду до окончания навигации 2018 года. В настоящий момент многие судовладельцы вынуждены выводить флот из эксплуатации ввиду отсутствия альтернативной грузовой базы, неся при этом убытки и недополучая выручку для погашения ранее привлеченных кредитных средств для подготовки флота к навигации, его строительства и модернизации.

Несмотря на предпринимаемые попытки судоходного сообщества, в том числе и Российской палаты судоходства, сдвинуть решение проблемы с места пока не удалось.

Главным фактором снижения речных перевозок, как и ранее, остается сам водный транспорт, имеющий высокую строительную стоимость судов, большие эксплуатационные расходы.

Для повышения загрузки судов предлагается обеспечить государственную поддержку развития перевозок внутренним водным транспортом. Разработать меры нормативно-правового и финансового регулирования, направленные на ограничение перевозок нерудных строительных материалов автомобильным транспортом. Обеспечить законодательное ограничение на уровне субъектов Российской Федерации использования большегрузных автомобилей в городах, где имеются внутренние водные пути. Разработать и реализовать меры по привлечению грузопотоков, потенциально тяготеющих к внутренним водным путям. Реализовать систему мер по продвижению перевозок с участием внутреннего водного транспорта в среде профессионалов рынка транспортно-логистических услуг и грузоотправителей.

Важным направлением в стратегии развития внутренних водных путей стало также обеспечение роста конкурентоспособности внутреннего водного транспорта. Для достижения этой цели предлагается обеспечить рост тоннажа флота и обновление флота судовладельцев на основе реализации механизма операционного лизинга судов.

С новыми силами

В СССР и Российской Федерации всегда активно осваивались реки, строились каналы, совершенствовалась судоходная обстановка. С развитием внутренних водных путей развивался и водный транспорт. В Советском Союзе ежегодно строились и вводились в эксплуатацию более 700 различных судов, включая теплоходы типа «Волго-Дон» и «Волгонефть» грузоподъемностью 5 тыс. тонн, однако после распада СССР за несколько лет произошло обвальное падение речных перевозок. Речной транспорт оказался неконкурентоспособным, что привело к его массовому выводу из эксплуатации.

В настоящий момент количество судов, находящихся на учете в Российском речном и морском регистрах, уменьшилось более чем в два раза, а средний возраст приближается к 40 годам. Речных судов строится мало, флот быстро стареет, а его конкурентоспособность все ощутимее падает. По экспертным оценкам, к 2020 году более 80% речных судов и судов смешанного плавания (река – море) будут выведены из эксплуатации как не соответствующие требованиям безопасности.

Сегодня внутренние водные пути позволяют использовать на перевозках крупнотоннажные суда. Грузоподъемность современных судов смешанного плавания (река – море), сухогрузных и нефтеналивных, достигает в реке 5,2–5,4 тыс. тонн, в морских условия – 7,5 тыс. тонн. При этом обеспечивается высокая производительность работы флота на перевозках грузов. Для «расшития» узких мест на внутренних водных путях начинается строительство Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов, которые должны способствовать созданию и поддержанию нормальных судоходных условий с гарантированными глубинами четыре метра на проблемных участках и, как следствие, более активному использованию крупнотоннажного флота и полноценному открытию транспортного коридора Север – Юг.

Принимая решения по поддержке и обновлению флота, государство преследует две взаимосвязанные конечные цели: максимально заменить устаревшие суда новыми и загрузить отечественные судостроительные предприятия соответствующими заказами, что обеспечит отличный мультипликативный эффект.

Лизинг и утилизационный грант

Существующие меры господдержки уже оказали положительное влияние на отрасль и привели к размещению заказов на строительство новых судов на российских верфях. Успехи здесь связывают с принятым ранее федеральным законом №305 (пролонгацией постановления №383) о возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежей и с введением судового утилизационного гранта.

Также в качестве мер поддержки судоходным компаниям, осуществляющим программу обновления и строительства флота, предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на приобретение или строительство новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию. В соответствии с правилами субсидия предполагает единовременную выплату судоходным компаниям в счет оплаты строительства нового судна при условии сдачи на утилизацию старого судна, возраст которого превышает тридцать лет.

Принятое решение позволит оснастить флот высокотехнологичными и конкурентоспособными судами речного и смешанного плавания, увеличить товарооборот, повысить качество перевозок, будет способствовать внедрению новых технологий в судостроительной отрасли, обновлению и модернизации производственных мощностей и созданию новых рабочих мест.

В настоящий момент судоходная компания «Волготранс» при поддержке Министерства промышленности, Министерства транспорта, Федерального агентства морского и речного флота, ОСК и компании «Гознак-Лизинг» активно развивает программу обновления и строительства флота на российских верфях.

В 2017 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде построены и эксплуатируются два танкера-химовоза проекта RST27. Суда активно задействованы на перевозке грузов растительных масел, патоки и продукции химической промышленности в бассейнах Азовского, Черного и Средиземного морей.

На судостроительном заводе «Лотос» в Астрахани завершается строительство двух танкеров-химовозов RST25. Сроки сдачи этих судов намечены на будущую весну.

В феврале этого года между ОСК и компанией «Волготранс» подписано соглашение о строительстве на российских верфях 32 судов «река – море» – танкеров и сухогрузов. В мае подписан контракт на строительство первых двух танкеров-химовозов проекта 00216 на Астраханском судостроительном производственном объединении. Программа строительства обновленной группировки танкерного флота, отвечающего всем современным международным и российским требованиям, позволит увеличить его конкурентные преимущества.

В 2011–2012 годах в связи вводимыми ограничениями по использованию однокорпусных судов типа «нефтерудовоз» судоходная компания «Волготранс» отказалось от их использования. Строительство группировки сухогрузного пула судов позволит восстановить ранее имевшуюся у компании долю рынка по перевозке сухих навалочных и зерновых грузов, а также активно участвовать в перевозке контейнеров и контрактных крупногабаритных грузов, а также диверсифицировать узконаправленный вследствие этого танкерный бизнес.

Используя в полной мере имеющийся в настоящее время пакет господдержки для судоходных компаний, ООО «Волготранс» явилось первым получателем субсидий в рамках судового утилизационного гранта. Деньги поступили в оплату лизинговых платежей по двум танкерам, построенным в 2017 году на заводе «Красное Сормово».

Несмотря на имеющиеся сложности, компания «Волготранс» планомерно и целеустремленно движется курсом реализации поставленных руководством страны задач по обновлению флота и создания конкурентных преимуществ для развития отрасли в целом.

Транспортный баланс

Наиболее эффективное решение существующих в настоящее время проблем – создание транспортного баланса между видами транспорта при грузоперевозках, о необходимости которого президент России Владимир Путин заявил еще во время заседания президиума Госсовета, посвященного вопросам развития транспортной системы юга России, в 2016 году. Президент отметил, что объем грузоперевозок растет, железнодорожные и автомобильные магистрали загружены, а водный потенциал используется слабо.

Наличие такого транспортного баланса дало бы большой положительный эффект: развитие перевозок водным транспортом привело бы к возникновению естественной потребности в массовом гражданском судостроении и, как следствие, к загруженности существующих и простаивающих верфей. Развитие отечественных производственных мощностей и внедрение новых технологий, в свою очередь, приведет к созданию огромного количества новых рабочих мест.

Более того, создание транспортного баланса позволило бы переместить значительное количество грузов в период летней навигации с наземного транспорта на водный, тем самым увеличив срок службы федеральных автомобильных дорог и повысив безопасность дорожного движения в период массовых отпусков, когда возрастает поток направляющихся на отдых на своих автомобилях и осуществляется перевозка детей на автобусах. Пропускная способность пассажирских перевозок РЖД также увеличилась бы, что поспособствует развитию внутреннего туризма.


Основные факторы, определившие резкое снижение объемов речных перевозок в последнее десятилетие ХХ века

Падение объемов производства и потребления промышленной и сельскохозяйственной продукции в период экономического спада российской экономики в 90-е годы

Резкий спад объемов промышленного и жилищного строительства

Разрыв сложившихся производственно-хозяйственных связей

Разрушение традиционных транспортных схем доставки грузов речным транспортом, в том числе в смешанном сообщении

Снижение конкурентоспособности речных перевозок

Ухудшение инфраструктуры внутренних водных путей

Увеличение порожних пробегов

Рост цен на топливо

Отток квалифицированных кадров из отрасли

Высокий износ речного транспортного флота

Низкие объемы судостроения

Более динамичное развитие наземных видов транспорта, а также ввод трубопроводов

Выпадение речных маршрутов из логистических цепей доставки грузов

Судоходная компания «Волготранс»

Основана в сентябре 2009 года и специализируется на организации перевозок грузов водным транспортом

Компания исключительно в российской собственности и осуществляет эксплуатацию судов только под российским флагом

В настоящее время ООО «Волготранс» располагает как собственным, так и арендованным флотом, осуществляет оперирование по договорам тайм-чартера и пр.

Суда компании работают как на внутренних водных путях Российской Федерации, так и в прямом смешанном международном сообщении между портами России и Европы на северном и южном направлениях перевозок.

Ходить по воде
Ходить по воде
Ходить по воде
Ходить по воде