Первый юбилей

Валерий Журавель
Руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН, член научно-экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Арктика всегда находилась в поле зрения руководства страны. Десятилетиями шаг за шагом Россия укрепляла, наращивала свое присутствие, свои позиции в Арктике. На каждом новом этапе определялись основные задачи по ее развитию

После распада СССР в условиях новой геополитической ситуации в мире Россия приступила к выработке новой арктической политики.

В 1992 году была образована Межведомственная комиссия по делам Арктики и Антарктики, которая пришла на смену Государственной комиссии РСФСР по этим полярным регионам, а в 1996-м была утверждена программа освоения запасов углеводородного сырья на шельфе арктических морей России. Еще через год Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.

Отсчет современной государственной политики в области развития российской части Арктики ведется с 2008 года, когда по итогам заседания Совета безопасности Российской Федерации были приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В документе выделены пять основных целей арктической деятельности государства: социально-экономическое развитие, обеспечение безопасности, экология и охрана окружающей среды, развитие науки и технологий, а также международное сотрудничество.

В 2010 году с целью подготовки кадров для работы в Арктике в Архангельске был создан Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, в котором сегодня обучается более 22 тыс. студентов.

В дальнейшем в 2013–2014 годах на базе основ сформирована «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Указом президента России определена южная граница Арктической зоны РФ. Правительством России принята государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», в которую заложен новый подход, предусматривающий создание восьми «опорных зон развития Арктики». Речь идет о Кольской, Ненецкой, Архангельской, Воркутинской, Ямало-Ненецкой, Таймыро-Туруханской, Северо-Якутской и Чукотской опорных зонах. В этих документах Арктика фигурирует как самостоятельный объект государственного стратегического планирования, управления и регулирования социально-экономического развития, что улучшило возможности обеспечения национальной безопасности на севере страны.

В феврале 2015 года президент России Владимир Путин создал Государственную комиссию по вопросам развития Арктики, а 26 июля 2015 года утвердил Морскую доктрину Российской Федерации, где были определены задачи и на арктическом направлении. В августе того же года Россия вторично подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. Ее утверждение позволит закрепить за нашей страной суверенные права на дополнительную потенциально богатую углеводородами территорию в Северном Ледовитом океане площадью 1 млн 200 тыс. кв. км. Решения по этому вопросу должны приниматься с учетом договоренностей, зафиксированных в Илулиссатской декларации, подписанной в 2008 году министрами иностранных дел арктической пятерки. Согласно этому документу все разногласия, возникающие при подаче заявок на определение границ арктического шельфа, будут рассматриваться путем переговоров и поиска консенсуса.

В настоящее время готовится к принятию федеральный закон «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Для решения проблем развития Арктики по поручению Госкомиссии Минэкономразвития России сформировало перечень приоритетных проектов по развитию российской Арктической зоны на ближайшую перспективу, в который вошли 145 проектов с общим объемом финансирования в пределах 4,8 трлн рублей, из них около 3,75 трлн – из внебюджетных источников.

Столь пристальное внимание к Арктике обусловлено тем, что в Арктическом регионе России открыто 594 месторождения нефти, 179 – газа, два крупных месторождения никеля и более 350 месторождений золота. Обнаружены также крупные месторождения черных, цветных, редких металлов, полиметаллов, радиоактивных элементов, алмазов, нерудного и химического сырья. Российская Арктика остается мощной минерально-сырьевой базой глобального значения в долгосрочной перспективе. Для устойчивого развития экономики Российской Арктики необходимо опережающее развитие арктической транспортной системы, которая должна обеспечить надежные транспортные связи, нормальные условия жизнедеятельности на северных территориях, ускоренное освоение месторождений полезных ископаемых, экспорт нефти и газа.

На арктической территории России успешно выполняются несколько крупных инновационных проектов: производство никеля в Норильске; расширение инфраструктуры Варандейского терминала; развитие системы ГЛОНАСС для проведения экологического мониторинга в Арктике; строительство российской трансарктической кабельной системы РОТАКС, которая позволит подключить к современной системе связи российское Заполярье и Дальний Восток.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа начал реализовываться проект «Ямал СПГ», который предусматривает добычу, переработку, сжижение и отгрузку/экспорт природного газа и стабилизированного конденсата. Проект включает в себя сеть объектов, в том числе буровые площадки, установки по сбору, подготовке и сжижению газа, установки для хранения и отгрузки сжиженного природного газа, электростанцию мощностью 376 МВт, поселок и морской порт Сабетта, аэропорт международного класса, резервуары сжиженного природного газа и конденсата, а также объекты инфраструктуры жизнеобеспечения персонала и другие вспомогательные сооружения.

Международный аэропорт способен принимать современные пассажирские и грузовые самолеты. Это один из первых российских арктических аэропортов, возведенных с нуля с применением специальных технологий по укреплению вечномерзлых обводненных грунтов.

Строительство завода по сжижению природного газа началось в 2014 году и было организовано вахтовым методом. Пуск первой очереди состоялся в декабре 2017 года на строящемся на берегу Обской губы в порту Сабетта заводе «Ямал СПГ». В 2017 году в работе ежедневно участвовало более 30 тыс. человек, доставляемых в Сабетту авиатранспортом. Пуск второй и третьей очередей состоится в 2018 и 2019 годах соответственно. Производственная мощность предприятия составляет от 15,0 до 16,5 млн тонн сжиженного природного газа и до 1,2 млн тонн газоконденсата в год. Сжиженный газ вывозится в страны Азии и Европы. Проект реализуется на базе Южно-Тамбейского газового месторождения, запасы которого составляют около 1 трлн кубических метров.

Следует отметить, что, несмотря на имеющиеся успехи, в Российской Арктике немало нерешенных проблем. Для региона характерен отток населения, высокая степень износа основных фондов, неразвитость инфраструктуры. Отрицательно сказываются на развитии Арктики санкции США и Европейского союза против России.

Отметим, что в принятых решениях руководства России большое значение отводится развитию и использованию Северного морского пути на основе принципов устойчивого развития, обеспечения возрастания объемов транспортировки грузов и интеграции этого морского пути в мировую транспортную систему.

Использование Севморпути в качестве национальной единой транспортной коммуникации РФ является одним из основных национальных интересов РФ в Арктике. Он сокращает путь из Гамбурга в Шанхай (по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал) более чем на 4 тыс. морских миль, что позволяет экономить неделю пути и в среднем 650 тыс. долл. расходов на топливо для каждого судна. При этом отсутствуют риски нападения пиратов. Однако из пятидесяти с лишним портов и пунктов на Северном морском пути в настоящее время действует менее половины. Основные из них – Мурманск, Архангельск, Кандалакша, Харасавэй, Диксон, Дудинка, Игарка, Хатанга, Тикси и Певек. Сегодня новые портовые мощности возводятся и проектируются как основа для освоения нефтегазовых месторождений Харасавэй, Варандей, Приразломное, имеются проекты строительства многоцелевых портов в бухтах Индига, Белушья Губа, в Печенге и Ясе (Обская губа).

Учитывая экономические преимущества Северного морского пути, Правительство и Федеральное Собрание РФ усилили к нему внимание. 18 июля 2012 года Совет Федерации одобрил новый закон о Северном морском пути. Воссоздана его единая управляющая структура. Комплексный проект развития этого транспортного маршрута одобрен в июне 2015 года председателем правительства.

Грузопоток по этому направлению растет год от года. По данным Минтранса России, если в 2013 году было перевезено менее 4 млн тонн грузов, в 2015-м – около 5,4 млн, а в 2017-м – 10,8 млн тонн. В этом году в майском указе президент Путин поставил задачу развития Северного морского пути и увеличения грузопотока по нему к 2024 году до 80 млн тонн. Это большая и ответственная задача.

В короткие сроки предстоит провести большой объем работы. Необходима комплексная программа по развитию гражданского судостроения. Речь в первую очередь идет о ледоколах. Особого внимания требует создание отечественного флота для перевозки сжиженного газа и грузов по северному завозу. По всей длине Северного морского пути необходимо создать устойчивую систему навигации и проводки судов, активно используя при этом возможности космических технологий в северных полярных широтах.

С комплексным развитием транспорта Северного морского пути увязаны и инвестиционные проекты по строительству новых железных дорог – «Северный широтный ход» и «Белкомур», которые призваны создать возможность для экспорта через отечественные порты в акватории Северного Ледовитого океана продукции Северного Урала и Западной Сибири.

Развитие северного транспортного коридора необходимо рассматривать в тесной связке с задачами укрепления обороны страны в Арктическом регионе. Северный рубеж имеет исключительно важное военно-стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности РФ. Действия арктических и других государств по наращиванию своего экономического и военного присутствия в Арктике объективно требуют от России принятия адекватных мер, направленных на поддержание паритета и создание благоприятных условий для защиты национальных интересов в этом важном регионе, сохранение Арктики в качестве зоны мира.

Вся наша деятельность в Арктике предельно открыта. Всякие обвинения России в милитаризации Арктики беспочвенны: мы защищаем национальные интересы, решаем задачи по защите и охране Государственной границы, восстановлению своей военной инфраструктуры, обеспечению деятельности хозяйствующих субъектов по разведке и добыче нефти и газа, охране месторождений, беспрепятственного функционирования Северного морского пути, а кроме того, противодействуем вместе с правоохранительными органами и спецслужбами новым вызовам и угрозам безопасности.

Нет сомнений, что принимаемые руководством страны меры позволят постепенно решить накопившиеся в Арктике проблемы, потому что этот регион является важной и перспективной территорией нашего государства. Необходима системная работа по формированию у граждан России арктического сознания и причастности к великим арктическим делам.


Россия в Арктике
Россия в Арктике
Россия в Арктике
Россия в Арктике
Россия в Арктике
Россия в Арктике
Россия в Арктике