Первый юбилей

Европейское судостроение в условиях торговых войн

Никита Пичугин, обозреватель

В условиях обострения международной экономической конкуренции европейские судостроители делают ставку на высокие технологии: строительство океанских круизных судов, развитие безэкипажных проектов и разработку гибридных силовых установок

Мировая экономика встречает десятую годовщину глобального финансового кризиса 2008 года, погружаясь в торговые войны. Темпы роста ВВП в большинстве стран Европы остаются ниже предкризисных, сохраняя нестабильность

В сложившихся условиях аналитики рассматривают в качестве драйвера и ключевого источника роста европейской экономики внедрение технологий «Индустрии 4.0» – четвертой промышленной революции. Переход к новому технологическому укладу и тотальная цифровизация жизни уже несколько лет определяют тенденции развития большинства отраслей. И если электрокары и беспилотные летательные средства уже становятся повседневными спутниками человека, то в судостроении цифровая революция еще только начинается.

Развитие аддитивных технологий и морской робототехники, моделирование и автоматизация процессов управления кораблями приводят к заметным изменениям профиля новых проектов и всего сложившегося десятилетиями ландшафта судостроительной отрасли. На рынке транспортных инноваций тренд задают именно европейские компании. Из четырех существующих в мире площадок для проведения испытаний безэкипажных судов три расположены в Норвегии и одна – в Финляндии. Финская компания Wartsila анонсировала открытие четырех центров развития цифровых технологий в области «умных» судов-роботов. В Норвегии уже озвучены планы создания первой в мире безэкипажной судоходной компании Massterly, которая объединит производство роботизированных кораблей и разработку систем управления ими.

Проект первого корабля-робота – автономного электрического контейнеровоза Yara Birkeland, – разработанный совместно компаниями Marin Teknikk и Kongsberg для перевозчика минеральных удобрений Yara International, должен быть реализован к 2020 году. Тестирование его модели прошло в Норвегии в конце прошлого года, а на будущий – запланированы испытания самого безэкипажного судна и передача его заказчику.

На рынке транспортных инноваций тренд задают именно европейские компании

Норвежские разработчики претендуют на лидерство и в сфере внедрения аддитивных технологий в судостроении. В конце минувшего года ими был протестирован первый в мире гребной винт WAAMpeller, напечатанный на 3D-принтере. Получив официальное одобрение классификационного общества Bureau Veritas, винт прошел успешные испытания на буксире Stan Tug 1606 и был признан готовым продуктом для выхода на рынок. Пилотный проект отрывает перспективное направление – создание деталей для судов на 3D-принтере, что позволит оптимизировать издержки производства, сервисного обслуживания и судоремонта, а также существенно сократить сроки строительства судов.

Так, крупнейшая итальянская судостроительная компания Fincantieri уже объявила о заинтересованности в сотрудничестве с австралийской фирмой Titomic, представившей самый большой 3D-принтер в мире, позволяющий «печатать» из металла детали для авиационной и судовой техники. Европейские судостроители начали присматриваться к потенциалу технологий 4D-печати, придающих материалам уникальные свойства: способность изменяться под воздействием внешних факторов – температуры, света, воды и др., которые заказчик сможет программировать под себя.

Общей тенденцией развития европейского судостроения, позволяющей в том числе достичь значимого эффекта от цифровизации, является создание альянсов и партнерств компаний, обладающих уникальными технологиями, для реализации совместных масштабных, технологически емких и затратных проектов. Та же разработка и печать на 3D-принтере гребного винта стала возможной благодаря усилиям пяти компаний. Британская Rolls Royce, более известная на рынке автомобилей премиум-класса, недавно заключила соглашение с Google, нацеленное на повышение безопасности судоходства за счет развития систем интеллектуальной осведомленности. Переговоры об объединении между итальянской Fincantieri и французским судостроительным холдингом Naval Group создают возможность для интеграции производственных мощностей двух ведущих стран Европы.

По мнению президента и CEO крупнейшего международного сертификационного и классификационного общества DNV GL Group Реми Эриксена, наряду с цифровизацией важным трендом в судостроении и судоходстве становится декарбонизация. Постепенный отказ от дизельного топлива в пользу развития альтернативных источников и экологически чистых энергетических установок обусловлен новым требованием Международной морской организации о снижении на 50% выбросов углекислого газа. Парижское соглашение и вступивший в силу 1 января прошлого года Международный кодекс безопасности для судов, использующих газы и иные виды топлива с низкой температурой вспышки (IGF Code), также оказали существенное влияние на изменение экологических стандартов в судостроении. Хотя корабли являются одними из самых экологически чистых видов транспорта – их доля в выбросах углекислого газа, по данным Всемирного экономического форума, составляет 3% от общего объема, – высокие показатели выбросов твердых частиц (11%) и серы (15%) создают риск для окружающей среды и требуют принятия решений судовладельцами и судостроителями.

Корабли – один из самых экологически чистых видов транспорта. Их доля в выбросах углекислого газа составляет всего 3%

Поощрение «зеленого судостроения» инициируют и порты. В Финляндии операторам судов со сниженным уровнем выброса вредных веществ в порту Хельсинки готовы сделать скидку 3% на сумму сборов. Такая мера должна стимулировать судовладельцев к технологической модернизации и финансированию проектов, снижающих экологические риски. В их числе использование новых источников энергии (солнечных батарей и ветра) и находящая применение в коммерческом и пассажирском судостроении установка

на суда гибридных энергосистем. Финская компания Wartsila установила такую энергосистему на борту судна снабжения платформ Viking Princess. Бельгийская компания CMB выпустила первое пассажирское судно на шестнадцать человек с движительной установкой на водородном топливе Hydroville, на нем установлено два двухтопливных двигателя, двенадцать баков с водородом, а также два бака с дизельным топливом.

Специализация на строительстве технически сложных и дорогостоящих судов делает европейские верфи востребованными среди компаний, размещающих эксклюзивные заказы. Прежде всего речь о круизном судостроении. По данным Гамбургского союза судостроения и морской техники, только за прошлый год в Европе спущено на воду 26 круизных лайнеров. Безусловные лидеры по их строительству – итальянская компания Fincantieri и ее дочерние предприятия. Заказчики круизных лайнеров и экспедиционных судов ставят перед судостроителями самые высокие требования к безопасности, комфорту и защите окружающей среды.

Обзор подготовлен по материалам изданий и агентств World Maritime News, «Судостроение.инфо», SeaNews и «Интерфакс»


Европейское судостроение в условиях торговых войн
Европейское судостроение в условиях торговых войн