Первый юбилей

Робототехнический вектор ОСК

Феликс Шамрай, начальник департамента развития судостроения Санкт-Петербургского государственного морского технического университета

Антонина Бондарева, генеральный директор ABAGY Robotic Systems

Дмитрий Колодяжный, вице-президент по техническому развитию ОСК

На предприятиях ОСК стартует программа роботизации производства. Это часть гармонично связанного комплекса программ корпорации, разработанных совместно с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом под руководством вице-президента по техническому развитию ОСК Дмитрия Колодяжного

По данным портала Korabel.ru, Hyundai Heavy Industries будет использовать роботов для строительства судов. Компания закончила тестовые испытания роботизированной системы на верфи в Ульсане. Система основана на технологии «интернет-вещей» и других автоматических технологиях, к которым вскоре планируют добавить искусственный интеллект. В результате Hyundai Heavy Industries рассчитывает в три раза увеличить производительность труда.

А что происходит в российском судостроении? Перед ОСК стоит задача обеспечить внутреннюю потребность РФ в судах на 70% к 2030 году. Это означает увеличение объемов судокорпусных работ на порядок! Нарастить численность работающих в десять раз Объединенная судостроительная корпорация не имеет возможности ни при каких обстоятельствах. Выход из ситуации только один – кардинальный рост производительности труда.

В этом материале речь пойдет о программе «Роботизация». До сегодняшнего дня широкое внедрение роботов сдерживалось их слабой адаптивностью: человеку можно быстро объяснить, что от него требуется, скорректировать его работу, дать новое задание, но для того, чтобы скорректировать задачу роботу, нужно написать для него новую программу, что не быстро, не дешево и требует высокой квалификации. Получается, что человек в потоке различных задач действует гораздо быстрее. Поэтому до сих пор роботы успешно применялись только на серийном производстве.

В консорциум, приступивший к решению практических задач на предприятиях ОСК, вошли три основных участника. Петербургский государственный морской технический университет отвечает за принципиальные технологические решения, все технологические вопросы сварки и технико-экономическое обоснование проектов. Компания ABAGY Robotic Systems занимается программным обеспечением с элементами искусственного интеллекта, которое делает возможным применение роботов без программирования, что сняло проблему «обучения» роботов. Компания «FANUC Россия» обеспечивает комплектацию технологических комплексов.

Уже сегодня готовы к применению несколько технологий. Во-первых, это резка листа и профиля с гарантированной точностью ± 0,2 мм. Чем выше точность заготовок, тем больше эффект от применения роботов на всей технологической цепочке.

Еще одна важная технология – автоматическая обработка кромок под сварку. Помимо роста производительности и обеспечения непрерывного режима работы, она позволяет освободить людей от вредных условий труда, вызывающих виброболезнь.

Автоматические сборочно-сварочные операции узлов и микропанелей под проварку необходимы там, где нужно существенно сократить производственный цикл.

Технология автоматической проварки микропанелей и узлов позволит забыть про дефицит сварщиков. Качество шва всегда будет соответствовать заданным технологическим параметрам.

Автоматическое универсально-стендовое изготовление плоских секций позволит на одном стенде изготавливать любые типы конструкций, не обязательно плоские секции. Вместо пяти постов традиционных линий плоских секций – только один универсальный. Капиталоемкость сокращается в пять – семь раз, соответственно меньше требуется производственных площадей. Коэффициент полезного использования оборудования по сравнению с линиями плоских секций вырастает в десятки раз.

Кроме того, консорциум планирует рассмотреть задачи автоматизации сварки различных крупных секций и блоков.

Суть технологии, которая позволяет роботам производить абсолютно разные продукты на одной роботизированной ячейке и без перепрограммирования, состоит в том, что программный продукт компании ABAGY, получив на входе 3D-модель изделия, которое необходимо произвести, анализирует ее, производит необходимые расчеты, определяет порядок производства и генерирует управляющую программу.

Предприятия могут по-разному решить финансовую сторону вопроса внедрения у себя этих технологий. Существует несколько вариантов: покупка технологического комплекса, лизинг и схема, которую разработала компания ABAGY Robotic Systems, согласно которой заказчик оплачивает только сами услуги по производству изделий роботизированным комплексом, не финансируя ни закупку оборудования, ни пусконаладку, ни сервисную поддержку.

По оценке авторов, применение роботов в совокупности с гибридно-лазерной дуговой сваркой позволит от полутора до пяти раз снизить стоимость изготовления изделий и в пять – двадцать раз повысить производительность. Так ОСК выполнит задачи, поставленные перед ней государством. Глядишь, и корейцев обгоним.


Комплекс программ повышения производительности труда

Роботизация

Судометрика
Движение к точности корпусных работ выше, чем ± 1 мм

Гибридная лазерно-дуговая сварка
Скорость сварки больше на порядок при в пять раз меньшей себестоимости. Изготовление для машиностроения сварных корпусов, которые не будет коробить ни при сварке, ни при последующей механической обработке

Насыщение
Бесшаблонная бесфланцевая сборка трубопроводов, точная установка крепежа и элементов корпусного насыщения, использование технологий дополненной реальности, исключающих коллизии между смежниками при работе в секции

Кооперационное строительство крупными интегрированными блоками точно в размер
Организация сборочного судостроительного «конвейера»


Робототехнический вектор ОСК
Робототехнический вектор ОСК