Первый юбилей

Юнги Марий Эл

Андрей Желудкин, председатель региональной детской общественной организации «Парусный клуб «Паллада»

В прошлом номере нашего журнала мы знакомили читателей с Молодежной морской лигой, а сегодня хотим рассказать о постройке в Петрозаводске на судоверфи Морского историко-культурного центра учебного парусного судна «Святой Косма» – исторической реплики чердачного струга для воспитанников козьмодемьянского парусного клуба «Паллада»

Свои учебные парусники, на которых дети могли бы отправиться в настоящее плавание, есть не везде. Кроме Великого Новгорода, на небольших парусных судах, которые относятся к маломерному флоту, проходят практику в Вологде и Вытегре. А ведь, как говорил адмирал Макаров, «кто не ходил под парусами, тот не моряк». Только на паруснике ребята могут вплотную столкнуться с водной стихией – при работе с парусами человек учится бороться со страхом, проявляет смелость и осторожность, выдержку и смекалку. Закаляется сила духа и физическая выносливость. А еще на паруснике, как нигде, можно прочувствовать плечо товарища.

На парусных авралах весь экипаж находится в постоянной готовности к взаимовыручке и взаимопомощи.

По канонам предков

Построить учебное судно – задача очень непростая. Взять хотя бы сам проект. С чего начать? Каким сделать парусник, чтобы было и приятно посмотреть на него, и в то же время детям было интересно на нем ходить, и можно было им гордиться? Вот тут и пришла идея построить судно, прототипом которого стали бы суда, на каких ходили наши предки, волгари. Сначала пришлось окунуться в историю развития волжского судоходства. Изучалась литература, велись переговоры со специалистами.

Большую помощь в выборе проекта оказали мастера деревянного судостроения из Петрозаводска Виктор Дмитриев и Павел Мартюков. Первоначально рассматривался вариант постройки эверса – германской парусной лодки, поскольку эти суда, появившиеся на Волге в петровские времена, имели гафельное парусное вооружение, что было бы удобнее для плавания по водохранилищу при встречных ветрах. Но для Марийского края такие суда не были характерны.

Козьмодемьянские стрельцы ходили в Азовские походы. В описаниях упоминаются сравнительно небольшие мелкосидящие суда – струги, специально построенные для перевозки войск.

Стругами называли почти все гребно-парусные лодки, построенные из струганых досок: дощаники, мокшаны, межеумки… Так называли и длинные волны на воде, и небольшие спокойные реки. Можно предположить, что, назвав лодку стругом, наши предки хотели подчеркнуть свойство судна легко, плавно и быстро перемещаться по поверхности воды. Знатные судовладельцы на стругах устраивали «чердаки» (каюты), в которых можно было разместиться с комфортом.

Немало стругов строили купцы в свое время и в Козьмодемьянске, и в Покровском. Кстати, первая регулярная переправа через Волгу в Козьмодемьянске осуществлялась именно на дощанике (разновидность струга).

В отличие от эверсов, на стругах было прямое парусное вооружение. С ним сложнее ходить при встречном ветре, зато оно проще в эксплуатации.

В честь небесного покровителя

Вторая задача при выборе проекта учебного парусного судна – безопасность и создание комфорта для детей. Учитывая опыт новгородской «Ильмеры», на которой проходят практику ребята с 12 лет, было принято решение, что на марийском паруснике должен быть и кубрик («чердак») со спальными местами и камбузом (кухней), и гальюн (туалет) с умывальником. Вместимость – 10 человек: капитан, помощник капитана и восемь практикантов.

В целях безопасности на струге предусмотрен двигатель, в остальном же построенный чердачный струг будет полностью походить на своих предков: деревянный корпус с одинаково острыми носом и кормой, прямое парусное вооружение, кубрик в виде «чердака» (небольшой домик с двускатной крышей), простейшее рулевое устройство, деревянная мебель... А поскольку порт его приписки – Козьмодемьянск, то и название судну дано «Святой Косма». Ведь город назван в честь святых бессребреников Космы и Дамиана.

Свет не без добрых людей

Любой проект требует денежных затрат. Самостоятельно построить такое судно детям парусного клуба просто не под силу. Да и мастеров деревянного кораблестроения, пожалуй, и во всей республике не найти. Спустя два года после рождения идеи стали находиться меценаты.

Благодаря Юрию Арсентьеву, Николаю Зорченко, Александру Киндинову, Игорю Российскому и другим неравнодушным людям судно начало строиться.

Летом 2016 года группа детей посетила судоверфь. Ребята не только прикоснулись руками к корпусу строящегося парусника, но и как следует его изучили, заглянули в каждый закуток. Оно впечатлило их своими размерами и красотой. Желанию юных моряков поскорее отправиться на таком красавце в плавание не было предела.

«Небываемое бывает!» – в свое время говорил Петр I. В сентябре этого же года в Республике Марий Эл была зарегистрирована Региональная детская общественная организация содействия развитию морского движения, которую назвали «Парусный клуб «Паллада». Это позволило юным морякам через год принять участие в грантовом конкурсе Президента РФ. Составление заявки было достаточно сложным и в то же время ответственным делом: опыта не было, а проиграть было нельзя, поскольку последствия долгостроя стали бы непредсказуемыми. На помощь клубу пришли студенты МарГУ и специалисты МОСИ. Они подсказали, как грамотно оформить идею. Проект получил поддержку также в различных министерствах, ведомствах и организациях. Всего было собрано около 40 писем поддержки. Трудно описать все переживания и волнения юнг Марий Эл в ожидании результата. Все понимали, что от решения комиссии зависела дальнейшая судьба «Святого Космы» и парусного клуба. И вот пришло известие о победе в конкурсе.

Мечта сбылась

Пожалуй, самым серьезным и интересным испытанием стал переход на судне по маршруту Петрозаводск – Козьмодемьянск. В подготовке к переходу (проработка маршрута судна, особенности судоходства, обеспечение безопасности во время перехода и т.п.) принимали участие опытные капитаны и специалисты-волонтеры. Во время перехода дети познакомились с красивейшими местами Карелии, Онежского озера, реки Вытегры и Ковжи, Белого озера, реки Шексны и Волги. Юнги под присмотром капитана и его помощника самостоятельно несли вахту на руле, участвовали в приготовлении пищи и в приборках по судну. Во время стоянки в каждом большом порту – Петрозаводске, Рыбинске, Ярославле, Костроме, Кинешме, Юрьевце, Пучеже, Нижнем Новгороде – для местных ребят юнги проводили экскурсии по судну и рассказывали о своем проекте.

В дальнейшем детское парусное учебное судно «Святой Косма» будет использоваться для прохождения детьми плавательной практики. За время летних каникул на паруснике смогут проходить обучение более 100 подростков, среди которых будут не только воспитанники парусного клуба, но и обучающиеся в других учебных заведениях. «Святой Косма» может стать своего рода профильным летним детским оздоровительным лагерем на воде. И это не является открытием.

В Великом Новгороде, например, подобная практика существует не один десяток лет.

Хорошая традиция эксплуатации деревянного судна, тоже построенного на судоверфи в Карелии, имеется в Вологодском детском морском центре. Поморский коч «Вологда» уже пять лет приносит радость юным морякам. Теперь вот получилось и у юнг Марий Эл. Ведь мечты, а особенно детские, сбываются. 

Юнги Марий Эл
Юнги Марий Эл
Юнги Марий Эл
Юнги Марий Эл
Юнги Марий Эл
Юнги Марий Эл