Первый юбилей

«Новгород Великий» навечно в строю

Ирина Анзулатова, начальник пресс-службы филиала «Судоремонтный завод «Нерпа» центра судоремонта «Звездочка»

Над заводской площадью величественно возвышается черная рубка атомной подводной лодки, положившая начало музею под открытым небом cнежногорского судоремонтного завода. Не случайно, что именно атомная субмарина проекта К-452 «Новгород Великий» с уникальным боевым комплексом стала памятником-мемориалом многолетнему служению корабелов «Нерпы» Северному флоту 

Начало жизни детищу горьковского завода «Красное Сормово» было положено в июле 1973 года, когда головная подводная лодка проекта 670М К-452 была спущена на воду. Военно-морской флаг взвился над кораблем 13 декабря 1973 после успешных ходовых испытаний.

Столь же успешной оказалась и боевая служба первенца новой серии, получившего шифр «Чайка» (по натовской классификации «Чарли»). С момента вступления в состав ВМФ корабль ежегодно на несколько месяцев уходил в автономное плавание, выполнив девять боевых служб общей продолжительностью более 600 ходовых суток. В боевом активе корабля более двух десятков контактов с надводными и подводными кораблями ВМС НАТО.

В 1976 году по итогам боевой подготовки экипаж «Чайки» получил звание отличного и удерживал его восемь лет подряд. В послужном списке корабля таких званий не счесть: лучший корабль по боевой и торпедной подготовке в соединении, флотилии, на Северном флоте.

Дважды экипаж К-452 завоевывал приз главнокомандующего ВМФ за ракетные стрельбы, трижды награждался переходящим Красным знаменем Военного совета СФ. Тридцать пять членов экипажа были удостоены боевых наград.

В середине 1980-х годов возникла необходимость проведения испытаний нового ракетного вооружения, предназначенного для борьбы

с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия.

Работы по созданию оперативно-тактического противокорабельного комплекса четвертого поколения были начаты в конце 70-х – начале 80-х.

Новый комплекс с самого начала задумывался как универсальный: его предполагалось размещать на подводных лодках, надводных кораблях, катерах, самолетах и береговых пусковых установках. По степени универсальности он должен был превзойти зарубежного рекордсмена в этой области – американскую противокорабельную крылатую ракету «Гарпун». Отличительной особенностью новых ракет являлась сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой для современных средств ПВО.

Тогда-то для проведения среднего ремонта с модернизацией и переоборудованием под новые комплексы вооружения на «Нерпу» и прибыла атомная подводная лодка К-452. Работы проводились с февраля 1985 по ноябрь 1990 года.

Эта подводная лодка оставила особый след в истории завода. Предстоящий объем работ по модернизации корабля потребовал тесного взаимодействия с известными проектными организациями: нижегородским конструкторским бюро «Лазурит» и подмосковным научно-производственным объединением «Машиностроение», а также нестандартных решений и огромного труда ведущих заводских специалистов. После переоборудования под новые комплексы лодка изменила проект и получила номер 06704.

Задачи, которые предстояло выполнить, адаптировав корабль под новые комплексы вооружения, требовали много инженерной и производственной изобретательности и самоотверженного труда рабочих бригад, задействованных в переоборудовании корабля.

В ходе ремонта пришлось во много раз увеличить объемы работ с ядерной энергетической установкой, появилась необходимость проведения сопутствующих мероприятий, на что потребовались дополнительные силы и время, при этом сроки уже поджимали. Завод справился с этими задачами и выполнил свои обязательства перед военными моряками, передав ВМФ обновленную атомарину.

В 1990 году атомная подлодка К-452, получившая к тому времени имя «Беркут», снова вышла в море. В течение трех лет на ней проводились испытания нового ракетного комплекса, после выполнения пяти пусков их признали успешными, однако завершить испытания в полном объеме не удалось из-за отсутствия финансирования. Положительный опыт испытаний противокорабельных ракет нового типа был учтен при проектировании атомной подводной лодки четвертого поколения класса «Северодвинск». А «Беркут» продолжал выполнять боевые задачи в акватории Баренцева моря.

«Экипаж находился в постоянной боевой готовности и был готов выйти в дальний поход в любую минуту, – вспоминает командир корабля Владимир Мельников. – Мы гордились тем, что именно нашему кораблю доверили такую ответственную задачу – испытание нового ракетного оружия. Наша лодка была в то время единственной обладательницей уникального ракетного комплекса».

В декабре 1997 года произошло еще одно знаменательное событие – Директивой главного командования ВМФ кораблю было присвоено почетное наименование «Новгород Великий».

Через десять месяцев, как гром среди ясного неба, на экипаж корабля обрушилось неприятное известие: «Новгород Великий» выводят из состава ВМФ. В сентябре 1998 года субмарина в полной боевой готовности и абсолютно технически исправная встала на прикол в губу Ара в поселке Видяево.

Этот приказ буквально шокировал подводников. «Мы не могли поверить, что наша лодка больше не нужна Военно-морскому флоту, – с горечью вспоминает те дни Владимир Мельников. – Считали, что это просто недоразумение, которое разрешится в ближайшее время, и наша «кормилица» снова будет бороздить просторы Мирового океана и защищать рубежи Отечества».

Но дальше – хуже. Мало того, что корабль вывели из состава ВМФ, командование флота решило утилизировать подлодку. 29 декабря 1999 года «Новгород Великий» отбуксировали к своему последнему причалу, на судоремонтный завод «Нерпа». В 2001 году корабль «порезали на иголки», а экипаж расформировали…

Но, учитывая, какую роль сыграла К-452 в техническом совершенствовании атомных субмарин нескольких поколений и накоплении опыта оснащения кораблей ВМФ универсальными ракетными комплексами, по указанию бывшего директора завода «Нерпа» Павла Стеблина решено было сохранить ограждение рубки, чтобы установить ее на заводской площади в качестве памятника-мемориала.

В 2001 году «Новгород Великий» встал на вечную вахту у заводской площади. С того момента в молодом городе судоремонтников родилась традиция. Едва отзвучат торжественные аккорды мендельсоновского марша – свадебный кортеж прямо от ЗАГСа отправляется к заводской «Чайке». К подножию мемориала ложатся цветы как дань благодарности и признательности военным морякам, покоряющим океанские глубины, и корабелам самой северной судоремонтной верфи страны.

«Новгород Великий» навечно в строю
«Новгород Великий» навечно в строю