Первый юбилей

Прокурорский надзор за морским оборонзаказом

Олег Александров, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе Генпрокуратуры РФ, старший советник юстиции

Одно из ключевых направлений работы отдела по надзору за исполнением законодательства о гособоронзаказе Генеральной прокуратуры России – соблюдение соответствующего закона при строительстве боевых кораблей

Стоит отметить, что после проверок, проведенных отделом в 2014 году, были вскрыты многочисленные нарушения. С тех пор надзорная деятельность находится на постоянном контроле у руководства страны. Совместная работа с Минобороны и Минпромторгом России, Счетной палатой и Федеральной службой по финансовому мониторингу существенным образом содействует всестороннему контролю за выполнением оборонных задач.

По материалам прокурорских проверок тогда были выявлены многомиллионные хищения средств гособоронзаказа, а в отношении некоторых компаний – поставщиков ОСК были возбуждены уголовные дела. Эта история, в свою очередь, послужила важной профилактической мерой – заставила многих задуматься о перспективах, которые сулит покушение на средства федерального бюджета.

В сотрудничестве с руководством ОСК прокуратуре удалось добиться укрепления финансовой дисциплины в сфере морского оборонного заказа, улучшить ситуацию с его исполнением и сократить задолженность предприятий по невыполненным обязательствам. Были пресечены срывы госконтрактов, хищения бюджетных средств, их неправомерное расходование и вывод за рубеж, а виновные понесли заслуженное наказание.

Проведенная Генеральной прокуратурой России во втором полугодии 2017 года проверка показала, что в целом принимаемые руководством корпорации меры достигли некоторых положительных результатов, однако еще встречается ненадлежащее выполнение требований законодательства. В частности, было зафиксировано несвоевременное исполнение обязательств по сдаче кораблей и судов для нужд Минобороны России. Также замечания проверяющих касались раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. При выборе между российскими и зарубежными поставщиками оборонной продукции не всегда применялся закон о промышленной политике.

В некоторых случаях при реализации федеральных целевых программ отсутствовало должное внебюджетное софинансирование.

При этом хочу отметить, что с учетом принятых актов прокурорского реагирования и координационных мероприятий Объединенной судостроительной корпорации нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа устранены.

Исполнение приоритетной задачи страны по надлежащему выполнению гособоронзаказа органами прокуратуры продолжается.