Первый юбилей

Учесть интересы корабелов

В конце июня этого года прошло совместное заседание Экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России. На заседании состоялось экспертное обсуждение законопроекта о внесении изменений в некоторые статьи Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Об этом на страницах нашего журнала рассказывает Владимир Гутенев, председатель комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ

Необходимость введения корректировок давно назрела. Вызвана она в первую очередь тем, что в настоящее время государство финансово поддерживает через свои программы в основном судовладельцев. А вот поддержка отечественных судостроительных предприятий осуществляется лишь косвенно и фактически не гарантирует размещение судостроительных заказов на российских верфях.

Думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что мы, не отменяя конкуренции, должны тем не менее защищать интересы российских производителей и поставщиков услуг на своей территории и в морских зонах, на которые распространяется российская юрисдикция, в том числе и в арктической акватории.

Северный морской путь сегодня определяет устойчивое социально-экономическое развитие регионов Арктической зоны России. При этом он не только обеспечивает национальную безопасность и усиление геополитического присутствия России в Арктике, но и является важным транспортным коридором, ключевым звеном всей инфраструктуры.

Его основные отечественные пользователи – сырьевые компании «НОВАТЭК», «Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «Росшельф», «Норникель», а также регионы: Красноярский край, Саха (Якутия), Чукотка и другие. Помимо добычи полезных ископаемых по Северному морскому пути идет северный завоз для 20 миллионов человек на Крайнем Севере. Значение этого коридора постоянно растет, о чем свидетельствует увеличение объемов перевозки грузов в Арктической зоне в прошлом году по сравнению с 2016-м на 32,8%. Сегодня объем перевозки грузов уже почти 10 млн тонн.

В конце прошлого года Госдумой уже был принят закон об исключительном праве на перевозку углеводородов по Северному морскому пути для судов под российским флагом.

Предлагается рассмотреть изменения, которые предусматривают введение законодательного приоритета использования судов, построенных на отечественных верфях, для ряда видов деятельности в северной акватории. Предполагается, что при грузовых и пассажирских перевозках внутри страны, ледокольной проводке, проведении морских ресурсных исследований, разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна и его недр, осуществлении поисковых и спасательных операций можно будет использовать только те суда, которые построены в России.

За 2012–2017 годы на территорию России ввезено 1116 судов зарубежного производства

Аналогичные ограничения уже действуют в некоторых странах мира. Так, в США около ста лет назад приняли закон о торговом флоте. Этот документ разрешает вести морскую торговлю между портами, используя только суда, построенные в Америке и плавающие под американским флагом. При этом они должны как минимум на 75% принадлежать гражданам США.

В настоящее время российские судовладельцы по-прежнему предпочитают закупать танкеры и сухогрузы на иностранных верфях. Большинство заказов размещается в Южной Корее, Китае и Финляндии. За 2012–2017 годы на территорию России ввезено 1116 судов зарубежного производства. Из них 239 предназначены для внутренних вод­ных путей и 877 – для морских портов.

Разработанный проект федерального закона даст реальную возможность российским верфям в рамках проводимой политики импортозамещения развивать отечественное производство, повысить загрузку мощностей предприятий отрасли, проводить их диверсификацию, успешно конкурировать с ведущими мировыми производителями по качеству, цене и срокам строительства судов.

Нельзя забывать, что судостроение – один из локомотивов промышленного развития. Любой судостроительный кластер вовлекает в процесс своего производства десятки смежных: от металлопроката до информационных технологий, создает несколько новых рабочих мест на одно занятое в судостроении, способствует развитию прибрежных территорий, научных и технических центров.

Кроме того, эта законодательная инициатива развивает предложения президента России Владимира Путина, которые он высказал на совещании по вопросам развития дальневосточного судостроительного комплекса. Он считает, что необходимо предпринять шаги, которые позволят «нарастить объемы морских перевозок, будут укреплять позиции отечественных судоходных компаний, создадут дополнительные возможности для обновления принадлежащего им флота».

Очевидно, разработанные законодательные предложения будут способствовать выполнению задач и целевых показателей по развитию отечественного кораблестроения, определенных «Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года».
Учесть интересы корабелов
Учесть интересы корабелов