Первый юбилей

Жизнь – Отечеству. Честь – никому!

Рената Зеленская, корреспондент газеты «Адмиралтеец»

«17 июля после долгих лет поиска в Корейском проливе на глубине 434 метров найден боевой корабль времен Русско-японской войны 1904-1905 годов, броненосный крейсер «Дмитрий Донской» – об этом сообщили ведущие российские СМИ в день обнаружения свидетеля исторических событий

Легендарный корабль был построен на Новом Адмиралтействе. Богатое прошлое крейсера молниеносно стало предметом обсуждения в Сети, достоянием общественности. Безусловно, подогревала воображение охочих до сенсаций и «жареных» фактов легенда о том, что боевой корабль перевозил в трюмах золото… Предоставим право разбираться с доказательствами или опровержениями «золотого» слуха специалистам. Обратимся к фактам.

Закладка корабля, названного в честь великого князя, собирателя земель русских Дмитрия Донского, состоялась 9 мая 1881 года. Созданный в рекордные и сегодня сроки, менее чем за три года, ученым-кораблестроителем генералом-лейтенантом по Адмиралтейству Николаем Кутейниковым «Дмитрий Донской» вступил в строй в 1885 году. До февраля 1892-го это был полуброненосный фрегат, затем – крейсер I ранга.

Обладая прекрасными для своего времени тактико-техническими характеристиками, океанский броненосный крейсер водоизмещением 6 тысяч тонн, скоростью хода 16 узлов, вооруженный двумя 203-миллиметровыми и почти полутора десятком 152-миллиметровых орудий, корабль за время своей недолгой службы совершил походы в Средиземное море, выполнял дипломатические миссии и боевые задачи на Дальнем Востоке, был флагманским кораблем Тихоокеанской эскадры Российской империи.

Несмотря на то что с наступлением XX века крейсер уже не отвечал всем требованиям, предъявляемым к боевым кораблям, их нехватка в составе российского флота привела к тому, что в 1905 году «Дмитрий Донской» оказался в самом пекле ожесточенных морских баталий.

В первый день Цусимского сражения, 14 мая, крейсер прикрывал российские броненосцы во время боя основных сил. Моряки взяли на борт часть команды затопленного броненосца «Ослябя», также адмиралтейской постройки. Однако после разгрома эскадры более современных крейсеров, в том числе ставшего впоследствии легендарным «Авроры», ушедших с «передовой», в ночь на 16 мая «Дмитрий Донской» остался один.

Командир крейсера, капитан I ранга Иван Лебедев принял решение выполнить последний приказ командующего эскадрой и идти в одиночку на прорыв во Владивосток. По пути он встретил миноносец «Буйный», который был сильно поврежден и находился под угрозой затопления. Пока выручали терпящий бедствие корабль, принимали на борт команду, крейсер окружило шесть вражеских кораблей. Русские моряки сражались до последнего и не думали сдаваться, но, получив серьезные бортовые пробоины, корабль стал медленно тонуть. Вместо смертельно раненного капитана Лебедева командование принял на себя старший офицер Константин Блохин. Каким-то чудом ему удалось оторваться от японцев, подвести корабль к берегу и переправить экипаж – более двадцати офицеров и почти пятьсот матросов – на берег. После этого Блохин отвел корабль на большую глубину, открыл кингстоны и затопил. «Дмитрий Донской» ушел на дно, не спустив Андреевский флаг.

Скорее всего, спасти всех членов экипажа герою Константину Блохину не удалось, поэтому, как говорят эксперты, «Дмитрий Донской» по международным правилам может быть признан братской могилой. Более того, поскольку на корабле не был спущен флаг, он по-прежнему принадлежит России.

…Символично, что вскоре после 113-й годовщины Цусимского сражения, в которым приняло участие двенадцать кораблей адмиралтейской постройки, один из двух затопленных своими экипажами, казалось бы, канув даже не в Лету, а, исчезнув в пучинах Мирового океана, снова проявил свой твердый характер. Он найден, а, значит, существует большая вероятность, что, преодолев все препоны международного законодательства, «ожившие» свидетели мужества и стойкости русских моряков – боевые орудия, корабельная рында и другие сохранившиеся теперь уже артефакты – найдут достойное место в экспозиции, в том числе Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга. Стало быть, у адмиралтейцев появится возможность соприкоснуться с историей родного предприятия, почтить память и вспомнить о подвиге погибшего экипажа. Убедиться в том, что русские моряки не сдаются, а хранит их и придает сил по-прежнему гордо поднятый Андреевский флаг!

Жизнь – Отечеству. Честь – никому!
Жизнь – Отечеству. Честь – никому!
Жизнь – Отечеству. Честь – никому!
Жизнь – Отечеству. Честь – никому!