Первый юбилей

Пионер – значит первый

Сергей Ляшенко, директор департамента технического развития ОСК

В январе этого года руководство ОСК рассмотрело предложенные варианты предпроектных проработок инновационного экспериментального научно-исследовательского судна со сменными модулями. Работы велись в рамках проекта научно-исследовательского комплекса «Пионер-М», где корпорация выступает индустриальным партнером исполнения заказа Министерства образования и науки РФ

С целью дальнейшей разработки был выбран вариант судна из полимерных композитных материалов, обеспечивающих при сохранении заданных функциональных параметров снижение собственной массы более чем в восемь раз по сравнению с исходными данными.

Само по себе применение композитов в качестве конструкционных материалов не является для ОСК инновацией. Одно из предприятий корпорации – Средне-Невский судостроительный завод – серийно выпускает корабли из стеклопластика. Инновационность предложенного решения, позволившего радикально уменьшить собственное водоизмещение судна, заключается в широком применении в его конструкции трехслойных сэндвич-панелей на базе полипропиленовой сотовой структуры. Для разработки этого технического проекта была привлечена частная фирма из Санкт-Петербурга, имеющая более чем двадцатилетний опыт применения в судостроении сэндвичевых конструкций.

Другая весомая инновация в этом проекте – разработка уникальной гибридной силовой установки, узловым элементом которой, в отличие от известных за рубежом, стала специальная трансмиссия, позволяющая подключать к гребному валу различные виды силовых приводов – электрический или двигатель внутреннего сгорания. Причем в качестве последнего в будущем можно будет использовать как импортные, так и отечественные дизели Ярославского моторного завода, в зависимости от изменяемой целевой функции каждого конкретного научно-исследовательского судна. Электродвигатели предполагается использовать реверсивные, то есть работающие как в режиме электромоторов, так и в режиме генераторов, подзаряжающих основные батареи судна в режиме использования двигателя внутреннего сгорания.

Также судно будет оснащено солнечными панелями отечественного производства общей мощностью 26 киловатт, под размещение которых отдана целая палуба. Они обеспечат ход научно-исследовательского судна со скоростью пять и более узлов в дневное время суток и внутреннее потребление электроэнергии. Реализовывать такие параметры помогут малая собственная масса судна, а также тщательная оптимизация гидро- и аэродинамики судна для радикального снижения буксировочного сопротивления корпуса и аэродинамической нагрузки наводной части.

Судно будет оборудовано собственным подъемным грузовым устройством из углепластика для установки на борту различных сменных исследовательских модулей – морских мобильных научно-исследовательских лабораторий. Для выполнения конкретной научно-исследовательской программы судну будет достаточно просто установить на борту соответствующий модуль.

Для экипажа и ученых предусмотрено размещение в двухместных каютах с санитарными модулями в каждой и служебные помещения для работы помимо мобильных лабораторий. Санитарный модуль, включающий душевую кабину, санузел и полноценный туалетный стол, унифицирован для установки на все типы судов. Его вес, за исключением сантехники, не превышает 46 кг. Сами каюты также являются унифицированными модулями из пролимерных композитных материалов. Меняя стандартные вставки и мебель, кстати, также изготовляемую из сэндвич-панелей, можно варьировать размер и планировку кают для экипажа и пассажиров. На судах этого типа будет отрабатываться унификация и других узлов и оборудования, например, типовых жгутов электрических магистралей. Подобный подход широко используется в авиации и автомобилестроении. Выгоднее изготавливать стандартные унифицированные кабельные жгуты, пусть даже с избыточными линиями, чем каждый раз на месте «плести» новую разводку.

Управляться судно будет в автоматическом режиме, в том числе с использованием системы динамического позиционирования класса ДП-1. В Санкт-Петербурге специально для «Пионера-М» адаптируется уникальная электронная картографическая навигационно-информационная система, призванная в дальнейшем стать частью системы безэкипажного судовождения. Она будет разрабатываться на втором этапе проекта. Для участия в этих работах удалось привлечь широкий круг ведущих специалистов в разных областях автоматизации судовождения, цифровой радиолокации, систем распознавания образов и т.д., заинтересовавшихся процессом создания инновационного судна.

В настоящий момент заканчивается этап создания технического проекта. Уточнены и просчитаны архитектурно-компоновочные решения, выполнены основные расчеты конструкций и определен выбор основных покупных элементов и устройств. Проект исполняется в цифровом виде и будет передан заказчику в виде цифровых файлов.

В ОСК полагают, что «Пионер-М» станет инновационной платформой для отработки технических решений по дальнейшему внедрению в серийное производство на предприятиях корпорации.

Пионер – значит первый
Пионер – значит первый