Первый юбилей

Выборг: 70 лет в ногу со временем

История Выборгского судостроительного завода берет свое начало 12 ноября 1948 года. С момента основания завода и по настоящее время верфь построила более 210 судов различного назначения, девять морских буровых платформ и 105 модулей верхних строений платформ для разработки нефтегазовых месторождений

Выборгский судостроительный завод одним из первых в СССР начал выпускать десантные и танкодесантные суда. В конце 60-х годов верфь построила также два корабельных телеметрических компле­кса, которые обеспечивали слежение за спутниками. С 1978 года завод начинает осваивать новую продукцию – плавучие буровые установки для разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе. На первом этапе освоения нового направления верфь поставила 900-тонные блок-модули и понтоны для шести полупогружных плавучих буровых установок, эксплуатировавшихся в Каспийском море. Кроме того, Выборгский судостроительный завод принимал участие в обустройстве нефтяных месторождений на шельфе Вьетнама и в строительстве стационарной буровой платформы «Приразломная».

В конце 90-х годов предприятие начало строительство плавучего космодрома Sea Launch («Морской старт»). Доля завода в этом проекте составила 57,6% всей трудоемкости, затраченной на создание стартовой платформы.

В 2007 году во время работы над строительством полупогружных буровых установок «Полярная звезда» и «Северное сияние» Выборгский судостроительный завод провел сложнейший процесс бескрановой стыковки модулей на плаву, который занял пять дней.

В 2012 году на верфи начались работы по строительству трех линейных дизель-электрических ледоколов проекта 21900М мощностью 16 МВт. В обеспечение постройки ледоколов и в рамках масштабной программы модернизации верфи в максимально сжатые сроки была построена и введена в эксплуатацию полупогружная док-баржа, благодаря которой были сняты инфраструктурные ограничения верфи по максимальной ширине строящихся судов. Выборгский судостроительный завод успешно передал заказчику два дизель-электрических ледокола проекта 21900М, «Владивосток» и «Мурманск», в 2015 году. Дизель-электрический ледокол проекта 21900М «Новороссийск» был передан в 2016 году.

В апреле 2015 года Выборгский судостроительный завод подписал контракт на выполнение работ по строительству и поставке портового ледокола проекта Aker ARC 124. Портовый ледокол мощностью около 12 МВт с инновационной системой движения будет построен для работы в порту Сабетта на проекте «Ямал СПГ».

В конце 2015 года на Выборгском судостроительном заводе заложены два ледокольных судна обеспечения проекта Aker ARC 130A, строящихся по заказу компании «Газпром нефть». Основное назначение этих судов – ледокольная проводка танкеров, помощь при проведении швартовных и погрузочных работ, спасательных операций, буксировки судов, пожаротушения, участие в операциях по ликвидации разливов нефти.

В марте 2016 года завод заключил контракты с Архангельским траловым флотом на строительство серии из четырех рыболовных морозильных траулеров. Согласно подписанным контрактам, выборгские судостроители изготовят под ключ четыре средних траулера проекта KMT01. Позже была заключена серия контрактов с рыбопромышленными компаниями «Норд Пилигрим», «Атлантрыбфлот» и «Компания ЛКТ».

29 июня 2018 года на головном судне ЛСО «Александр Санников» торжественно был поднят флаг Российской Федерации. На втором судне этой серии «Андрей Вилькицкий» в данный момент ведутся достроечные работы.

Общая площадь верфи насчитывает 44 гектара. На Выборгском судостроительном заводе имеется два закрытых стапеля для сборки блоков, два эллинга, два открытых стапеля, окрасочные цеха, сборочно-сварочный цех, корпусно-строительный цех, механический цех, наливная док-камера и т.д.

В мае 2012 года Выборгский судостроительный завод вошел в состав Объединенной судостроительной корпорации, генеральным директором завода был назначен Александр Соловьев.

Выборгский судостроительный завод сегодня – одно из крупнейших предприятий города Выборга. Численность работников, по данным на июнь 2018 года, составляет более двух тысяч. Здесь работают специалисты различных возрастных категорий, как молодые, так и опытные профессионалы, стоявшие практически у истоков завода.

Играя важную роль в экономической, политической и социальной жизни, завод активно принимает участие в жизни города Выборга и Ленинградской области. На заводе сформирована молодежная организация, занимающаяся социальными проектами. Например, «С миру по нитке» представляет собой ежемесячный сбор гуманитарной помощи. Все собранные вещи передаются в фонд милосердия и затем развозятся представителями «молодежки» по отдаленным поселкам области. Активисты сотрудничают также с обществом инвалидов-колясочников «Корчагинец» – при необходимости оказывают разнообразную помощь, помогают передвигаться по городу, обеспечивают участие инвалидов в различных мероприятиях.

Молодежная организация совместно с центром соцпомощи населению «Выборг» взяла шефство над группой детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и помогает с благо­устройством детской площадки, ремонтом помещений для детей. Большое внимание на заводе уделяется помощи пожилым людям (уборка, мытье окон и т.д.), для них проводятся экскурсионные поездки, оказывается помощь в организации мероприятий.

Необычным и очень интересным проектом для завода стало содействие властям города Выборга в изготовлении памятника – максимально точной реплики трамвая 1912 года немецкой фирмы ASEA/AEGЮ. Копия создавалась по оригинальным чертежам и сохранившимся фотографиям. Предполагается, что трамвай будет установлен в сквере на пересечении Крепостной и Пионерской улиц. Сейчас там ведутся активные работы по благоустройству.

К своему семидесятилетнему юбилею судостроительный завод выходит с достаточно крупным пакетом заказов, которые обеспечивают работу и развитие предприятия на несколько лет вперед. Верфь продолжает постоянное развитие в целях соответствия современному уровню международных стандартов судостроения. Разработана и активно внедряется широкая инвестиционная программа, направленная на модернизацию предприятия.


Технологии и качество

АЛЕКСАНДР СОЛОВЬЕВ, Генеральный директор Выборгского судостроительного завода:

Предыдущий производственный год стал успешным в части подписания новых контрактов. Портфель заказов пополнился новыми судами: рыболовными траулерами для отечественных рыбопромысловых компаний. В общей сложности предстоит построить восемь новых судов. Безусловно, основные производственные силы завода в минувшем году были также сосредоточены на достройке ледокольных судов обеспечения для «Газпром нефти» и портового ледокола для «Атомфлота». На всех этапах развития Выборгский судостроительный завод максимально эффективно внедрял новые технологи, и, как следствие, качество и надежность выпускаемой им продукции заслуженно ценится на российском и мировом рынках. Яркая и насыщенная история завода – пример упорного труда, позволяющего качественно решать поставленные задачи и идти в ногу со временем.


Выборг: 70 лет в ногу со временем
Выборг: 70 лет в ногу со временем
Выборг: 70 лет в ногу со временем
Выборг: 70 лет в ногу со временем
Выборг: 70 лет в ногу со временем
Выборг: 70 лет в ногу со временем