Первый юбилей

Маленький авианосец с большими возможностями

Дмитрий Курочкин
кандидат технических наук, начальник сектора внешнеэкономической деятельности Северного проектно-конструкторского бюро

Морские десантные силы – неотъемлемая часть сильного, сбалансированного флота, способного обеспечить соблюдение интересов государства, претендующего если не на мировое господство, то по крайней мере на доминирование в том или ином районе Мирового океана

В настоящее время основная масса находящихся в составе Военно-морского флота России десантных кораблей переживает свой критический возраст, устарев физически и морально. Эта ситуация создает предпосылки для создания современной десантной составляющей флота «с чистого листа», не расходуя сил и средств на поддержание тех боевых единиц, которые уже не способны в полной мере решать свои задачи. Нужно приложить определенные усилия для проектирования и постройки кораблей нового поколения, кардинально отличающихся от тех, которые мы привыкли видеть в составе российского флота.

Работы в этом направлении уже ведутся. Так, на прошлогоднем Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге было заявлено, что строительство перспективных вертолетоносцев «Прибой» заложено в новую государственную программу вооружения на 2018–2025 годы. Нет никаких сомнений в том, что предприятия, входящие в состав Объединенной судостроительной корпорации, в установленные сроки выполнят поставленную задачу.

Вопрос престижа

Разнообразие десантных кораблей – от тихоходных плашкоутов и катеров на воздушной подушке до громадных универсальных десантных кораблей и десантных вертолетоносцев, вариативность их применения, многообразие решаемых задач, наконец немаловажный фактор – гибко оптимизируемая стоимость, являющаяся производной от конечных целей и возможностей заказчика, позволяют в той или иной мере всем заинтересованным странам иметь свой десантный флот.

В последнее время даже не самые амбициозные и агрессивные флоты мира обзаводятся довольно серьезными десантными кораблями. Сегодня для многих стран присутствие в составе флота десантных кораблей, а еще лучше – десантных вертолетоносцев, становится вопросом престижа. Так, в свое время мерилом мощи и технологической состоятельности государства было наличие в составе военного флота линкора, а потом авианосца. Авианосец сегодня для большинства стран остается непозволительной роскошью, слишком дорогой игрушкой, а вот более дешевый, но в то же время весьма представительный, универсальный, пригодный и для миротворческой миссии, и для «демонстрации флага» десантный корабль многим вполне и по силам, и по бюджету. Причем предпочтительнее для этой роли универсальные десантные корабли с расширенными авиационными возможностями.

Эта статья не предполагает описания всех относительно современных десантных кораблей. В противном случае пришлось бы уделить внимание даже таким экзотическим образцам, как десантный корабль Shakti Sanchar водоизмещением 2200 тонн, принадлежащий ВМС Бангладеш. Оставим в стороне и гигантские универсальные десантные корабли водоизмещением свыше 40 000 тонн американского флота. Ограничимся рассмотрением уже прочно занявшего свое место в последние годы весьма интересного класса – универсальных десантных кораблей среднего водоизмещения, имеющих авианосную компоновку – сплошную полетную палубу – и островную надстройку, смещенную к правому борту.

Авианосец по-итальянски

Без преувеличения можно сказать, что сегодня одними из мировых законодателей моды в части строительства неординарных десантных авианосцев являются итальянцы.

В 2009 году в состав итальянского флота вошел авианосец Cavour. Де-факто он представляет собой легкий авианосец (полное водоизмещение 27 500 тонн), пригодный для транспортировки большого количества тяжелой техники, личного состава подразделений морской пехоты, а также способный выполнять функции управления разнородными силами.

Разработка концепции будущего флагмана итальянского флота началась еще в 1991 году. К средине 90-х последовательно появились варианты, в соответствии с которыми корабль получил определенные десантно-штурмовые возможности: ангарная палуба оборудовалась аппарелью по правому борту для погрузки самоходной техники, кубрики могли вместить 150–180 морских пехотинцев. Новые корабли не вписывались в существующую классификацию, поэтому под них отвели отдельный класс – Unita Maggiore Per Operazione Anfibie (UMPA), то есть «большой амфибийный корабль».

Бюджетом 1996 года выделялись средства на разработку нового проекта, классифицированного как Nuova Unita Mаggiore (NUM) – «новый большой корабль». Он очень походил на уменьшенный вариант американского универсального десантного корабля Wasp: на нем появилась док-камера размером 25х14 метров, позволяющая разместить один катер на воздушной подушке типа LCAC либо плашкоуты – два LCM-8 или четыре LCM-6.

Дальнейшая эволюция проекта привела к увеличению водоизмещения на 2000 тонн и возрастанию проектной скорости до 28 узлов. Но к моменту подписания контракта на постройку корабля, в ноябре 2000 года, проект подвергся очередной корректировке. В этом варианте были существенно урезаны десантные возможности – ликвидирована док-камера и уменьшены объемы, отводимые для помещений десанта.

Это отобразилось и в классификации: в итальянском флоте NUM стал первым кораблем (за исключением недостроенного Aquila), официально классифицируемым как Portaerei, то есть попросту авианосец.

Таким образом, как десантный корабль Cavour представляет собой не универсальный десантный корабль, а всего лишь войсковой транспорт с возможностью высадки техники и личного состава на оборудованное побережье.

На нем, правда, размещены четыре довольно крупных катера – не бог весть что, штурмовать берег такими силами не станешь, но на пляжи какой-либо пиратоопасной точки Мирового океана морпехов они доставить могут. Будут незаменимы катера и при выполнении кораблем гуманитарных миссий, возможности выполнения коих ныне приписываются любому десантному кораблю.

Корабль на вырост

12 июля прошлого года Италия заложила очередной десантный корабль, на этот раз полноценный УДК, и вновь с «авианосным уклоном». Предполагаемое название нового корабля – Trieste. Сдача его итальянскому флоту запланирована на 2022 год. Корабль представляет для нас определенный интерес, поэтому имеет смысл рассмотреть его несколько подробнее.

Постройка для ВМС Италии универсального десантного корабля была предусмотрена в принятом итальянским парламентом еще в конце 2014 года законе о флоте. Фактически командованию ВМС Италии после утверждения закона удалось лоббировать значительное увеличение размера и стоимости планируемого к строительству по этому акту универсального десантного корабля. В результате Trieste к моменту выдачи на него контракта вырос с заявленных флотом при обсуждении закона годом ранее 20 тыс. тонн полного водоизмещения и длины 180–190 метров до более 32 тыс. тонн полного водоизмещения и длины 245 метров. По сути, это полноценный авианесущий корабль, именуемый тем не менее многоцелевым УДК с планируемым базированием истребителей F-35B. Весьма примечательно, что в авторитетнейшем справочнике Jane’s fighting ships – 2016–2017 корабль анонсирован именно в первоначальном, «коротком» варианте.

Корабль обеспечивает постоянное базирование двенадцати крупных вертолетов типа AW101 или NH90 или в качестве альтернативы шести самолетов F-35B и четырех вертолетов. На полетной палубе расположены девять позиций для вертолетов.

В отличие от УДК других стран мира, итальянский корабль должен получить весьма мощное вооружение, которое будет включать в себя шестнадцать вертикальных пусковых установок Sylver A50 для зенитных управляемых ракет Aster-15 или САММ, три 76-миллиметровых универсальных артиллерийских комплекса Leonardo Super Rapid Strales, а также три 25-миллиметровых и шесть 12,7-миллиметровых дистанционно управляемых установок производства Leonardo. Весьма серьезными будут также радиоэлектронное оборудование и средства радиоэлектронной борьбы.

Итальянцы успешно строят и десантно-вертолетные корабли-доки. Один из таких кораблей – вступивший в строй в 2014 году алжирский десантно-вертолетный корабль-док Kalaat Beni-Abbes. Он был построен итальянским концерном Fincantieri и стал самой крупной единицей флота Алжирской Республики за всю его историю – полное водоизмещение корабля составляет 8800 тонн. Прототипом для него послужил итальянский San Guisto, введенный в состав ВМС Италии в 1994 году и являющийся третьим кораблем типа San Giorgio, хоть и построен по несколько измененному проекту. Существенным недостатком проекта является отсутствие ангара для вертолетов, а также уменьшенная по размерам доковая камера.

Золотая середина

В числе приверженцев десантных авианосцев стоит упомянуть и Испанию. В ее активе Juan Carlos I, вошедший в состав флота в 2010 году, на год позже, чем Cavour, и построенные по тому же проекту для австралийского флота Canberra и Adelaida (2014 и 2015 год соответственно). Еще один «испанец» строится для ВМС Турции, причем на турецкой верфи Sedef Shipbuilding, Inc. Корабль, который будет носить имя Anadolu, был заложен 30 апреля 2016 года, и его сдача запланирована на 2021 год.

Прежде всего Juan Carlos I интересен тем, что испанские инженеры при том же водоизмещении, что и у рассмотренного выше Cavor, смогли разместить на корабле док-камеру на четыре высадочных плашкоута.

Правда, их задача отчасти была облегчена за счет отказа от традиционных главной энергетической установки и движительно-рулевого комплекса и перехода к полному электродвижению и азимутально-поворотным колонкам. Такое решение, как известно, допускает более свободную компоновку помещений корабля и расположения генераторов тока. Применение винто-рулевых колонок увеличивает маневренные характеристики, позволяя кораблю разворачиваться практически на месте. В то же время прочность узлов крепления винто-рулевой колонки к корпусным конструкциям не беспредельна, а поэтому и мощность гребных электродвигателей ограниченна. Как следствие – ограничение полной скорости хода.

Таким образом, испанцам фактически удалось раньше своих итальянских коллег воплотить в жизнь теорию десантно-авианосного корабля-дока среднего водоизмещения.

Продолжение следует...

 


Десантный корабль Trieste

Главная энергетическая установка корабля комбинированная, построенная по схеме CODOG. В ее состав входят две форсажные газовые турбины, два дизельных двигателя и два электромотора малого хода. Суммарная мощность установки – 127 000 л.с., почти как у авианосца Cavour (118 000 л.с.).

Для выработки электроэнергии используются четыре дизель-генератора мощностью по 5200 КВт, суммарно около 28 300 л.с.

Скорость полного хода – 25 узлов, экономического – 16 узлов, малого (под электромоторами) – 10 узлов. Дальность плавания экономическим ходом – 7000 миль, автономность – 30 суток.

Указываемая в открытых источниках десантовместимость корабля – 604 человека. В перегруз возможно размещение на борту более 700 десантников либо эвакуируемых. Универсальный десантный корабль оснащен танковым трюмом площадью более 1200 кв. м, способным принимать технику массой до 60 тонн, и доковой камерой размерами 50 на 15 м, вмещающей четыре танкодесантных катера типа LCU или один десантный катер на воздушной подушке американского типа LCAC.

Маленький авианосец с большими возможностями
Маленький авианосец с большими возможностями
Маленький авианосец с большими возможностями
Маленький авианосец с большими возможностями
Маленький авианосец с большими возможностями