Первый юбилей

Монументальная память

Во многих городах России существуют памятники, установленные в честь кораблестроителей. Мы начинаем серию публикаций о них с Комсомольска-на-Амуре, Санкт-Петербурга и Калининграда

Подарок Калининграду

8 июля 2015 года, в день 70-летнего юбилея Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь», в сквере перед зданием заводоуправления на площади Гуськова был торжественно открыт памятник «Судостроителям Калининграда». Четырехметровая скульптурная композиция выполнена из бронзы и установлена на гранитном постаменте.

Памятник калининградским судостроителям создан по инициативе завода московским скульптором Салаватом Щербаковым, принявшим участие в церемонии открытия. «Память о калининградских корабелах – в кораблях, построенных ими, – обратился к собравшимся временно исполняющий обязанности генерального директора завода Игорь Пономарев. – Сегодня, в день 70-летнего юбилея завода, мы открываем замечательный объект, призванный увековечить его большие заслуги. «Янтарь» остается ведущим предприятием по выполнению масштабной программы создания флота. Неслучайно на памятнике изображен глобус: благодаря построенным кораблям судостроителей Калининграда знают по всему земному шару.

На первом плане люди, они наши главные герои. Здесь представители только трех из более чем трехсот профессий, которые есть на нашем заводе, но мы помним обо всех, все важны, и уважения заслуживают все без исключения. Это также дань памяти всем тем, кто трудился на заводе до нас. Нашим ветеранам и прошлым поколениям судостроителей – особый поклон в этот праздник. Памятник долговечнее, чем корабль. Пусть он станет местом встреч не только работников «Янтаря», но и всех судостроителей региона».

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» участвовал также в изготовлении и установке других калининградских памятников, среди которых наиболее известные «Мать-Россия», «Покорителям космоса», «Александру Маринеско и морякам-балтийцам». Теперь в этом ряду появились «Судостроители Калининграда» – еще один подарок городу от завода-юбиляра.

Санкт-Петербург. Обращение к подводникам

Десять лет назад на пересечении Рижского проспекта и улицы Степана Разина в Санкт-Петербурге был установлен памятный знак «Столетие подводных сил России». Он был создан по инициативе и при непосредственном участии работников Адмиралтейских верфей, поэтому местом установки была выбрана площадка у южной проходной предприятия.

Торжественное открытие памятного знака состоялось 25 июля 2008 года, в преддверии Дня Военно-морского флота.

Архитектурная композиция состоит из четырех морских мин, установленных на гранитных постаментах, памятных досок с перечислением основных этапов развития подводных сил России и центральной металлической конструкции с взметнувшимися ввысь трубами, пересеченными гребнем волн, из которых уверенно выходит подводная лодка.

Автор проекта – скульптор, народный художник России Анатолий Дёма.

Четырехметровая модель атомной подводной лодки проекта 671 РТМ – основной художественный элемент композиции – была выполнена в модельной мастерской предприятия в масштабе 1:25 и имеет максимальное сходство с оригиналом. Обычно при создании подобных памятников форма отливается в художественной мастерской, но в данном случае детали настоящего корабля максимально точно воспроизвели вручную. Нестандартная двухкорпусная модель подлодки с имитацией гуммировочного покрытия выполнена из тонколистовой меди. На ней сымитированы волнорезные щиты, торпедно-погрузочные люки, выдвижные устройства и другие неотъемлемые части субмарины, знакомые каждому кораблестроителю. Причем все эти детали очень хорошо проработаны и читаются даже на расстоянии.

Символично, что в конструкцию памятника была заложена капсула с обращением к потомкам, морякам-подводникам и кораблестроителям XXI века, в котором есть такие строки: «Сооружение памятного знака в ознаменование столетия подводных сил России – дань глубокого уважения нынешнего поколения петербуржцев подвигу моряков-подводников и кораблестроителей, обеспечивших защиту Отечества на морских рубежах».

Во время торжественной церемонии памятник был освящен настоятелем Николо-Богоявленского Морского собора отцом Богданом, который отметил, что этот знак призван укрепить связи между нынешним и будущим поколениями «во славу города сего и в наследие жителей его».

Памятная композиция полностью соответствует своему предназначению. Уже на протяжении десяти лет на площадке у южной проходной Адмиралтейских верфей ежегодно проходят торжественные митинги, посвященные Дню подводника – профессиональному празднику адмиралтейцев.

Строгий, но справедливый

Памятная доска, посвященная Виктору Шершнёву, расположена на фасаде административно-бытового комплекса Балтзавода по адресу: Косая линия, 16. Ее торжественно открыли в день 160-летия Балтийского завода, 26 мая 2016 года.

Виктор Нилович Шершнёв был генеральным директором производственного объединения «Балтийский завод» в 1989–1992 годах. Кандидат технических наук, герой Социалистического Труда. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени. Лауреат Государственной премии СССР.

Родился в деревне Маслово Островского сельсовета Новосокольнического района Псковской области. В 1948 году окончил Ленинградский судостроительный техникум и был направлен на Балтийский судостроительный завод им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. Вся его дальнейшая жизнь оказалась неразрывно связана с Балтзаводом, где он прошел все ступени – от помощника мастера до генерального директора.

Деятельность Шершнёва на посту директора завода связана с организацией и технологией строительства крупнотоннажных кораблей и судов, совершенствованием технологической подготовки производства судового машиностроения и судовой атомной энергетики. Он внес большой вклад в развитие нового производства гребных винтов, блочного и агрегатных ускоренных методов строительства судов, создание атомных установок. Внедрил новые ускоренные системы испытания судов, методы покраски и обустройства, обработки металла с использованием электронных вычислительных машин. Способствовал выполнению заказов на строительство балкеров и танкеров для Норвегии, Швеции, Англии, Германии, Индии, Кубы. Всего под руководством Шершнёва построено более шестидесяти кораблей и судов различного назначения.

Виктор Шершнёв пользовался огромным уважением и авторитетом в коллективе Балтийского завода. Всецело погруженный в производственную деятельность, он никогда не забывал и о потребностях людей. Благодаря ему сотни балтийцев получили квартиры в новых домах, построенных на Морской набережной и 16-й линии Васильевского острова. В тяжелые годы перестройки по распоряжению Шершнёва было создано подсобное хозяйство, которое снабжало работников предприятия продуктами. Большое внимание он уделял социально-культурной сфере: при нем были построены детские сады, пансионат, начата реконструкция заводской медсанчасти. Обратиться за помощью по личным вопросам к генеральному директору могли все заводчане, для этого был выделен специальный приемный день. «Строгий, но справедливый» – таким запомнили балтийцы Виктора Шершнёва.

Комсомольск-на-Амуре. Символ завода

27 июля 1986 года в честь 50-летия завода имени Ленинского комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) на площади Адмирала Макарова была воздвигнута декоративно-скульптурная композиция «Амурский корабел» скульптора Виталия Левина и архитектора Спирантова. Монумент символизирует якорь, на трех лапах которого приведены основные даты истории становления завода. Завершается скульптура фигурой мужчины, держащего на вытянутых руках парусник. Ощущение движения в натянутых ветром парусах подчеркивает легкость и общую гармонию всей стелы. Эта композиция полюбилась работникам завода и стала его своеобразным символом.

Благодарность первостроителям

Композиция к 40-летию Амурского судостроительного завода открыта 1 июля 1976 года, в день празднования юбилея основания завода. В строительстве и развитии предприятия, в становлении его коллектива большую роль сыграли первостроители – посланцы Ленинского комсомола 30-х годов, и этот факт не был оставлен без внимания. Монумент представляет собой стелу из чистого титана, на вершине которой располагается также титановый макет первого в серии ледокола «Амгуема».

Ледокольно-транспортный дизель-электроход проекта 550 был разработан в Центральном конструкторском бюро «Айсберг». Выпуск этих грузовых судов, предназначенных для автономного плавания на трассе Северного морского пути, поручили амурским корабелам, и с 1962 по 1969 год они построили десять ледоколов.

У основания монумента написано: «Первостроителям в благодарность от трудящихся завода». С другой стороны основания – послание работникам завода и призыв к самоотверженному труду и повышению производственных показателей.

Монументальная память
Монументальная память
Монументальная память
Монументальная память
Монументальная память
Монументальная память
Монументальная память
Монументальная память