Первый юбилей

Правильная практика

В феврале этого года генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко был удостоен награды на первом всероссийском конкурсе «Лучшие практики наставничества». Номинация «Руководитель предприятия – личный наставник» предназначалась для глав компаний, где трудятся более пяти тысяч сотрудников. Кроме того, одним из десяти финалистов в номинации «Наставничество на производстве» стал начальник сектора проектно-конструкторского бюро Севмаша Владимир Некрасов

Конкурс проходил в рамках первого всероссийского форума «Наставник-2018». В пяти номинациях было подано более 4000 заявок со всей страны. Мероприятие собрало менторов из области производства, бизнеса, социальной сферы и образования. Была учреждена специальная номинация «Дети учат детей».

Труд наставников оценивался по пяти критериям. Высокий балл зависел от возможности тиражирования и масштабирования практики, от методологического обеспечения деятельности, от ее результативности и уникальности. В профильной номинации «Наставничество на производстве» конкурентами специалистов Севмаша стали более тысячи человек.

В такой сложной и наукоемкой отрасли, как кораблестроение, развитие системы наставничества – неотъемлемая составляющая производственного процесса. Это не просто знания, которые передаются ученику от наставника. Это опыт и колоссальная школа уважения к профессии, постижение технических тонкостей, которым не учатся по книгам.

Если говорить о Севмаше, то здесь практика наставничества возникла вместе с самим предприятием. За его 78-летнюю историю через эту школу прошло более ста тысяч человек. Ежегодно обучением молодежи занимаются более двух с половиной тысяч опытных учителей, которые выделяются из числа высококвалифицированных бригадиров и рабочих, с разрядом не ниже четвертого. Они помогают новичкам адаптироваться на производстве, передают профессиональное мастерство, вкладывают в молодое поколение свой труд и время – по нормативным документам на обучение отводится не более 20% рабочего времени наставника. В этом взаимодействии развивается система отношений, которая в будущем призвана помочь рабочему наиболее эффективно строить общение с коллективом, что, в свою очередь, должно положительно влиять на качество и темпы работы. Кроме того, наставническая практика помогает обучить начинающих работников рациональным приемам и методам производства, позволяет экономить материалы и топливно-энергетические ресурсы, снижает затраты ручного труда.

Не зря говорят, что сложнее техники, чем атомная подводная лодка, не придумано. Каждый сварочный шов, каждый мазок краски здесь требуют особого мастерства. И обучить этому мастерству молодое поколение можно, только передавая им драгоценный опыт старших. Пришедшие на предприятие работники знакомятся с нормативной и конструкторско-технической документацией, под чутким руководством повышают свой технический, общеобразовательный и культурный уровень.

«У нас очень сложное оборудование. Ни один институт не может подготовить нужных нам специалистов, – говорит Владимир Некрасов, создатель уникального акустического испытательного стенда. – Сейчас крайне сложно найти даже смежные специальности для обучения». Поэтому смену старшему поколению приходится растить самим. Владимир Александрович преподает в Институте судостроения и морской арктической техники, одном из базовых учебных заведений Севмаша. В ходе кропотливой работы с людьми он замечает талантливых специалистов, способных работать со сложным испытательным оборудованием. После окончания вуза многие студенты Владимира Некрасова приходят работать на Севмаш. Многие продолжают обучаться на производстве под его руководством.

Не понаслышке знает о наставничестве и генеральный директор предприятия Михаил Будниченко. Он пришел на Севмаш семнадцатилетним учеником слесаря-монтажника. Его учителями стали Герой Социалистического Труда Валентин Репин и, что особенно ценно, его собственный отец Анатолий Будниченко. Шаг за шагом наставники обучали молодого рабочего, погружали его в специфику атомного подводного кораблестроения.

«Я пришел на завод прямо со школьной скамьи. Во всем прислушивался к своим наставникам и уже через полгода имел третий разряд судового слесаря-монтажника, – вспоминает Михаил Анатольевич. – Поэтому я считаю, что это хорошая, нужная, правильная практика – этот институт на производстве жизненно необходим. Живое общение ученика и наставника позволяет не только приобрести знания, но привить уважение к профессии. Ни в каких учебниках этого не прочитать. А главное – это результат, который мы получаем от этой работы».

И результат этот заметен сразу. За последние три года количество уволившихся в первый год работы снизилось в два раза, по итогам 2017 года успешно адаптировались на производстве 93% рабочих. Прослеживается тенденция сокращения сроков адаптации молодых рабочих: в 2014 году треть, а в 2017 году уже более половины новичков были допущены к сдаче на квалификационный разряд раньше определенного документами времени.

«Труд судостроителя достаточно тяжел, – подчеркивает Михаил Будниченко. – Не все молодые люди способны адаптироваться к непривычным производственным условиям, особенно люди рабочих профессий. Новый персонал набирается не только из Архангельской области, но и из других регионов России. Молодые рабочие пробуют себя в деле, трудятся месяцами. Некоторым не нравится – они уходят, не выдерживая ритма и режима работы. Однако с усовершенствованием практики наставничества в последние годы текучесть молодых кадров заметно сократилась».

Впереди у наставников Севмаша много работы – завод загружен заказами на годы вперед. Молодые кадры со всей страны приезжают на предприятие, чтобы строить атомные подводные лодки для защиты морских рубежей. И в первый год им как никогда нужна поддержка и опытное плечо рядом. А пока есть такие учителя, работа будет спориться.

Пресс-служба АО «ПО «Севмаш»

Правильная практика
Правильная практика