Первый юбилей

Арктический богатырь готов нести службу на Северном флоте

Михаил Бахров
Главный конструктор проекта 21180. Конструкторское бюро «Вымпел»

Андрей Юрьев
Главный конструктор проекта 21180, АО «Адмиралтейские верфи», г. Санкт-Петербург

В конце 2017 года на старейшем питерском заводе «Адмиралтейские верфи» состоялось торжественное поднятие флага Военно-морского флота РФ на ледоколе «Илья Муромец». Это в определенном смысле знаковое событие для российского флота: «Илья Муромец» – первый военный ледокол, позволяющий решать настолько широкий класс задач, что может рассматриваться в качестве уникального научно-технического решения в области судов обеспечения

Контракт на строительство ледокола был заключен заводом «Адмиралтейские верфи» в 2014 году. Проект 21180 разрабатывался совместно специалистами инженерного центра верфи и нижегородского конструкторского бюро «Вымпел».

В технический проект, разработанный всего за четыре месяца, были заложены оригинальные конструкторские решения, позволившие в короткие сроки построить уникальный военный ледокол, в полной мере отвечающий мировым стандартам.

На начальном этапе проектирования основной задачей стало определение характеристик ледокола, способных обеспечить наибольшую эффективность его эксплуатации с учетом требований экологии, безопасности и многофункциональности. Важно было добиться высоких экономических показателей при сохранении заданных характеристик ледопроходимости.

Основные факторы, влияющие на ледовую ходкость: форма корпуса, водоизмещение, тяга и тип движителей, а также состояние наружной обшивки. Чтобы определить оптимальные размерения и обводы корпуса судна,

в опытовом бассейне конструкторского бюро «Вымпел» проводились модельные испытания.

Исследования по выбору формы носовой оконечности позволили выявить возможности снижения ледового сопротивления без потери высоких мореходных качеств на тихой воде.

При определении обводов кормовой оконечности учитывалась защита винтов от ледовых повреждений при движении судна передним и задним ходом, а также при навалах на кромки ледового поля и на отдельные льдины при маневрировании.

Тяга, необходимая для обеспечения достаточной ледопроходимости, достигается за счет применения инновационных двухвинтовых винто-рулевых колонок. Применение этого типа движительно-рулевого комплекса совместно с подруливающим устройством повышает маневренность судна при проведении ледокольных операций и выполнении гидрографических работ. Ледопроходимость судна детально исследовали в ледовом бассейне Арктического и антарктического научно-исследовательского института. По результатам проведенных испытаний были сделаны выводы, что проектируемый ледокол способен развивать скорость в два узла при движении передним ходом во льду метровой толщины. Кроме того, эти исследования не выявили случаев критического воздействия льда на винто-рулевой комплекс судна при всех заданных режимах движения.

Впервые за 40 лет Военно-морской флот получил судно такого класса ледопроходимости

На стадии разработки технического проекта ледокола была создана полная 3D-модель судна, на основе которой впоследствии изготавливались рабочие чертежи. Это позволило минимизировать ошибки при проектировании и обеспечить эффективное управление процессами разработки и строительства.

Ледокол, заложенный на строительной площадке Адмиралтейских верфей в апреле 2015 года, уже в июне 2016 года был спущен на воду, а еще через год вышел на ходовые испытания, которые в два этапа прошли на Балтийском море.

На первом этапе на ближних полигонах, кроме испытаний и настройки основного оборудования, главной задачей стали скоростные маневренные испытания и проверка буксирного устройства с определением тяговых характеристик. На втором этапе, который прошел на полигонах в районе города Балтийска, испытывали авиационный комплекс и опыт фактической буксировки.

Государственные испытания, состоявшиеся в октябре, подтвердили основные характеристики судна, в том числе и его мореходные качества, что стало возможным благодаря достаточно редкому в условиях Балтийского моря шторму силой до семи баллов.

Впервые за 40 лет Военно-морской флот получил судно такого класса. Его отличительная черта – многофункциональность при относительно небольших размерах: «Илья Муромец» сочетает в себе возможности ледокола, морского буксира и патрульного корабля. Новое судно предназначено не только для проведения ледокольных операций, но и для перевозки грузов и людей в процессе развертывания и обслуживания удаленных военно-морских баз, участия в специальных спасательных операциях и ликвидации последствий техногенных аварий. Новый ледокол может выполнять работы по картографированию морского дна и поиску затонувших объектов, а также проводить научно-исследовательские гидрологические и гидрометеорологические работы. На ледоколе реализован современный гидрографический комплекс на базе многолучевого эхолота, установлена мобильная лаборатория, организован вычислительный центр и места для транспортировки катеров специального назначения. Все это позволяет эксплуатировать судно круглый год. Переданный ВМФ ледокол «Илья Муромец», без сомнения, инновационное уникальное научно-техническое сооружение, в полной мере соответствующее современным требованиям мировых стандартов.


Дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» [ проект 21180 ]
однопалубный много-функциональный ледокол с ледокольным форштевнем

Длина наибольшая: 85,0 м

Ширина наибольшая: 20,0 м

Высота борта: 9,2 м

Осадка: 6,8 м

Водоизмещение: 6000 т

Скорость хода: 15 узлов

Автономность: 60 суток

Экипаж/дополнительный экипаж (спецперсонал): 39/43 чел.

Мощность судовой электростанции: 12 МВт

Пропульсивный комплекс: две винто-рулевые колонки по 3,5 МВт

Класс судна: КМ Icebreaker6 АUT1-ICS FF3WS EPP HELIDECK Special purpose ship Российского морского регистра судоходства

• дизель-электрическая силовая установка, работающая на две винто-рулевые колонки

• среднее расположение машинно-котельного отделения

• удлиненный бак и квартердек

• средняя от борта до борта смещенная в нос надстройка

• ходовая рубка кругового обзора

• вертолетная посадочная площадка в носовой части

• открытая грузовая палуба в корме и грузовой трюм под ней

• носовое подруливающее устройство

Основное назначение – ледокольное обеспечение базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, самостоятельная проводка кораблей и судов, буксировка судов и других плавучих сооружений.

Арктический  богатырь готов нести службу на Северном флоте